Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г. N 09АП-33833/2010
г. Москва |
Дело N А40-157398/09-24-1140 |
21 марта 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.03.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей: Банина И.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лаптевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Михайловская автоколонна" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2010 по делу N А40-157398/09-24-1140, принятое судьей Мироненко Э.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Михайловская автоколонна" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области о возмещении убытков,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кемишев А.Н. по доверенности от 11.01.2011, Брыль И.В. по доверенности от 11.01.2011;
от ответчиков: 1) Смирнова Я.М. по доверенности от 15.09.2010 N 01-06-08/215, 2) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2010 обществу с ограниченной ответственностью "Михайловская автоколонна" отказано в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области о взыскании 8 479 039 руб. 83 коп. в возмещение убытков, в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан (с учетом изменения размера исковых требований).
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
Рассмотрев дело в отсутствие представителя Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения автобусами на городских и пригородных маршрутах и получение прибыли.
В 2007 году истец предоставлял льготы отдельным категориям граждан при выполнении городских и пригородных перевозок, в связи с чем, понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определенной расчетным методом.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Как установлено ч. 5 ст. 790 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2003 N 23, возмещение убытков транспортным организациям в связи с перевозкой отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, нормативно-правовыми актами которого установлена льгота.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 изменен порядок предоставления льгот в Российской Федерации. Отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Согласно статьям 44, 63 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 только меры социальной защиты отдельных категорий граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации.
На основании ст. 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
Согласно Правилам предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, утвержденным Постановлением РФ от 29.12.2005 N 827, размер субвенций исчисляется с учетом численности граждан в субъекте РФ, оказание мер поддержки которых относится к ведению РФ, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформированный Пенсионным фондом РФ.
Согласно указанным Правилам, субъекты РФ определяют порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
На территории Свердловской области в 2007 году нормативным актом, определяющим порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан являлось постановление Правительства N 1178-ПП от 28.12.2004 "О реализации мер социальной поддержки в соответствии с областными законами...", которым определен порядок возмещения расходов транспортных предприятий в Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2007 N 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году" установлено, что обеспечение в 2007 году бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородних маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов Свердловской области от 18.01.2010 N 16-16/7, в 2007 году возмещение расходов транспортным организациям, осуществлявшим предоставление бесплатного проезда по территории Свердловской области отдельным гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производилось в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 N 1178-ПП.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28.12.2004, действующим в спорном периоде, (п. 8) расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.
Финансовый показатель определяется как отношение фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год к численности населения муниципального образования по данным органов государственной статистики.
В соответствии с п. 9 порядка расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области производится исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов, определяемой в соответствии с пунктом 8 порядка и фактически отработанного времени транспортной организацией. Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Свердловской области по месту их нахождения. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов.
Таким образом, на территории Свердловской области разработаны и утверждены нормативные акты, предусматривающие возмещение расходов транспортным организациям.
Нет оснований согласиться с суммой убытков определенной истцом, согласно представленного расчета.
Расчет истца с применением данных из постановления Росстата от 19.01.2007 N 9 не может быть признан обоснованным, с учетом действующего на территории Свердловской области законодательства, устанавливающего порядок возмещения расходов (постановления Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 03.04.2006), а также правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 05.02.2008 N 12479/07 и от 23.04.2007 N 1476/07, согласно которой возможность расчетного метода обусловлена отсутствием порядка возмещения транспортными организациями расходов.
Следует признать, что возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам в соответствии с требованиями законодательства, а также официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Министерством финансов РФ и Свердловской областью в полном объеме выполнены все обязательства перед истцом по возмещению убытков, связанных с бесплатным (льготным) проездом 2007 году, принятых на себя в соответствии ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", постановлениями Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28.12.2004., от 22.11.2007 N 1148-ПП, что подтверждается, в том числе, письмами Минфина Свердловской области от 11.11.2009 N 674 и от 18.01.2010 N 16-16-/7.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, но они не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Государственная пошлина по делу распределяется в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и ст. ст. 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2010 по делу N А40-157398/09-24-1140 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Михайловская автоколонна" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.И. Катунов |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5971/2009
Истец: ООО "Керамика", г.Чебоксары
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3271/09