г. Владимир |
|
30 июня 2009 г. |
Дело N А79-630/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.06.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кутузовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2009, принятое судьей Манеевой О.В. по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 07.10.2008 N 6447 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В судебное заседание представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, общества с ограниченной ответственностью "СтройГрад", Бойко Максим Сергеевич не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Ростова-на-Дону обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее- Инспекция ФНС по г.Чебоксары) от 07.10.2008 N 6447 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - обществе с ограниченной ответственностью "СтройГрад"-, связанные с внесением изменений в учредительные документы.
01.04.2009 Инспекция ФНС по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону и Инспекция ФНС по Советскому району г.Ростова-на-Дону реорганизованы путем слияния в Межрайонную ИФНС N 24 по Ростовской области (далее - Межрайонная ИФНС N 24 по Ростовской области), что подтверждается приказом Управления ФНС по Ростовской области от 23.01.2009 N 55-к и приказом ФНС от 14.04.2009.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2009 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС N 24 по Ростовской области обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению заявителя апелляционной жалобы, у Инспекции ФНС по г.Чебоксары отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, поскольку представленные Обществом сведения являлись недостоверными. Заявитель представил в материалы дела протокол осмотра, согласно которому ООО "СтройГрад" по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Матросова, 35, не находится.
В своем заявлении заявитель апелляционной жалобы ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Инспекция ФНС по г.Чебоксары, ООО "СтройГрад", Бойко М.С. явку своих представителей также не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что 30.09.2008 в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары поступило от общества с ограниченной ответственностью "СтройГрад" заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества, в части изменения сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица (по форме Р13001).Из представленных в регистрирующий орган документов следовало, что общество с ограниченной ответственностью "СтройГрад" изменило место нахождения на следующий адрес: г.Ростов-на-Дону, ул.Матросова, 35. Единственным учредителем и директором юридического лица является Бойко Максим Сергеевич.
07.10.2008 Инспекция ФНС по г. Чебоксары приняла решение N 6447 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице - обществе с ограниченной ответственностью "СтройГрад"-, связанных с внесением изменений в учредительные документы
С учетом этого обстоятельства налоговый орган направил регистрационное дело Общества в Инспекцию ФНС по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону для постановки юридического лица на учет по новому месту нахождения.
Инспекция ФНС по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону установила факт отсутствия ООО "СтройГрад" по адресу регистрации, что подтверждается протоколом осмотра от 29.10.2008 N 53.
Посчитав, что изменения сведений о месте нахождения ООО "СтройГрад" зарегистрированы Инспекцией ФНС по г. Чебоксары на основании недостоверных сведений об адресе Общества и при отсутствии необходимого для государственной регистрации документа об уплате юридическим лицом государственной пошлины, то есть незаконно, Инспекция ФНС по Железнодорожному району г.Ростова-на-Дону обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа г.Чебоксары является законным и обоснованным, что свидетельствует об отсутствии совокупности предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания незаконным решения государственного органа.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случаях предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.
Из материалов дела усматривается, что директор общества с ограниченной ответственностью "СтройГрад" Бойко М.С. обратился в Инспекцию ФНС по г.Чебоксары с заявлением о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы относительно места нахождения Общества, представив все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" на регистрирующий орган не возложена. В связи с этим у Инспекции ФНС по г. Чебоксары не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений. Действующее законодательство не предусматривает признание недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы в качестве правового последствия представления в регистрирующий орган недостоверных сведений о юридическом лице.
С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что налоговый орган г.Чебоксары не мог принять решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Отдельно суд первой инстанции рассмотрел и обоснованно отклонил довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в данном случае плательщиком государственной пошлины являлось неуполномоченное лицо - Бойко М.С.
В силу статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться руководитель юридического лица.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Чувашской Республики всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводу соответствуют обстоятельствам дела.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС N 24 по Ростовской области признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании положений действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.04.2009 по делу N А79-630/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-630/2009
Заявитель: МИФНС России N24 по Ростовской области, ИФНС по Железнодорожному району г.Ростов-на-Дону
Заинтересованное лицо: ИФНС по г.Чебоксары
Третье лицо: ООО "СтройГрад" г.Ростов-на-Дону, Бойко Максим Сергеевич