г. Чита |
Дело N А78-1961/2009 |
"25" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В.Желтоухова, Д.Н.Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Заместителя прокурора Забайкальского края на решение Арбитражного суда Читинской области от 04 мая 2009 года по делу N А78-1961/2009 по заявлению Заместителя прокурора Забайкальского края об отмене постановления N ТУ ФС-09/3 от 23 марта 2009 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае о прекращении производства по делу об административном правонарушении (суд первой инстанции: Анисимов М.И.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Миркутов А.В. - прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Забайкальского края (удостоверение N 181847);
от заинтересованного лица Управления Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю: Пудовкина Е.А. - представитель (доверенность от 27.01.2009 года N 1/278), Рычков О.В. - представитель (доверенность от 17.06.2009 года N 1/1540);
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае: Борисова Е.В. - представитель (доверенность от 08 апреля 2009 года);
установил:
Заместитель прокурора Забайкальского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Читинской области с требованием об отмене постановления N ТУ ФС-09/3 от 23 марта 2009 года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае (далее - ТУ ФСФБН в Забайкальском крае) о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Управления Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю (далее - УФМС по Забайкальскому краю).
Решением Арбитражного суда Читинской области от 04 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа послужил вывод суда о том, что после принятия УФМС по Забайкальскому краю к бюджетному учету по счету 010100000 и до оформления государственной регистрации права оперативного управления нежилого помещения - магазина, расположенного по адресу: г.Чита, ул.Столярова,93, - оплата ремонта находящейся в этом помещении охранно-пожарной сигнализации по коду операций сектора государственного управления классификации расходов РФ "225", не является использованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - АПК РФ).
Прокурор, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе прокурор ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что на момент оплаты УФМС по Забайкальскому краю (02 июля 2008 года) монтажа и наладки охранно-пожарной сигнализации в нежилом помещении, расположенном по адресу: г.Чита, ул.Столярова,93, - это помещение в оперативном управлении УФМС по Забайкальскому краю не находилось, поэтому оплата по коду операций сектора государственного управления классификации расходов РФ (далее - КОСГУ) "225" за эти работы произведена быть не могла, а должна была быть произведена по КОСГУ "226".
В судебном заседании прокурор доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить и признать незаконным постановление N ТУ ФС-09/3 от 23 марта 2009 года ТУ ФБН в Забайкальском крае.
Представители Территориального управления ФСФБН в Забайкальском крае и Управления ФМС по Забайкальскому краю каждый в отдельности представили отзывы на апелляционную жалобу и в судебном заседании пояснили, что считают доводы жалобы несостоятельными, а выводы суда законными и обоснованными, просили отказать прокурору в удовлетворении апелляционной жалобы.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Забайкальскому краю 19 июня 2008 года издало Распоряжение N 943 о передаче на баланс УФМС по Забайкальскому краю на праве оперативного управления нежилого помещения - магазина, расположенного по адресу: г.Чита, ул.Столярова,93, пом.2/1, общей площадью 225,6кв.м. - являющегося государственным имуществом казны Российской Федерации. Этим же распоряжением был утвержден передаточный акт N 12, которым Российская Федерация произвела прием-передачу указанного нежилого помещения на баланс УФМС по Забайкальскому краю на праве оперативного управления, обязав УФМС обеспечивать его надлежащую эксплуатацию и сохранность, техническое обслуживание и ремонт имущества, инженерного оборудования и коммуникаций, в том числе на договорных условиях. 01 июля 2008 года передаточный акт подписали руководители УФМС по Забайкальскому краю и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Забайкальскому краю.
На основании названных распоряжения и передаточного акта 14 октября 2008 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право оперативного управления УФМС по Забайкальскому краю на нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Чита, ул.Столярова,93.
Указанное нежилое помещение оборудовано пожарно-охранной сигнализацией, и 27 июня 2008 года УФМС по Забайкальскому краю заключило договор подряда N 1 с ФГУП "Охрана" на монтаж и наладку этой пожарно-охранной сигнализации. Работы были выполнены 28 июня 2008 года, с 30 июня 2008 года система охранно-пожарной сигнализации была принята в эксплуатацию, и 02 июля 2008 года УФМС по Забайкальскому краю осуществило оплату за выполненные работы в сумме 35 936 рублей платежным поручением N 2237 от 02.07.2008 по подстатье "225" КОСГУ.
Полагая, что в соответствии с "Указанием о порядке применения бюджетной классификации", утвержденным Приказом Минфина РФ от 24 августа 2007 года N 74н, расходы учреждения по оплате работ по установке и наладке охранной и пожарной сигнализации должны осуществляться не по КОСГУ "225", а по КОСГУ "226", 10 марта 2009 года заместитель прокурора Забайкальского края в присутствии законного представителя юридического лица вынес постановление о возбуждении в отношении УФМС по Забайкальскому краю дела об административном правонарушении по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ - использование бюджетных средства на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов.
23 марта 2009 года заместитель руководителя Территориального управления ФСФБН в Забайкальском крае, рассмотрев в соответствии с предоставленными ему частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 23.7 КоАП РФ полномочиями поступившие от прокурора материалы, постановлением N ТУ ФС-09/3 прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении УФМС по Забайкальскому краю на основании подпункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заместителя прокурора в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы необоснованными и отклоняет в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В статье 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Управление ФМС по Забайкальскому краю согласно пункту 3 Положения о нём является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной миграционной службы России, и в гражданских правоотношениях участвует в форме государственного учреждения.
На основании части 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Приказом Минфина РФ N 74н от 24 августа 2007 года были утверждены "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", действовавшие в 2008 году (далее - Указания), в которых подстатьи "225. Работы, услуги по содержанию имущества" и "226. Прочие работы, услуги" включены в статью "220. оплата работ, услуг" группы "200. Расходы" раздела "V. Классификация операций сектора государственного управления".
На подстатью "225" КОСГУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе, за проведение ремонта инженерных систем и коммуникаций. На данную подстатью относятся также: расходы учреждения, связанные с содержанием имущества, находящегося в безвозмездном пользовании; расходы на содержание имущества, находящегося в государственной казне Российской Федерации, казне субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования.
Другие аналогичные расходы.
На подстатью "226" КОСГУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе на: вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию); другие расходы, связанные с оплатой работ, услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225.
Состав и учет нефинансовых активов, единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, бюджетных учреждениях в 2008 году устанавливался Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10 февраля 2006 года N 25н (далее - Инструкция). В соответствии с пунктами 70, 71, 75, 10 и 20 Инструкции приобретенные объекты нефинансовых активов, в том числе здания, сооружения, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, подлежали учету на счете 010600000 "Вложения в нефинансовые активы", а впоследствии на основании Актов о приеме-передаче здания (сооружения) (Ф.0306030) и документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, отражались по дебету счета 01010000 "Основные средства".
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом предусмотренных передаточным актом N 12 условий передачи нежилого помещения и приведенных положений Инструкции и Гражданского кодекса РФ, УФМС по Забайкальскому краю, приняв 01 июля 2008 года на основании передаточного акта N 12 нежилое помещение по ул.Столярова,93 в г.Чите, правомерно сразу же поставило его на баланс, и обязано было с момента принятия на баланс осуществлять его техническое обслуживание и ремонт. Подписание и утверждение акта N 1 от 18.12.2008г. приема-передачи здания (сооружения) (Ф.0306030, унифицированной формы N ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003г. N 7), как документа первичного бухгалтерского учета на указанное нежилое помещение имело значение не для определения подстатьи, на которую следует относить расходы по ремонту находящегося в этом помещении инженерного оборудования, а для отражения этого имущества как ненфинасовых активов на соответствующем счете бухгалтерского учета. Здания же, сооружения и иные материальные объекты, куда входят и нежилые помещения, учитываемые как по счету 010100000 так и по счету 010600000 Инструкции, относятся к нефинансовым активам, а расходы по проведению ремонта инженерных систем нефинансовых активов относятся на подстатью "225" КОСГУ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
С учетом положений пункта 4 статьи 214, а также пункта 1 статьи 131 и пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ, определяющих момент возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество моментом государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нежилое помещение по ул.Столярова,93 в г.Чите, находясь с 01 июля 2008 года в пользовании УФМС по Забайкальскому краю, до 14 октября 2008 года составляло казну Российской Федерации. А расходы по содержанию имущества, находящегося в государственной казне Российской Федерации относятся на подстатью "225" КОСГУ.
Таким образом, Управление ФМС по Забайкальскому краю, оплатив 02 июля 2008 года работы по ремонту (монтажу и наладке) пожарно-охранной сигнализации в нежилом помещении, расположенном по адресу: г.Чита, ул.Столярова,93, - за счет средств расходов подстатьи "225" КОСГУ, использовало их на цели, соответствующие условиям их получения, следовательно, административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ не совершило.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Следовательно, постановление N ТУ ФС-09/3 Территориального управления ФСФБН в Забайкальском крае от 23 марта 2009 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении вынесено правомерно.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 04 мая 2009 года по делу N А78-1961/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1961/09
Заявитель: Прокурор Забайкальского края
Ответчик: УФМС по Забайкальскому краю, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного контроля
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1775/09