14 августа 2009 г. |
Дело N А79-1589/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.08.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.06.2009
по делу N А79-1589/2009,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению арбитражного управляющего Федотова Сергея Александровича
о признании незаконным бездействия Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики по исполнению исполнительного листа от 12.12.2006 N 102351, выданного на основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.11.2006 по делу N А79-4454/2005, выразившегося в неуведомлении о неисполнении администрацией Аликовского района Чувашской Республики исполнительного листа от 12.12.2006 N 102351 в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на всех лицевых счетах администрации Аликовского района Чувашской Республики, и об обязании Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики приостановить операции на всех лицевых счетах администрации Аликовского района Чувашской Республики, кроме операций по полному исполнению исполнительного листа от 12.12.2006 N 102351,
без участия лиц,
и установил:
арбитражный управляющий Федотов Сергей Александрович (далее - заявитель, арбитражный управляющий, Федотов С.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики (далее - Финансовый отдел) по исполнению исполнительного листа от 12.12.2006 N 102351, выданного на основании определения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.11.2006 по делу N А79-4454/2005, выразившегося в неуведомлении о неисполнении администрацией Аликовского района Чувашской Республики (далее - администрация) исполнительного листа от 12.12.2006 N 102351 в течение трех месяцев и неприостановлении осуществления операций на всех лицевых счетах администрации, и об обязании Финансового отдела приостановить операции на всех лицевых счетах администрации, кроме операций по полному исполнению исполнительного листа от 12.12.2006 N 102351.
Решением от 02.06.2009 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил требования заявителя в полном объеме.
Финансовый отдел не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Финансовый отдел как орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника не наделен правом приостанавливать все осуществляемые на лицевых счетах должника операции, действия по приостановлению операций по лицевым счетам администрации ущемляют права и законные интересы не только администрации, но и подведомственных главному распорядителю получателей средств - бюджетных учреждений.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Финансовый отдел заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.06.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.08.2009 объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 10.08.2009.
Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, определением Арбитражного суда Чувашской 02.11.2006 по делу N А79-4454/2005 с администрации в пользу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Аликовскагропромснаб" Федотова С.А. взыскано 176 058 руб. 35 коп., 12.12.2006 взыскателю выдан исполнительный лист N 102351.
Определение от 02.11.2006 и исполнительный лист от 12.12.2006 N 102351 были направлены Федотовым С.А. в Финансовый отдел письмом от 19.09.2008 N 91.
В связи с длительным бездействием Финансового отдела по исполнению указанного исполнительного документа Федотов С.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФЗК "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и пунктом 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) предусмотрено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
На основании частей 5, 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Суд установил, что в соответствии с пунктом 3.1.31 Положения о Финансовом отделе, утвержденного решением Собрания депутатов Аликовского района от 15.11.2005 (протокол N 2), Финансовый отдел осуществляет исполнение судебных актов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета на основании исполнительных листов судебных органов.
Следовательно, именно на Финансовый отдел возложена обязанность по исполнению исполнительных документов о взыскании задолженности с администрации.
Предъявленный к исполнению исполнительный лист от 12.12.2006 N 102351 не был возвращен Федотову С.А. в установленный Бюджетным кодексом срок, то есть принят Финансовым отделом к исполнению.
При этом по истечении длительного времени Финансовый отдел не исполнил в полном объеме в трехмесячный срок свои обязательства - обязанности по уведомлению о неисполнении должником исполнительного листа и по приостановлению расходования средств на счетах администрации.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-п взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Бюджетным кодексом предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод иных лиц.
В силу положений пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Финансовый отдел в рамках настоящего дела должен доказать, что предпринял все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Вместе с тем Финансовый отдел такие доказательства суду не представил.
Поскольку указанный орган не выполнил возложенную на него обязанность по исполнению определения арбитражного суда в трехмесячный срок, его бездействие противоречит статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и является незаконным.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил их.
Доводы Финансового отдела, изложенные в апелляционной жалобе, во внимание не принимаются как основанные на неверном толковании норм бюджетного законодательства.
Арбитражный суд Чувашской Республики в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Финансового отдела удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.06.2009 по делу N А79-1589/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового отдела администрации Аликовского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1589/2009
Истец: Федотов Сергей Александрович
Ответчик: Финансовый отдел Администрации Аликовского района
Заинтересованное лицо: администрация Аликовского района ЧР