г. Чита |
Дело N А10-754/2009 |
29 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Никифорюк Е.О., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вторушиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2009 года по делу N А10-754/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиационный завод" о признании незаконным бездействия Администрации города Улан-Удэ по неустановлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиационный завод" на 2009 год, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Улан-Удэнского городского Совета депутатов (суд первой инстанции: Мархаева Г.Д.-С.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Степановой Н.И., по доверенности от 01.01.2009 года,
от Администрации: Мотоевой М.К., по доверенности от 21.12.2007 года,
от третьего лица: не было,
установил:
Заявитель - Открытое акционерное общество "Улан-Удэнский авиационный завод" - обратился с требованием о признании незаконным бездействия Администрации города Улан-Удэ по неустановлению тарифов на водоснабжение и водоотведение для Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиационный завод" на 2009 год.
Дело судом первой инстанции рассмотрено с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
Суд первой инстанции решением от 13 мая 2009 года заявленные требования удовлетворил частично, признав незаконным бездействие ответчика в период с 27 ноября по 09 декабря 2008 года, выразившееся в неустановлении тарифов на услуги на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиационный завод" на 2009 год (период с 01.01.2009 по 11.03.2009). В удовлетворении остальной части иска отказано.
Как следует из судебного акта, основанием к удовлетворению заявленных требований в части послужил вывод суда о том, что тарифы на услуги, оказываемые потребителям Улан-Удэнского моторостроительного завода - структурного подразделения общества были несвоевременно установлены в результате бездействия Администрации г. Улан-Удэ, допущенного в период с 27 ноября по 09 декабря 2008 года по исполнению полномочий по установлению тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение организации коммунального комплекса в сроки и период, установленные статьей 13 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Суд установил, что обществом соблюдены требования Регламента представления и рассмотрения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 17 апреля 2007 года N 174, касающиеся представления необходимых документов и сроков их представления. Представленные документы на доработку обществу не возвращались.
Решение об установлении тарифов для потребителей основной площадки общества принято третьим лицом 27 ноября 2008 года. Однако решение об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые потребителям Улан-Удэнского моторостроительного завода - структурного подразделения общества принято 12 февраля 2009 года и вступило в силу с 12 марта 2009 года.
В повестку 96 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, проходившей 27 ноября 2008 года, по инициативе Администрации г. Улан-Удэ был включен вопрос об установлении тарифов обществу на холодное водоснабжение и водоотведение. Согласно протоколу сессии, исследованному судом, рассмотрение данного вопроса по инициативе мэра г. Улан-Удэ было отложено до 09 декабря 2008 года в связи с необходимостью выяснения возможности установления 2 тарифов на одни и те же услуги одному юридическому лицу, при этом мэром было решено направить запрос в органы прокуратуры. С юридической стороной вопроса было поручено разобраться должностному лицу Администрации Бутовой Л.С. до 09 декабря 2008 года.
В период времени с 27 ноября по 09 декабря 2008 года Администрацией г. Улан-Удэ обществу не направлялись требования о предоставлении дополнительных документов, касающихся установления тарифов на услуги, оказываемые У-УМСЗ, а также не совершались другие действия, направленные на внесение вопроса по установлению спорного тарифа на рассмотрение очередной сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
На сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, проходившей 09 декабря 2008 года, вопрос об установлении тарифов У-УМСЗ на холодное водоснабжение и водоотведение не рассматривался.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ее заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что у Улан-Удэнского городского Совета депутатов отсутствовали правовые основания для утверждения отдельного тарифа на холодную воду и водоотведение для структурного подразделения "Улан-Удэнский моторостроительный завод", поскольку Улан-Удэнский моторостроительный завод не имеет статуса юридического лица, является структурным подразделением ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", расположен в 25км. от основной площадки, оказывает услуги по водоснабжению потребителям Октябрьского района, в то время как организация коммунального комплекса должна иметь статус юридического лица согласно Федеральному закону от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Довод общества о том, что Улан-Удэнский городской Совет депутатов не утвердил представленный на сессию 27.11.2008 года проект решения об установлении тарифов, обосновывая это наличием запрета на установление двух тарифов для одного юридического лица, заявитель апелляционной жалобы полагает необоснованным.
На 96 сессии городского Совета во время рассмотрения проекта решения мэром города Улан-Удэ были заданы вопросы директору моторостроительного завода о том, является ли завод отдельным зарегистрированным предприятием и уплачивает ли он земельный налог. На заданные вопросы были получены отрицательные ответы, в связи с чем мэр предложил отложить принятие проекта решения для уточнения юридической стороны вопроса. Предложение было поддержано депутатами.
На сессию Улан-Удэнского городского Совета депутатов, состоявшуюся 09.12.2008 года, документы обществом представлены не были. Вместе с тем 03.12.2008 года Улан-Удэнским городским Советом депутатов подготовлено заключение на проект решения "Об установлении тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода - подразделения ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" на холодную воду и водоотведение на 2009 год", в котором указано на то, что в соответствии со ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса должна иметь статус юридического лица.
Только 17.12.2008 года в адрес Управления регулирования тарифов поступило письмо общества о том, чтобы материалы, представленные на сессию 27.11.2008 года, рассматривать как материалы для установления тарифов ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", таким образом, по утверждению заявителя жалобы, отсутствует бездействие Администрации г. Улан-Удэ в период с 27 ноября по 09 декабря 2008 года, выразившееся в неустановлении тарифов на услуги на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" в районе 4-го км. автодороги Улан-Удэ - Николаевский на 2009 год.
Представитель ответчика в заседании апелляционного суда доводы заявленной апелляционной жалобы поддержал; дополнительно пояснил, что решение суда обжалуется в части удовлетворения заявленных требований.
Представитель общества в заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве; в частности, указывает, что является юридическим лицом и крупным градообразующим предприятием, имеет ряд структурных подразделений, расположенных как в районе территории основной площадки, так и обособленно от нее, в том числе Моторостроительный завод. Помимо основной деятельности, предприятие осуществляет услуги по поставке холодного водоснабжения и водоотведения населению и иным потребителям п. Загорск и п. Восточный, а также в районе 4км. автодороги Улан-Удэ - Николаевский в месте расположения обособленного подразделения.
Федеральный закон от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не содержит запрета на установление двух тарифов на один вид услуг для одного юридического лица. В силу экономических причин ранее ежегодно тарифы на водоснабжение и водоотведение для основной промплощадки и промплощадки моторостроительного завода устанавливались отдельно. Процедура установления тарифов в прошлые периоды идентична.
Для установления тарифов на водоснабжение и водоотведение на период 2009 года как для основной площадки завода, так и для площадки моторостроительного завода, был направлен соответствующий пакет документов в Управление регулирование тарифов 25 июля 2008 года. 07 ноября 2008 года по результатам проверки экономического обоснования тарифов Управлением регулирования тарифов было дано положительное заключение. Вся иная переписка, действия также совершались ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" от имени юридического лица, а не подразделения.
Нарушения по предоставлению пакета документов, прохождению всей необходимой процедуры установления тарифов на очередной период отсутствовали, что подтверждается положительным заключением Управления регулирования тарифов г. Улан-Удэ, решением Тарифной комиссии, положительным решением, принятым на Дне депутата и, в последующем, материалы направлены в Улан-Удэнский городской Совет депутатов для утверждения сессией.
Общество прошло всю необходимую процедуру перед вынесением вопроса на утверждение очередной сессии городского Совета депутатов. По заключению МУ "Управления регулирования тарифов" от 07.11.2008 года и решению N 69 от 12.11.2008 года тарифной комиссии для моторостроительного завода - подразделения экономически обоснованными были признаны тарифы в размере: на холодную воду - 32,35 руб./куб (без учета НДС), на водоотведение - 10,89 руб./куб. (без учета НДС).
При условии утверждения тарифов на сессии городского Совета депутатов 27 ноября 2008 года тарифы вступили бы в силу с 01.01.2009 года. Фактически из-за бездействия Администрации тарифы были утверждены 12.02.2009 года, соответственно, вступили в силу с 12.03.2009 года, таким образом, на период с 01.01. по 11.03.2009 года тарифы не установлены. В настоящее время потребитель завода - ОАО "ТГК-14" обоснованно в связи с отсутствием установленных на указанный период тарифов на водоснабжение и водоотведение не производит оплату за указанный период. Прямые убытки общества на текущий момент составили 236785,26 руб., что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Общество просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с доводами апелляционной жалобы Администрации города Улан-Удэ, в частности, указывает на отсутствие бездействия Администрации, поскольку Администрация города Улан-Удэ принимала все меры для решения вопроса: изучена юридическая сторона вопроса, предприняты меры по поиску законного его решения (переговоры с представителем Моторостроительного завода, Прокуратурой РБ, совещания, исследование вопроса и т.д.), на то, что в ходе судебного разбирательства не были приведены конкретные нормы права, обязывающие Администрацию предпринимать определенные действия или воздержаться от их совершения. Довод общества об установлении тарифа на одни и те же услуги для одного и того же юридического лица не основан на конкретной норме законодательства, а основан на его произвольном толковании.
Третье лицо просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются только в обжалуемой Администрацией города Улан-Удэ части.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения общества, доводы третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу, верно применил нормы материального права.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В силу статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" полномочиями по регулированию тарифов на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, оказываемые обществом, обладают органы местного самоуправления городского округа "Город Улан-Удэ".
Порядок принятия решений об установлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ, утвержден Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.03.2007 года N 608-60, согласно которому установление цен (тарифов) производится по инициативе органов местного самоуправления или организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Решения об установлении цен (тарифов) принимаются регулирующим органом на основании решения Тарифной комиссии и по результатам рассмотрения обосновывающих документов МУ "Управление регулирования тарифов". Регулирующим органом в соответствии с данным Порядком является Улан-Удэнский городской Совет депутатов.
Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 17 апреля 2007 года N 174 утвержден Регламент представления и рассмотрения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пунктам 2, 5, 13 и 14 Регламента представление и рассмотрение материалов для утверждения тарифов организаций коммунального комплекса осуществляется по инициативе организаций коммунального комплекса по представленным обосновывающим документам, а также по инициативе органов местного самоуправления. Для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации, организация коммунального комплекса в срок до 1 августа года, предшествующего очередному периоду действия тарифов, представляет в Управление регулирования тарифов Администрации города Улан-Удэ ряд документов. По результатам проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации Управление регулирования тарифов готовит заключение и представляет на рассмотрение Тарифной комиссии. Решения Тарифной комиссии принимаются в соответствии с Положением о Тарифной комиссии и с заключением Управления регулирования тарифов направляются на рассмотрение Улан-Удэнского городского Совета депутатов не позднее 1 ноября.
Администрация г. Улан-Удэ в соответствии с Положением, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 августа 2008 года N 894-89, осуществляет проверку обоснованности формирования и применения цен и тарифов, регулируемых органами местного самоуправления; вносит их на рассмотрение в Улан-Удэнский городской Совет депутатов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 июля 2008 года обществом в Управление регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ направлены материалы на рассмотрение и утверждение тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2009 год, оказываемые Улан-Удэнским моторостроительным заводом.
12 августа 2008 года Управлением регулирования тарифов Администрации г. Улан-Удэ открыто дело об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение для Улан-Удэнского моторостроительного завода как структурного подразделения ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" и 07 ноября 2008 года дано заключение по результатам проверки экономического обоснования тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода - подразделения общества на холодную воду и водоотведение на 2009 год.
12 ноября 2008 года тарифной комиссией принято решение N 69 о внесении на рассмотрение сессии Улан-Удэнского городского Совета тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода - подразделения ОАО "У-УАЗ" на 2009 год в следующих размерах: на холодную воду - 32,35 рублей за куб. м. (без учета НДС), 38,17 руб. за куб.м. (с учетом НДС), на водоотведение - 10,89 руб. за куб. м. (без учета НДС), 1,2,84-за куб. м. (с учетом НДС). В дальнейшем материалы направлены в Улан-Удэнский городской Совет депутатов для принятия решения об утверждении тарифов.
27 ноября 2008 года на 96 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов, в повестку работы которой был включен вопрос об установлении тарифов, по предложению мэра г. Улан-Удэ рассмотрение вопроса было отложено до 09 декабря 2008 года в связи с неясностью юридической стороны вопроса и необходимостью обращения в органы прокуратуры.
03 декабря 2008 года советником председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов дано отрицательное заключение на проект решения "Об установлении тарифов Улан-Удэнского моторостроительного завода - подразделения ОАО "У-УАЗ" на холодную воду и водоотведение на 2009 год", мотивированное тем, что Улан-Удэнский моторостроительный завод не является юридическим лицом, поэтому ему не могут быть установлены тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение.
09 декабря 2008 года на 97 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов вопрос об утверждении тарифов в повестку сессии не включен.
12 февраля 2009 года решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов установлены тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей ОАО "У-УАЗ" в районе 4-го км автодороги Улан-Удэ - Николаевский на период с 12 марта 2009 года по 11 марта 2010 года в размерах согласно решению тарифной комиссии N 69 от 12.11.2008 года.
Как пояснил представитель заявителя в заседании апелляционного суда, общество в суде первой инстанции просило проверить законность (незаконность) бездействия Администрации города Улан-Удэ по неустановлению тарифов на соответствие подпункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", статье 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 17 Устава города Улан-Удэ, статьям 25 и 32 Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.05.2008 года N 831-85.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие ответчика в период с 27 ноября по 09 декабря 2008 года, выразившееся в неустановлении тарифов на услуги на холодное водоснабжение и водоотведение для потребителей Открытого акционерного общества "Улан-Удэнский авиационный завод" на 2009 год (период с 01.01.2009 по 11.03.2009). В удовлетворении остальной части иска отказано.
Подпункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" дает понятие организации коммунального комплекса.
Статья 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относит, в том числе, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Статья 17 Устава города Улан-Удэ устанавливает, что Городской Совет является представительным органом местного самоуправления города.
Статья 25 Регламента Улан-Удэнского городского Совета депутатов, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 07.05.2008 года N 831-85, устанавливает полномочия мэра г. Улан-Удэ на заседаниях городского Совета.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что Администрацией города Улан-Удэ соответствующим образом не исполнены обязанности по регулировании тарифов в соответствии с процедурой, установленной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" дает понятие организации коммунального комплекса, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядком принятия решений об установлении цен (тарифов), регулируемых органами местного самоуправления г. Улан-Удэ, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.03.2007 года N 608-60, Положением об Администрации города Улан-Удэ, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 августа 2008 года N 894-89.
Судом установлено, что вопрос по установлению тарифов на рассмотрение Улан-Удэнского городского Совета депутатов был внесен Администрацией г. Улан-Удэ, рассмотрение данного вопроса отложено также по инициативе Администрации. Поручение о доработке вопроса по установлению спорного тарифа поручено должностным лицам Администрации. Материалы по указанному вопросу ни ответчиком, ни третьим лицом заявителю не возвращались, а также не запрашивались у него какие-либо дополнительные документы. Также на сессиях Совета, проходивших в период с 10 декабря 2008 года по 22 января 2009 года, вопрос об установлении тарифов не рассматривался, поскольку рассмотрение данного вопроса Администрацией г. Улан-Удэ не вносилось.
Довод ответчика о том, что вопрос по установлению тарифа не вносился в связи с отсутствием заключения прокуратуры по данному вопросу, судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно признан подлежащим отклонению, поскольку наличие или отсутствие заключения прокуратуры на проект решения не является основанием для принятия или непринятия соответствующего нормативно-правового акта, так как при осуществлении надзора за исполнением на территории Российской Федерации федерального законодательства прокурор не вправе вмешиваться в деятельность представительного органа местного самоуправления. Проекты решений очередной сессии согласно Регламенту Улан-Удэнского городского Совета депутатов направляются, в том числе, в Прокуратуру Республики Бурятия, для сведения, при этом наличие или отсутствие отзывов на проекты решений Горсовета не является основанием для их принятия или непринятия.
Таким образом, судом первой инстанции с учетом установленных им фактических обстоятельств по делу сделан правомерный вывод о наличии оспариваемого в период с 27 ноября по 09 декабря 2008 года бездействия по неустановлению тарифов.
Оспариваемое бездействие не соответствует и Положению, утвержденному Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 августа 2008 года N 894-89, согласно которому Администрация осуществляет проверку обоснованности формирования и применения цен и тарифов, регулируемых органами местного самоуправления; вносит их на рассмотрение в Улан-Удэнский городской Совет депутатов.
Из материалов дела, пояснений участвующих в деле лиц усматривается, что Администрация города Улан-Удэ надлежащим образом не осуществила правовую проверку обоснованности формирования и применения цен и тарифов, регулируемых органами местного самоуправления, что повлекло отложение рассмотрения вопроса об установлении тарифов на сессии городского Совета депутатов и их утверждение только в 2009 году.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2009 года по делу N А10-754/2009, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 мая 2009 года по делу N А10-754/2009 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-754/09
Заявитель: ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод"
Ответчик: Администрация г. Улан-Удэ
Третье лицо: Городской совет депутатов г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2394/09