г. Владимир |
|
24 августа 2009 г. |
Дело N А43-1421/2009 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковенко С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2009 по делу N А43-1421/2009, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
В судебном заседании до объявления перерыва принял участие представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода - Соколов Д.В. по доверенности от 11.12.2008 N 12-18/27281.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска и общество с ограниченной ответственностью "Юпитер", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода (далее по тексту - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Юпитер" при его создании путем реорганизации в форме слияния, за основным государственным регистрационным номером 1085407000139.
Решением суда от 18.06.2009 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция считает неправомерной государственную регистрацию юридического лица при его создании путем реорганизации в форме слияния, поскольку заявление общества о государственной регистрации оформлено с грубым нарушением Федерального закона N 129-ФЗ.
Представив дополнение к апелляционной жалобе, инспекция считает, что ответчики по данному спору - инспекция Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Новосибирска и общество с ограниченной ответственностью "Юпитер" должны быть привлечены к участию в деле, поскольку по существу оспаривается правомерность совершенных ими действий.
В судебном заседании до перерыва представитель инспекции поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Новосибирска, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда - законным и обоснованным.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.08.2009 объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 24.08.2009.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом N 1 совместного общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью "Объединенная торговая компания", "СТС Логистик", "ПрикамьеДорСтрой", "Мониор", "Альянс" и "Дефанс" от 17.12.2007 (л.д. 109) и договором о слиянии указанных обществ (л.д. 74-78), утвержденного протоколом N 2 общего собрания участников ООО "Дефанс"" от 17.12.2007, решением N 2 единственного участника ООО "Альянс" от 17.12.2007, решением N 2 единственного участника ООО "Мониор" от 17.12.2007, решением N 2 единственного участника ООО "Объединенная торговая компания" от 17.12.2007, решением N 2 единственного участника ООО "ПрикамьеДорСтрой" от 17.12.2007 и решением N 2 единственного участника ООО "СТС Логистик" от 17.12.2007 (л.д. 79-84), было принято решение о реорганизации юридических лиц форме слияния с образованием нового юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Юпитер".
На основании заявления руководителя постоянно действующего исполнительного органа ООО "Юпитер" Караваева П.А. по форме N Р12001 (л.д. 54-66) и представленных для государственной регистрации документов, регистрирующим органом - инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска 14.01.2008 принято решение N 7401р о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния (л.д. 52).
Не согласившись с проведенной государственной регистрацией вновь создаваемого юридического лица (ООО "Юпитер") инспекция обратилась в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Как следует из решения суда первой инстанции, заявленное инспекцией требование о признании недействительной государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Юпитер" при его создании путем реорганизации в форме слияния, рассмотрено судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд первой инстанции фактически рассмотрел требования, не заявленные инспекцией, а именно, проверил на соответствие требованиям законодательства ненормативный правовой акт - решение инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска от 14.01.2008 N 7401.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых документов для государственной регистрации (статья 23 Закона N 129-ФЗ).
Как установил суд первой инстанции, обществом с ограниченной ответственностью "Юпитер" в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В заявлении о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, общество подтвердило, в частности, достоверность сведений, содержащихся в учредительных документах, и иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Материалами дела установлено, что представленное в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации юридического лица, содержит засвидетельствованную нотариусом подпись заявителя при государственной регистрации - Караваева П.А., избранного 17.12.2007 общим собранием участников обществ с ограниченной ответственностью "Объединенная торговая компания", "СТС Логистик", "ПрикамьеДорСтрой", "Мониор", "Альянс" и "Дефанс" на должность директора общества с ограниченной ответственностью "Юпитер".
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа - инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Как правильно отметил суд первой инстанции, наличие у реорганизуемого юридического лица - ООО "Мониор" - задолженности перед бюджетом по уплате налоговых платежей и несообщение об этом в регистрирующий орган, а также иные нарушения, допущенные лицом, подавшим документы на регистрацию, не могут служить основанием для признания ненормативного акта о государственной регистрации юридического лица недействительным, поскольку за такие действия законодательство предусматривает иные правовые последствия.
В силу пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Соответственно, ООО "Юпитер", как правопреемник ООО "Мониор", отвечает по его обязательствам, и возможность взыскания задолженности с ООО "Юпитер" не утрачена.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает признание судом недействительным решения о государственной регистрации в качестве правовых последствий указания в заявлении о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица недостоверных сведений. Достоверность сведений, содержащихся в заявлении и учредительных документах, а также в иных документах, представленных для государственной регистрации, подтверждается при подаче заявления о государственной регистрации в регистрирующий орган.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае не однократных, либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов.
Для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту и нарушения актом прав и законных интересов юридического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Доказательств того, что инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска при принятии решения от 14.01.2008 N 7401р о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния нарушила права и законные интересы инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода, в материалы дела не представлено.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
При отсутствии совокупности двух условий, при наличии которых ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления инспекции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области 18.06.2009 по делу N А43-1421/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1421/2009-16-29
Заявитель: ИФНС России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г.Новосибирск
Заинтересованное лицо: ООО "Юпитер" г Нижний Новгород