Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 31 августа 2009 г. N 04АП-2753/09
г. Чита |
Дело N А19-6407/09 |
"31" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 27 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М. А. Клепиковой, судей О. А. Куклина, Л. В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Л. М. Шумаковой
при участии: истец не явился (уведомление от 20.08.09 г.)
ответчик не явился (уведомление от 21.08.09 г.)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления лесного хозяйства по Иркутской области по Жигаловскому лесничеству
на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года по делу
N А19-6407/09
по иску Территориального управления лесного хозяйства по Иркутской области по Жигаловскому лесничеству
к обществу с ограниченной ответственностью "Нью-Лен-Ойл"
о взыскании задолженности по договору аренды и процентов за пользование чужими денежными средствами
принятое судьей Е. Ф. Капустенской
установил:
Территориальное управление лесного хозяйства по Иркутской области по Жигаловскому лесничеству обратилось с требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Нью-Лен-Ойл" о взыскании задолженности по договору аренды участка лесного фонда N 21 от 27.12.06 г. в размере 2 084 339 рублей, из которых 2 029 125 рублей - арендная плата за 4 квартал 2008 г. и 1 квартал 2009 г., 55 214 рублей - проценты за пользование чужими денежными средствами.
Арбитражный суд решением от 29 мая 2009 г. исковые требования удовлетворил частично:
взыскал с ответчика в пользу истца задолженность по арендной плате за 4 квартал 2008 г. и 1 квартал 2009 г. в сумме 292 494, 25 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 18 105,27 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты суммы долга с суммы 292 494, 25 руб., исходя из ставки рефинансирования 12% годовых;
в удовлетворении остальной части иска отказал.
Истец, не согласившись с данным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Истец полагает, что при расчете суммы задолженности суд должен был исходить из конкретного размера арендной платы, установленного договором с 01.01.2008 г. - 4 641 900 рублей в год, без проведения расчета арендной платы с учетом требований о коэффициентах, период и порядок исчисления которых указаны в Постановлениях Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.07 г. "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и от 24.05.07 г. N 413 "О полномочиях Федерального агентства по лесному хозяйству в области лесных отношений", приказах Федерального агентства по лесному хозяйству Российской Федерации от 04.09.05 г. N 225 и от 29.02.08 г. N 60, вступившего в законную силу с 24.04.08 г.
Лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Ответчик в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Определением от 06.08.09 г. суд предложил истцу направить в адрес суда надлежащим образом заверенную копию приложения N 6 к договору от 27.11.08 г. N 91-7-26/08. Как следует из отметки об уведомлении на почтовом извещении, истец получил определение суда 20.08.09 г., однако, к началу рассмотрения дела указанные документы в суд не представил. В этой связи суд рассматривает дело на основании доказательств, представленных в материалы дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.12.06 г. истец и ответчик заключили договор аренды участка лесного фонда N 21 (государственный регистрационный номер 38-38-08/006/2006-639) с дополнительным соглашением от 10.01.08 г. (государственный регистрационный номер 38-38-08/007/2008-937), в соответствии с условиями которого истец передал ответчику по акту от 12.02.07 г. во временное пользование участок лесного фонда. В соответствии с п.6.4 договора аренды участков лесного фонда N 21 от 27.12.08 г., размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения ставок лесных податей, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, Иркутской области без дополнительного соглашения и акцепта арендатора.
Дополнительным соглашением от 10.01.08 г. к договору аренды участков лесного фонда N 21 от 27.12.08 г. стороны пришли к соглашению об изменении размера арендной платы в сумме 4 641 900 рублей в год, начиная с 01.01.2008 г. Согласно п.1 дополнительного соглашения изменение размера арендной платы произведено сторонами на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.07 г. "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.07 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
В соответствии со ст.4 Федерального закона "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.06 г. N 201-ФЗ, указанный договор приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации путем его перезаключения 27.11.08 г. за N 91-7-26/08 на срок с 15.01.07 г. по 15.01.32 г. (государственный регистрационный номер 38-38-08/007/2008-639).
В соответствии с условиями договора от 27.11.08 г. N 91-7-26/08 ответчик обязался уплачивать арендную плату за предоставленный участок лесного фонда площадью 26 998 га в эксплуатационных лесах Жигаловской дачи, кварталы N N 684-685, 708-710, 729-730, 734, 754-755, 773-777, 793, 795-798, 815-817, 820-821, 837, 843-844, 859-861, 881-882, 905. Размер арендной платы, согласно разделу 2 договора, составляет 4 641 900 рублей в год и должна вноситься ежеквартально равными частями с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала согласно приложению N 6 к настоящему договору.
При этом размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст.73 Лесного кодекса РФ. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, изменений в распределении площади лесного участка по лесотаксовым разрядам, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях.
Истцом произведен расчет арендной платы, исходя из Постановления Правительства РФ от 22.05.07 г. N 310 и ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 годов". При расчете арендной платы за пользование лесным фондом к минимальным ставкам, рассчитанным с коэффициентами 1,15 в 2008 г.,1,3 в 2009 г., применен коэффициент 2,0, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.05 г. Проверив расчет арендной платы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерном применении истцом коэффициента 2.0.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды являются регулируемыми, т.к. устанавливаются уполномоченными органами.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню"; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к названному приказу (Иркутская область - 2,0).
04.12.2006 г. федеральным законом N 200-ФЗ принят Лесной кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 2007 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Лесной кодекс Российской Федерации (от 04.12.06 г. N 200-ФЗ) предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73).
В статье 3 Федерального закона от 24.07.2008 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 года и 2010 года" и в статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 года и 2011 года" предусмотрено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году и в 2009 году с соответствующими коэффициентами.
Ни Лесным кодексом Российской Федерации (от 04.12.06 г. N 200-ФЗ), ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному Приказом от 14.09.2005 N 255. Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации (от 04.12.06 г. N 200-ФЗ) не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы в период с 01.01.2007 (момент введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) до 04.06.2007 (момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310) коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по арендной плате, сложившейся из сумм, начисленных на минимальные ставки арендной платы в виде повышающего коэффициента 2.0, а также в части взыскания процентов за пользование денными средствами на данные суммы оказал правомерно.
В соответствии со статьями 309 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации правильно удовлетворил остальные исковые требования.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что, исходя из условий дополнительного соглашения от 10.01.08 г. к договору аренды участков лесного фонда N 21 от 27.12.06 г., суд должен взыскивать арендную плату в твердой сумме без применения коэффициентов, т.к., в соответствии с п.1 дополнительного соглашения от 10.01.08 г. к договору аренды участков лесного фонда N 21 от 27.12.06 г., стороны основывали изменения в размер арендной платы на Постановлении Правительства РФ от 22.05.07 г. N 310.
В соответствии с подп.4 п.4 ст.79 Лесного кодекса РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы о том, что арендная плата за 1 квартал 2009 г. должна быть внесена в твердой сумме, предусмотренной п.2.1 договора от 27.11.008 г., поскольку материалы дела не содержат сведений о том, что цена, указанная в п.2.1 договора определена на основании аукциона. Кроме того, пунктом 2.3 договора от 27.11.08 г. стороны определили, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст.73 Лесного кодекса РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактически подтвержденным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными. При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года по делу N А19-6407/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
О. А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6407/09
Истец: Территориальное агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жиголовскому лесничеству
Ответчик: ООО "Нью-Лен-Ойл"