г. Чита |
Дело N А19-9395/08-62 |
"13" ноября 2008 г.
04АП-3386/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. П. Доржиева, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Росжелдорпроект" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 сентября 2008 года по делу N А19-9395/08-62 по заявлению Открытого акционерного общества "Росжелдорпроект" к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) о признании незаконным Решения N 15 от 16.04.2008 г.
(суд первой инстанции судья Ананьина Г. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
Открытое акционерное общество "Росжелдорпроект" (далее ОАО "Росжелдорпроект") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (далее Фонд социального страхования) о признании незаконным Решения N 15 от 16.04.2008 г. "О привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части предложения уплатить пени в сумме 744 руб. 92 коп.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о правомерном доначислению обществу страховых взносов и соответствующих сумм пени.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с его незаконностью и необоснованностью, поскольку Перечень выплат, на которые начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, исчисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Заинтересованное лицо в представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель обратился в суд с ходатайством о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка Иркутского проектно-изыскательского института "Иркутскжелдорпроект" филиала ОАО "Росжелдорпроект" как страхователя, по вопросам правильности начисления, полноты уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2007 г.
По результатам проверки составлен акт N 15 н/с от 28.02.2008 г. и вынесено решение N 15 от 16.04.2008 г., которым ОАО "Росжелдорпроект" предложено уплатить пени в сумме 744 руб. 92 коп.
Основанием начисления пени послужили установленные в ходе проверки факты неначисления обществом страховых взносов в сумме 1144 руб. 08 коп. на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на выплаты сотрудникам: оплата дней предоставленных работнику в связи с рождением ребенка; в связи с регистрацией брака; выплата единовременного пособия при рождении ребенка сверх установленного законодательством размера; выплата ежемесячного пособия работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет сверхустановленного законодательством размера; компенсация оплаты содержания детей работников в дошкольных учреждениях в зависимости от материального положения; прочая материальная помощь работающим лицам.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования в части начисления пени в сумме 744 руб. 92 коп. заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Согласно статье 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде страхования - в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ и Федеральными законами "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (соответственно на 2004, 2005, 2006 годы)".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Статьей 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.
Как следует из материалов дела, заявителем в проверяемом периоде производились выплаты своим работникам: оплата дней предоставленных работнику в связи с рождением ребенка; в связи с регистрацией брака; выплата единовременного пособия при рождении ребенка сверх установленного законодательством размера; выплата ежемесячного пособия работникам, находившимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет сверхустановленного законодательством размера; компенсация оплаты содержания детей работников в дошкольных учреждениях в зависимости от материального положения.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Согласно статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 этой статьи предусмотрено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 184 от 02.03.2000 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), в соответствии с пунктом 3 которых страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 4 названных Правил страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 765 от 07.07.1999, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов. Данный Перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями пунктов 7 и 8 Перечня определено, что страховые взносы в Фонд социального страхования не начисляются лишь на материальную помощь, оказываемую работникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также материальную помощь, оказываемую работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Иных оснований для неначисления страховых взносов на оказанную материальную помощь данный нормативный акт не устанавливает.
Из представленных в материалы дела документов следует, что произведенные заявителем своим работникам выплаты не указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования.
Поскольку работники, которым произведены вышеуказанные выплаты, состоят в трудовых отношениях с обществом, то данные выплаты подлежали включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности доначисления Фондом социального страхования заявителю неуплаченных страховых взносов в сумме 1144 руб. 08 коп., начисления суммы пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 744 руб. 92 коп. и предложения уплатить начисленные суммы пени.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований заявителя.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решение суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 сентября 2008 года по делу N А19-9395/08-62, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 сентября 2008 года по делу N А19-9395/08-62 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9395/08
Заявитель: ИПИИ "Иркутскжелдорпроект"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение N 2 Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3386/08