г. Владимир |
Дело N А43-29799/2008 |
"12" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2009 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белякова Е.Н., судей Бухтояровой Л.В., Вечканова А.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Большаковой Н.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПФ Металлимпресс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2009 по делу N А43-29799/2008, принятое судьей Олисовым Р.Ю., по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Металлимпресс", г.Нижний Новгород, к администрации города Нижнего Новгорода, о признании недействительными торгов и договора о развитии застроенной территории.
В судебном заседании участвуют представители:
- от истца - Нухтаров В.И. по доверенности от 16.07.2009 (сроком на 3 года); Тлеуленов М.А. по доверенности от 23.01.2009 N 11 (сроком на 3 года);
- от ответчика - не явился, извещен (уведомление N 01683).
Суд установил, что общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Металлимпресс" (далее - ООО НПФ "Металлимпресс") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация) о признании недействительными торгов от 22.08.2008 в форме открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улиц Пятигорская, проспект Гагарина (участок N 2) в Приокском районе города Нижнего Новгорода и договора о развитии застроенной территории от 10.09.2008 N028/08.
Исковые требования обоснованы статьями 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы проведением торгов с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
Решением от 15.05.2009 суд отказал ООО "НПФ "Металлимпресс" в удовлетворении иска о признании недействительными торгов от 22.08.2008 в форме открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улиц Пятигорская, проспект Гагарина (участок N 2) в Приокском районе города Нижнего Новгорода. Суд признал недействительным пункт 7.2 договора о развитии застроенной территории от 10.09.2008 N 028/08. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
С администрации г.Нижнего Новгорода в пользу ООО НПФ "Металлимпресс" взыскана государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО НПФ "Металлимпресс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части признания недействительными торгов от 22.08.2008 на право заключения договора о развитии застроенной территории на основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушением и неправильным применением норм материального права, а также признать недействительным договор о развитии застроенной территории от 10.09.2008 N 028/08.
Заявитель считает, что заключенный договор не содержит существенных условий, вследствие чего не может применяться и порождать правовых последствий.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Администрации г.Нижнего Новгорода в отзыве возразила против доводов апелляционной жалобы, сославшись на их несостоятельность, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила. Просила об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки представителя.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела отложено на 05.08.2009.
После отложения судебного заседания в соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, пунктом 3.7.6 Регламента Первого арбитражного апелляционного суда в связи с длительным отсутствием судьи Наумовой Е.Н. (отпуск) произведена замена судьи Наумовой Е.Н. на судью Вечканова А.И.
В судебном заседании 05.08.2009 представитель заявителя настаивает на доводах, изложенных в жалобе.
Администрация города Нижнего Новгорода явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила. Ходатайством от 05.08.2009 просила рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 31.01.2007 N 4 утверждена адресная муниципальная программа сноса и реконструкции ветхого жилого фонда в городе Нижнем Новгороде, в которой определены площадки перспективного строительства, в том числе улица Пятигорская, 3 и проспект Гагарина, 142.
На основании постановления главы администрации от 18.07.2008 N 3281 проведены 22.08.2008 торги в форме открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории в границах улиц Пятигорская, проспект Гагарина (участок N 2) в Приокском районе города Нижнего Новгорода.
Победителем этих торгов стало ООО НПФ "Металлимпресс", предложившее максимальную цену за право заключения упомянутого договора.
По итогам торгов администрация и ООО НПФ "Металлимпресс" 10.09.2008 подписали договор N 028/08 о развитии застроенной территории.
В пункте 7.2 указанного соглашения определено, что в рамках настоящего договора у администрации не возникает обязательств по принятию решения об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу и расположенных на Территории, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома, и у ООО НПФ "Металлимпресс" не возникает обязательств по уплате выкупной цены за изымаемые на основании решения Администрации жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на Территории.
Посчитав торги прошедшими с нарушением порядка их проведения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 46.3 (пунктам 1-7, 21) Градостроительного кодекса Российской Федерации аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории является открытым по составу участников и форме подачи заявок (далее в настоящей статье - аукцион). Решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации. В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Орган местного самоуправления, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора. Методика определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена субъектом Российской Федерации. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона. Организатор аукциона не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона должен опубликовать извещение о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также разместить указанное сообщение на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет". Извещение о проведении аукциона, подлежащее опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, должно содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа местного самоуправления или специализированной организации:
2) указание официального сайта, на котором размещено извещение о проведении аукциона;
3) место, дата, время проведения аукциона;
4) адрес места приема, порядок подачи заявок на участие в аукционе;
5) реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
6) местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
7) начальная цена права на заключение договора.
В извещении о проведении аукциона, размещаемом на официальном сайте в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, наряду со сведениями, предусмотренными частью 7 настоящей статьи, должны быть указаны следующие сведения: требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе; порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений в такие заявки;
3) обременения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные в границах такой территории, и ограничения их использования, обременения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на такой территории;
4) указание градостроительного регламента, установленного для земельных участков в пределах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
5) местные нормативы градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденные органом местного самоуправления расчетные показатели обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры);
6) "шаг аукциона";
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
8) существенные условия договора, установленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 46.2 настоящего Кодекса;
9) проект договора.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за право на заключение договора.
В силу статьи 46.2 (пунктов 1, 3, 4) Градостроительного кодекса Российской Федерации по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3-6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса.
Существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
2) цена права на заключение договора;
3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов;
4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнении указанного обязательства;
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства;
7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3-5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
10) срок договора;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
В договоре наряду с указанными в части 3 настоящей статьи существенными условиями могут быть предусмотрены иные существенные условия, в том числе:
1) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
2) указание видов объектов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части и подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность; условия и сроки такой передачи;
3) условия и объем участия органа, местного самоуправления в развитии застроенной территории указанием соответствующих сроков;
4) способы и размер обеспечения исполнения договора лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение требований указанной выше статьи ООО НПФ "Металлимпресс" не представило суду доказательств, подтверждающих наличие при проведении оспариваемых торгов существенных нарушений, которые повлияли бы на их результат.
Как следует из извещения о проведении торгов, опубликованного в СМИ и на сайте администрации г.Нижнего Новгорода www.admgor.nnov.ru, до потенциальных покупателей была доведена заранее полная информация об условиях и правилах торгов, состоявшихся 22.08.2008. ООО НПФ "Металлимпресс" участвовало в них и признано победителем.
Из имеющихся в деле документов не усматривается, что в границах улиц Пятигорская и проспект Гагарина (участок N 2) в Приокском районе города Нижнего Новгорода имеются аварийные дома, подлежащие сносу, что подтверждается администрацией г.Нижнего Новгорода и ООО НПФ "Металлимпресс" не оспаривается. Вместе с тем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в договоре о развитии застроенной территории от 10.09.2008 N 028/08 должны быть условия сделки, предусмотренные пунктом 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принято го в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
- обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии путем выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив документы, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что положения пункта 7.2 договора о развитии застроенной территории от 10.09.2008 N 028/08 противоречат пункту 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и признал его недействительным.
Остальные условия оспариваемого договора соответствуют законодательству.
Доводы заявителя о том, что заключенный договор не содержит существенных условий, несостоятелен, поскольку в рамках рассматриваемого дела вопрос о заключенности либо незаключенности упомянутой сделки не имеет правового значения, так как суд должен проверить договор только на предмет его соответствия нормам права.
По доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствуют основания для признания недействительными торгов и договора о развитии застроенной территории.
Доводы ответчика не содержат фактов, которые не были проверены и учтены арбитражным судом при рассмотрении дела и влияли бы на законность судебного решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Нижегородской области от 15.05.2009 по делу N А43-29799/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПФ Металлимпресс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Беляков |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29799/2008-41-794
Истец: ООО "Научно-производственная фирма "Металлимпресс""
Ответчик: Администрация г. Нижнего Новгорода