г. Владимир |
|
19 августа 2009 г. |
Дело N А11-2038/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.08.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Владимира
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.06.2009
по делу N А11-2038/2009,
принятое судьей Кульпиной М.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Политерм"
о признании незаконными действий администрации г. Владимира, выразившихся в отказе в приобретении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Политерм" земельного участка,
при участии:
от администрации г. Владимира - Шабардиной Е.Ю. по доверенности от 25.12.2008 N 01-01-08/8640;
от общества с ограниченной ответственностью "Политерм" - Ильюхина В.В. по доверенности от 14.04.2009,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Политерм" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Владимира (далее - администрация), выразившихся в отказе в приобретении в собственность Общества земельного участка площадью 8255 кв.м с кадастровым номером 33:22:24199:7, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. П. Осипенко, д. 67, и об обязании администрации подготовить и направить в адрес Общества договор купли-продажи указанного земельного участка с предложением о его заключении.
Решением от 18.06.2009 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт.
Как считает администрация, оспариваемый отказ соответствует действующему земельному законодательству, поскольку Общество не подтвердило право собственности на иные здания, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, что в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного или муниципального имущества" является основанием для отказа в приватизации земельного участка. При этом администрация указала, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность не лишает Общество возможности повторно обратиться в администрацию с соответствующим заявлением при наличии правоподтверждающих документов на все здания, находящиеся на спорном земельном участке.
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 18.06.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела, 17.09.2004 между администрацией и Обществом заключен договор N 8174 аренды земельного участка площадью 8255 кв.м с кадастровым номером 33:22:24199:7, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. П. Осипенко, д. 67, со сроком действия до 01.03.2012.
Согласно кадастровому паспорту (выписка из государственного кадастра недвижимости от 08.08.2008) спорный земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под содержание зданий склада и гаражей.
На указанном земельном участке находятся нежилые здания: гараж площадью 1052,1 кв.м (кадастровый номер 33:22:00000:000:11596/1:1067/А) и склад площадью 53,4 кв.м (кадастровый номер 33:22:00000:000:11596/1:1067/Б), принадлежащее Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 10.12.2003 серии 33 АВ N 165969 и от 10.12.2003 серии 33 АВ N 165968 соответственно.
01.12.2008 Общество обратилось в администрацию с заявлением в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации о продаже в собственность данного земельного участка, представив необходимый пакет документов, в том числе кадастровый паспорт земельного участка и свидетельства о праве собственности на гараж и склад.
15.12.2008 специалистами муниципальной земельной инспекции проведено обследование испрашиваемого Обществом земельного участка, в ходе которого выявлено, что на этом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, в частности, ангар, здание охраны, право собственности на которые заявителем не подтверждено.
Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия администрацией решения об отказе в предоставлении Обществу в собственность данного земельного участка. Отказ администрации выражен в письме от 30.12.2008 N 01-01-08/8840.
Посчитав данный отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статья 11 Кодекса указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В пункте 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обладает исключительным правом на приватизацию спорного земельного участка: таковой предоставлен ему в пользование на праве аренды под содержание нежилых зданий (склада и гаража); Общество является собственником указанных нежилых зданий, расположенных на данном земельном участке.
Документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме вместе с заявлением о выкупе земельного участка.
Из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области от 25.11.2008 N 01/034/2008-467 и от 18.05.2009 N 01/015/2009-115 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав на ангар и здание охраны.
Доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность, в частности, в связи с наличием зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, у иных лиц, либо с отнесением его к землям, ограниченным в обороте, запретом приватизации земельного участка, его резервированием администрацией не представлено.
При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
С учетом изложенного оспариваемый отказ администрации не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому суд первой инстанции правомерно удовлетворил его требования.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
При этих условиях апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 18.06.2009 по делу N А11-2038/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Владимира - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2038/2009
Истец: ООО "Политерм"г Владимир
Ответчик: Администрация г. Владимира