г. Чита |
Дело N А19-9931/08-55 |
"21" ноября 2008 г. |
-04АП-3539/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ЗАО "Сатурн"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 октября 2008 г. по делу N А19-9931/08-55, по заявлению ЗАО "Сатурн" к Администрации Ангарского муниципального образования о признании недействительным в части постановления мэра (суд первой инстанции С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Закрытое акционерное общество "Сатурн" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации Ангарского муниципального образования о признании недействительным постановления мэра от 08.05.08 N 999 "Об уточнении разрешенного использования (назначения), представлении в собственность ОАО "Сатурн" земельного участка с кадастровым номером 38:26:041003:0014 и утрате силы постановления мэра Ангарского муниципального образования от 12.08.2005г. N 2746 в части" в части определения разрешенного использования (назначения) земельного участка: использование под оптово-розничную торговлю (п. п. 1, 2) .
Решением от 15 октября 2008 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что заявителем не представлено доказательств нарушения Администрацией Ангарского муниципального образования действующего в рассматриваемый период земельного законодательства. Права и законные интересы ЗАО "Сатурн" оспариваемыми постановлениями мэра не нарушаются. Оспариваемое постановление принято в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2 ст. 7, ст. ст. 11, 29, п. п. 1, 1.1., 1.2, п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 15, 16 и 20 Закона "О государственном кадастре недвижимости". Оспариваемый земельный участок используется для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляющих ведение оптовой и розничной торговли, что подтверждается актом N 1 от 26.09.2008 года и не противоречит выписке из кадастрового плана от 04.07.2005 и договору аренды от 22.08.2005.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "Сатурн" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать недействительным постановление мэра Ангарского муниципального образования от 08.05.08 N 999. Считают, что Администрация Ангарского муниципального образования, установив новый вид разрешенного использования земли, неправомерно вмешалась в хозяйственную деятельность Общества по самостоятельному использованию выкупаемого земельного участка. ЗАО "Сатурн", как пользователь, непосредственно осуществляющий использование земельного участка, вправе согласно ст.7 Земельного кодекса РФ в установленных пределах изменить вид разрешенного использования земельного участка и внести изменения в существующий кадастровый учет недвижимости. Утверждают, что ЗАО "Сатурн" не обращалось в Администрацию Ангарского муниципального образования с заявлением о предоставлении разрешения на новый вид разрешенного использования земельного участка. Заявление же об уточнении разрешенного использования не порождает каких-либо правовых последствий для органа местного самоуправления.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением и телеграммами от 17.11.2008. Ходатайствует об отложении рассмотрения апелляционной жалобы по причине нахождения представителя предприятия - юриста Гуровой О.А. в служебной командировке. Суд, совещаясь на месте, определил в удовлетворении ходатайства отказать, т.к. заявителем не представлено доказательств невозможности участия другого представителя в судебном заседании, не указано какие новые доводы и доказательства могли бы быть представлены в суд при отложении судебного разбирательства. При таких обстоятельствах отложение рассмотрения дела приведет к необоснованному затягиванию процесса и нарушению баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 06.11.2008. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с протоколом общего собрания акционеров ОАО "Сатурн", п. 1.1. Устава ЗАО "Сатурн", ОАО "Сатурн" преобразовано в ЗАО "Сатурн" путем изменения организационно-правовой формы, в связи с чем, ЗАО "Сатурн" является правопреемником ОАО "Сатурн", о чем согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.07.08, в Единый государственный реестр юридических лиц 17.0 6.0 8 внесена запись N 2083801036713.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 10.03.02 N N 047576, 047575, 047340, 047573, 047574, 047572, 047577, от 11.03.02 N 047334, от 13.03.02 N 047536, от 18.03.02 N 076215, от 20.03.02 N 076562, от 29.03.02 N 076767, от 01.04.02 N 076766, от 16.04.02 NN 013332 и 077623, от 30.08.04 NN 307633, 307630, 307632 и 307631 ОАО "Сатурн" принадлежит на праве собственности следующее недвижимое имущество, расположенное в г. Ангарске, Московский тракт, 1:
3-этажное кирпичное нежилое здание с подвалом, с 2-этажными и 1-этажными кирпичными пристроями - административно бытовой корпус, общей площадью 1937,80 кв. м.;
1-этажное кирпичное нежилое здание с 1-этажным шлаколитым и 1-этажным шлакоблочным пристроями - проходная старая контора, общей площадью 390,40 кв. м.;
1-этажное шлакоблочное нежилое здание - автовесовая, общей площадью 61,90 кв. м.;
1-этажное шлакоблочное нежилое здание с верандой зарядная мастерская, общей площадью 244,90 кв. м. ;
1-этажное кирпичное нежилое здание - склад "Бланки", общей площадью 38,20 кв. м.;
1-этажное панельное нежилое здание с навесами - склад "Парфюмерия" (порошок, бывш. детск. обувь), общей площадью 8 68,90 кв. м.;
1-этажное кирпичное нежилое здание с двумя площадками -склад стары "Меха", общей площадью 500,30 кв. м. ;
1-этажное газозолобетонное нежилое здание со встроенными помещениями и с площадкой с навесами - склад "радио и канцтоваров", общей площадью 2523,00 кв. м.;
1-этажное кирпичное нежилое здание - столярная мастерская и з/хоз общей площадью 275,00 кв. м.;
производственное сооружение из бетонированной площадки с навесом из шифера на металлических столбах - скл. холл, з/хоз., общей площадью 24 4,10 кв. м.;
1-этажное нежилое газозолобетонное здание с 1-этажным газозолобетонным пристроем, с двумя рампами с навесами - склад "Швейный детский", общей площадью 1133,0 0 кв. м.;
2-этажное шлакоблочное нежилое здание - склад N 2 "Посуда" 2-этажный, общей площадью 1220,70 кв. м.;
1-этажное из железобетонных панелей нежилое здание с 2-этажной встройкой и двумя рампами - склад "Обувь" 5000 кв. м. общая площадь 4 973,40 кв. м.;
1-этажное газозолобетонное нежилое здание с 1-этажным кирпичным пристроем и двумя рампами с навесами - склад N 6 "Мебель" общей площадью 4916,90 кв. м.;
1-этажное газозолобетонное нежилое здание с двумя рампами с навесами - склад "Эл. товары" N 14, общей площадью 1477,50 кв . м. ;
расположенное в г. Ангарске, 125 кв-л:
строение 1/16, 1-этажное кирпичное нежилое здание с 2-этажным кирпичным пристроем 2 склад посуда общей площадью 1194,20 кв. м.;
строение 1/5, 1-этажное шлакоблочное нежилое здание гараж для автомобилей общей площадью 490,10 кв. м. ;
сооружение - железнодорожный путь, общей протяженностью 787,3 м. , состоящий из деревянных шпал (1113 шт.) на гравийно-песчаном основании и металлических рельс - подъездной путь УРС-1/
сооружение - железнодорожный путь общей протяженностью 7 4 7,7 м., состоящий из деревянных шпал (1018 шт.) на песчаном и щебеночном основании и металлических рельс - подъездной путь УРС-2.
На основании п. 1.1. договора аренды земельного участка от 22.08.05 N 3647, Администрация Ангарского муниципального образования обязалась передать во временное владение и пользование ОАО "Сатурн" земельный участок площадью 127977 кв. м., с кадастровым номером 38:26:041003:0014, расположенный в г. Ангарске Иркутской области, квартал 125, стр. 1, для эксплуатации нежилых зданий и сооружений.
Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 17.03.03 N 68 5 ОАО "Сатурн" разрешено проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции (перепрофилированию) склада промтов. 10000 кв. м. (склада промтоварного 10000 кв. м.), расположенного на территории ОАО "Сатурн" по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, Московский тракт, 1, под торговый центр.
В поступившем в Управление архитектуры и градостроительства Ангарского муниципального образования 07.04.03 вх. N 1605, письме от 07.04.03 N 61, ОАО "Сатурн" просит согласовать проект реконструкции (перепрофилирования) склада промтоваров 10000 кв. м. под торговый центр, расположенный на территории ОАО "Сатурн".
Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 24.08.05 N 2890 ОАО "Сатурн" разрешена реконструкция склада промтоваров 10000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, квартал 125, строение 1/13, под торговый центр.
В поступившем в Администрацию Ангарского муниципального образования 27.12.07 (вх. N 7069) письме изложено заявление ОАО "Сатурн" о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 127977, с кадастровым номером 38:26:041003:0014, расположенного в г. Ангарске Иркутской области, квартал 125, строение 1, для эксплуатации нежилых зданий и сооружений, находящихся у ОАО "Сатурн" на праве собственности.
В заявлении от 02.02.08 N 16, которое поступило в Администрацию Ангарского муниципального образования 12.02.08 вх. N 64 5, ОАО "Сатурн", ссылаясь на то, что оно было приватизировано как оптово-коммерческая база, а объекты, находящиеся на переданном ему в аренду земельном участке с кадастровым номером 38:26:041003:0014, зарегистрированы в ФРС как склады и обслуживающие их здания, просит уточнить разрешенное использование названного земельного участка - как земельные участки баз и складов.
На основании заявления ОАО "Сатурн" об уточнении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:26:041003:0014 принято постановление мэра Ангарского муниципального образования от 08.05.08 N 999 "Об уточнении разрешенного использования (назначения), представлении в собственность ОАО "Сатурн" земельного участка с кадастровым номером 38:26:041003:0014 и утрате силы постановления мэра Ангарского муниципального образования от 12.08.2005г. N 2746 в части", в соответствии с п. 1 которого произведено уточнение разрешенного использования названного земельного участка - для эксплуатации объектов недвижимости базы снабжения и складов, используемых под оптово-розничную торговлю.
Согласно п. 2 названного постановления ОАО "Сатурн" из земель населенных пунктов предоставлен в собственность земельный участок площадью 127977 кв. м. , с кадастровым номером 38:26:041003:0014, расположенный в г. Ангарске Иркутской области, квартал 125, стр. 1, с разрешенным использованием - для эксплуатации объектов недвижимости базы снабжения и складов, используемых под оптово-розничную торговлю.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в части определения разрешенного использования (назначения) земельного участка: использование под оптово-розничную торговлю.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе Российской Федерации, является установленное в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации положение, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Таким образом, органам местного самоуправления предоставлено право, с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливать иные виды территориальных зон, помимо установленных законом, а также самостоятельно выбирать любой вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний. До принятия в установленном данным Кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. В случае, если до введения в действие Кодекса один вид разрешенного использования был изменен на другой вид такого использования, решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимается без проведения публичных слушаний.
Из приведенных норм права следует, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах применительно к каждой территориальной зоне и могут быть изменены в соответствии с этими регламентами.
В том случае, если на земельный участок действие градостроительных регламентов не распространяется или градостроительные регламенты не приняты, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимаются главой местной администрации без проведения публичных слушаний.
В материалах дела отсутствуют градостроительные регламенты, а также доказательства того, что такие регламенты существуют.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования входит в компетенцию главы местной администрации.
Кроме того, по результатам проведенного комиссией в составе начальника отдела земельных отношений КУМИ Администрации Ангарского муниципального образования Борискина СВ., главного специалиста отдела земельных отношений КУМИ Высоцкого В.Г., начальника отдела экологии Администрации АМО Путято В.М., начальника отдела по торговле Администрации АМО Жмуровой Н.Ф., главного специалиста УАиГ Администрации АМО Русаковой Н.П., инспектора государственного пожарного надзора по г. Ангарску и Ангарскому району Цыкуновой Н.А. обследования предоставленного ЗАО "Сатурн" на основании договора от 22.08.05 N 3647 в аренду земельного участка с кадастровым номером 38:26:041003:0014 составлен акт от 26.09.08 N 1, согласно которому "территория земельного участка ограждена забором и носит общее название "Торгсервис", о чем гласит информационный щит, установленный при въезде на территорию ОАО "Сатурн". На территории расположено несколько нежилых зданий и сооружений. В самом большом здании находится "Центр строительных материалов", "Центр мебели" и "Торговый центр Ангарский". Внутри здания "Центра строительных материалов" расположено несколько десятков торговых павильонов, осуществляющих торговлю всевозможными материалами и товарами, необходимыми для строительного ремонта, кровельными материалами, сантехнической продукцией, электро-, бензоинструментами, канцелярскими товарами.
"Центр мебели" представляет собой выставочный зал, в котором осуществляется торговля отечественными и зарубежными товара мебельного профиля, начиная от мебельной фурнитуры до кухонных гарнитуров и гарнитуров типа "Жилая комната".
"Торговый центр Ангарский" состоит из нескольких торговых залов, о чем сообщают информационные указатели, расположенные на улице перед входом.
В здании склада десятитысячника осуществляется оптовая и розничная торговля продуктами питания.
Кроме этого, на территории установлено множество торговых павильонов типа "Магазин-склад" и организована стоянка автотранспорта. Земельный участок используется для эксплуатации объектов недвижимости, осуществляющих ведение оптовой и розничной торговли".
Таким образом, на переданном в аренду ЗАО "Сатурн" земельном участке с кадастровым номером расположенном в г. Ангарске Иркутской области, квартал 125, стр. 1, фактически осуществляется оптово-розничная торговля.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление принято в соответствии с нормами действующего законодательства в этой сфере и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доказательств нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым постановлением заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2008г., принятое по делу N А19-9931/08-55, оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Сатурн" без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9931/08
Истец: ЗАО "Сатурн"
Ответчик: Мэр Ангарского МО
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3539/08