г. Владимир |
|
15 мая 2009 г. |
Дело N А43-759/2009-1-10 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2009, принятое судьей Мустафаевым Г.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Макс-НН" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области от 18.12.2008 N 22-08/526 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Макс-НН" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Макс-НН" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - управление, административный орган) от 18.12.2008 N 22-08/526 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 17.02.2009 заявленные требования удовлетворены. Оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Посчитав неправомерным указанное решение, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Управление указало, что вывод суда основан на мемориальном ордере от 20.12.2007 N 97201, который представлен обществом только в процессе обжалования постановления управления в суд.
На основании SWIFТ-сообщения от 24.12.2007 формата М103 управление считает, что бланк плательщика - иностранный банк уже на стадии перевода денежных средств снял комиссию в сумме 105 евро за счет средств общества.
Отнесение на счет общества всех расходов по переводу денежных средств противоречит пункту 4.2 Контракта.
Денежные средства в сумме 150 евро по состоянию на 14.01.2008 необоснованно не поступили на счет общества в уполномоченном банке. Доказательств форс- мажорных обстоятельств непоступления указанных средств обществом в ходе административного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении не представлено.
Управление также не согласно с выводом суда о допущении им процессуальных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.
Административный орган пояснил, что в уведомлении от 13.10.2008 N 02-35эл/4726 наряду с предполагаемой датой составления протокола об административном правонарушении, 06.11.2008, проставлена также дата - 07.11.2008. Поскольку протокол составлен 07.11.2008, права, предусмотренные частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
По мнению управления, главный бухгалтер общества Г.К. Бородина по доверенности от 24.10.2008 N 23/43 имела право на получение уведомления на составление протокола об административном правонарушении, поскольку в доверенности невозможно было указание на номер административного дела ввиду отсутствия протокола об административном правонарушении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность решения суда. Заявило ходатайство о взыскании с административного органа судебных расходов в сумме 1 000 рублей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода в связи с необходимостью обеспечения соблюдения установленных сроков и порядка зачисления денежных средств на банковский счет продавца проведена проверка исполнения обществом требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
В ходе проверки и административного расследования установлено, что 03.09.2007 общество заключило с ОАО "Нафтан", Республика Беларусь, контракт N 051.01.4790 международной купли-продажи оборудования.
Согласно пункту 4.1 контракта покупатель обязан оплатить сто процентов стоимости поставленного оборудования в евро в течение пятнадцати банковских дней после получения оборудования на склад ОАО "Нафтан". Оплата производится в форме банковского перевода путем перечисления денежных средств платежным поручением на расчетный счет продавца.
Пунктом 4.2 контакта предусмотрено, что все расходы, связанные с осуществлением и прохождением платежей за оборудование, на территории страны покупателя оплачивает покупатель, а вне территории страны покупателя - продавец.
Во исполнение указанного контракта обществом на склад нерезидента (покупателя) по товарной накладной от 03.12.2007 N 204 и международной товарно-транспортной накладной (GMR) от 02.12.2007 отгружен товар на сумму 181 638,70 евро. Выручка на счет налогоплательщика поступила за вычетом банковской комиссии в сумме 105 евро.
Согласно отметке склада N 51 ОАО "Нафтан" на товарной накладной N 204 и в графе 24 CMR датой получения нерезидентом на свой склад товара является 14.12.2007.
Таким образом, инспекцией установлено невыполнение обществом (резидентом) в установленный контрактом срок обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту (покупателю) товары, а именно: не поступила на счет резидента в уполномоченном банке валютная выручка в размере 105,00 евро, являющаяся согласно указанию в полях 71 и 71F SWIFТ-сообщения формата М103 от 24.12.2007 уполномоченного банка (л.д. 26) суммой комиссии, удержанной иностранным банком.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 07.11.2008 N 660-2.
Материалы о данном административном правонарушении переданы таможенным органом по подведомственности Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области.
Рассмотрев материалы административного дела, управление 18.12.2008 вынесло постановление N 22-08/526 о привлечении общества к
административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 2 844 рублей 55 копеек.
Общество, не согласившись с принятым постановлением, обратилось в арбитражный суд.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
Ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, установлена в части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, пунктом 4.2 стороны согласовали условие о том, что все издержки, связанные с международным банковским переводом, которые возникают на территории страны покупателя (на территории Республики Беларусь) подлежат отнесению на счет покупателя, а все расходы, возникающие за пределами территории страны покупателя (то есть за пределами Республики Беларусь), следует относить на продавца.
Оценив мемориальный ордер от 20.12.2007 N 97201, суд первой инстанции обоснованно указал, что банк перевододателя (ЗАО "Межторгбанк"), в котором контрагент открыл валютный счет, списал со счета нерезидента 173.83 евро банковской комиссии за осуществление международного денежного перевода от 20.12.2007 N 2845.
Данным переводом в адрес заявителя перечислена сумма в размере 181 638,70 евро - полная фактурная стоимость экспортированного нерезиденту оборудования по поставке, оформленной CMR от 02.12.2007.
Информация о перевод в адрес общества 81 638,70 евро отражена в поле 33В SWIFТ-сообщения, где по стандарту SWIFT подлежит указанию первоначально определенная перевододателем (плательщиком) сумма поручения по расчетному документу перевододателя (плательщика). При этом стандартом SWIFT предусмотрено обязательное указание данного поля в сообщении в случае, когда платежные инструкции содержат указания на комиссии отправителя либо получателя (поля 71). Кроме того, лишь в случаях, когда отсутствовали какие-либо расходы отправителя либо получателя, значение поля 33В соответствует значению поля 32А, в котором указаны суммы межбанковского расчета по операции, отраженной в SWIFТ-сообщении. В упомянутом SWIFТ-сообщении в поле 32А указана сумма в размере 181 533,70 евро, т.е. на 105 евро меньшая, чем в поле 33В. Именно сумма 105 евро указана в поле SWIFТ-сообщения 71F, касающемся комиссий получателя.
Таким образом, контрагент заявителя (нерезидент) исполнил свои обязательства по оплате поставленного ему оборудования надлежащим образом, отнесение спорных комиссий в размере 105 евро на издержки заявителя полностью соответствует условиям пункта 4.2 контракта международной купли-продажи товаров.
Иное административным органом вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Довод управления о неправомерности оценки судом данных документов является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании части 1 статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, требование по обеспечению своевременного поступления валютной выручки на свой счет в уполномоченном банке было выполнено обществом надлежащим образом.
Ввиду отсутствия состава правонарушения суд с учетом пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно признал неправомерным оспоренное постановление управления.
Также суд первой инстанции обоснованно указал на наличие процессуальных нарушений при производстве по административному делу.
Протокол об административном правонарушении от 07.11.2008 составлен в отсутствие представителя заявителя.
Доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте его составления управлением не представлено. Суд первой инстанции верно указал, что уведомление от 13.10.2008 N 02-35эл/4726, полученное бухгалтером заявителя Бородиной Г.К. по доверенности от 24.10.2008 N 23/43, не является доказательством извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Из положений статей 25.4, 28.2 Кодекса следует, что протокол об административном правонарушении составляется, дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
Пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем Кодекс допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Доверенностью от 24.10.2008 N 23/43 главный бухгалтер общества уполномочен получать для заявителя документацию от налоговых органов, но не наделен правом на представление интересов общества по участию в административном деле, в силу чего получение указанным лицом уведомления не является доказательством извещения законного представителя общества о месте и времени составления протокола.
Кроме того, уведомлением от 13.10.2008 N 02-35эл/4726 (л.д. 29) общество извещалось о необходимости явиться в административный орган для составления протокола 06.11.2008 или 07.11.2008. Такое уведомление лица не является надлежащим, поскольку не содержит конкретной даты, когда обществу надлежало явиться в управление для составления протокола. Таким образом, управлением не предпринято достаточной меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Названное процессуальное нарушение является существенным, поскольку не позволило полно и всестороннее рассмотреть дело об административном правонарушении, также является основанием для признания постановления управления незаконным.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Апелляционный суд, удовлетворив ходатайство общества, относит на управление 1 000 рублей судебных расходов, понесенных заявителем при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам согласно статье 106 Кодекса относятся в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 Кодекса).
Оценив представленные обществом договор от 17.03.2009 N 09020, акт о результатах оказанных услуг, счет от 17.03.2009 N 32, платежное поручение от 19.03.2009 N 78, суд пришел к выводу, что факт и размер понесенных расходов обществом подтвержден и является оправданным.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2009 по делу N А43-759/2009-1-10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Макс-НН" 1 000 рублей судебных расходов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-759/2009-1-10
Истец: ООО "МАКС-НН"
Ответчик: ТУ Росфиннадзора в Нижегородской олбласти
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1017/09