г. Владимир |
|
15 июня 2009 г. |
Дело N А43-29544/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Б-Окуловский" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2009 по делу N А43-29544/2008, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Б-Окуловский" о признании незаконным отказа администрации Навашинского района Нижегородской области в предоставлении в собственность земельного участка.
В судебное заседание представители сельскохозяйственного производственного кооператива "Б-Окуловский", администрации Навашинского района Нижегородской области, Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N N 43969- 43971).
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Конкурсный управляющий сельскохозяйственного производственного кооператива "Б-Окуловский" (далее - СПК "Б-Окуловский", Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Навашинского района Нижегородской области, выразившегося в непредставлении ответа на обращение Кооператива о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:37:0000000:111, площадью 12 936 392 кв.м., расположенного в Навашинском районе Нижегородской области.
Заинтересованным лицом по делу также является Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
В процессе производства по делу заявитель изменил предмет требований и окончательно просил суд признать незаконным изложенный в письме от 16.02.2009 N 01-18-233 отказ администрации Навашинского района Нижегородской области в предоставлении в собственность вышеобозначенного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2009 СПК "Б-Окуловский" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кооператив обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебное заседание представители Кооператива, органа местного самоуправления и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не явились.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.09.2005 по делу А43-25108/2005 33-405 СПК "Б-Окуловский" признан несостоятельным (банкротом) по признакам отсутствующего должника и в отношении него открыто конкурсное производство.
Согласно Государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N НН 0-30-0000160 от 25.10.1993 Товариществу с ограниченной ответственностью ТОО "Б.Окуловское" (с. Б.Окулово, Навашинского района Нижегородской области) постановлением главы администрации Навашинского района от 27.09.1993 предоставлено для сельскохозяйственного производства всего 2560 гектаров земель, из которых в коллективно-долевую собственность -1253 гектаров, из них бесплатно 1253гектара; в бессрочное пользование -1307 гектаров в границах, указанных на чертеже.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 03.07.2008 N 61-02/08-2623 следует, что из земельного участка с кадастровым номером 52:37:00 00 000:0027, расположенного в Навашинском районе Нижегородской области, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами N 52:37:0000000:111 площадью 12 936 393 кв.м. и N 52:37:0500005:371.
12.02.2008 конкурсный управляющий СПК "Б-Окуловский" обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом Навашинского района Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 52:37:0000000:111 (предыдущий номер 52:37:00 00 000:0027).
На указанное письмо администрация Навашинского района Нижегородской области ответила письмом от 28.02.2008 исх.N 43, в котором предлагала заявителю представить необходимые для решения вопроса документы и указать вид предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка.
Повторно конкурсный управляющий СПК "Б-Окуловский" обращался в орган местного самоуправления в мае 2008 года и 14.05.2008 администрация Навашинского района Нижегородской области предложила представить конкретный перечень документов для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность (письмо исх. N 01-18-702).
Письмом от 01.08.2008 конкурсный управляющий направил в администрацию района указанный перечень документов с указанием предполагаемого использования - земли сельскохозяйственного назначения (исх. N 15).
Между тем положительного ответа на заявление о выкупе земельного участка в собственность от органа местного самоуправления конкурсный управляющий СПК "Б-Окуловский" не получил.
По результатам рассмотрения обращения Кооператива администрация Навашинского района Нижегородской области письмом от 16.02.2009 отказала конкурсному управляющему СПК "Б-Окуловский" в выкупе испрашиваемого земельного участка. Свое решение орган местного самоуправления обосновал тем, что испрашиваемые земли сельскохозяйственного назначения не используются по целевому назначению.
Не согласившись с таким решением администрации Навашинского района Нижегородской области, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы СПК "Б.Окуловский" и отмены решения арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2013 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в числе которых земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Нецелевое использование земельных участков противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" одним из основных принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является сохранение целевого использования земельных участков.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что обязательным требованием, предъявляемым к покупателям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (юридические лица и предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства), является осуществление ими деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. Установление законом специального субъектного состава покупателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения также непосредственным образом связано с целевым назначением земель указанной категории.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 названного Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела (кадастровый паспорт земельного участка N 61-02/08-2623) и установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок площадью 12 936 393 кв.м. с кадастровым номером 52:37:0000000:111 отнесен к землям сельскохозяйственного назначения.
Согласно письму Управления сельского хозяйства и землепользования администрации Навашинского района Нижегородской области от 22.12.2008 N 197 следует, что СПК "Б-Окуловский" прекратил свою хозяйственную деятельность в 2002 году. Отчеты в управление предоставлялись в последний раз в 2002 году. Обратное заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу (и это не оспаривается заявителем) о том, что испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения по целевому назначению не используется с 2002 года.
Со своей стороны заявитель не представил суду каких-либо доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 52:37:0000000:111 площадью 12 936 393 кв.м. осуществляется в настоящее время и будет осуществляться в будущем деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, намерение заявителя включить испрашиваемый земельный участок сельскохозяйственного назначения в конкурсную массу и продать его дополнительно подтверждает факт неосуществления Кооперативом деятельности по производству сельскохозяйственной продукции в настоящее время и в будущем, и не согласуется с вышеприведенными принципами и положениями действующего земельного законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение администрации Навашинского района Нижегородской области принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации , Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и не нарушает права и законные интересы СПК "Б-Окуловский" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Кооператива признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.03.2009 по делу N А43-29544/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Б-Окуловский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29544/2008-26-444
Истец: СПК "Б-Окуловский"
Ответчик: Администрация Навашинского района Нижегородской области
Заинтересованное лицо: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1683/09