г. Чита |
Дело N А19-19038/08 |
"01" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 марта 2009 г. по делу N А19-19038/08, по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице территориального управления N 8 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" к ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска о признании незаконным решения налогового органа и возврате излишне уплаченного налога (суд первой инстанции Т.Ю. Чемезова),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тригубина М.В. (доверенность от 22.10.2007г. б/н);
Колупаева Т.В. (доверенность от 22.10.2007г. б/н);
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" в лице территориального управления N 8 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска о признании незаконным решения N 9811 от 04.12.2008 года "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" и о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 14417582,97 руб.
Решением от 16 марта 2009 года суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска в осуществлении возврата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 14 417 582,97 руб. является незаконным. Налоговыми органами не представлено никаких пояснений и документов в обоснование возникновения и наличия у налогоплательщика недоимки по НДС.
Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "Ростелеком". Считают, что решение налогового органа N 9811 от 04.12.2008г. законно и обоснованно, у Инспекции отсутствовали законные основания для возврата излишне уплаченных сумм ОАО "Ростелеком". Возврат суммы переплаты без предварительного ее зачета является нарушением ст.78 НК РФ. Филиалы не вправе обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. Учитывая, что ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество, в данном случае ОАО "Ростелеком", и именно на него налоговым законодательством возложена обязанность по уплате налога на прибыль, пени и налоговых санкций, исчисленных налоговым органом за совершенные налоговые правонарушения, ОАО "Ростелеком" должно было обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога. По сведениям, представленным Межрайонной ИФНС России N 7 г.Москвы, у налогоплательщика ОАО "Ростелеком" имеется задолженность по налогу на добавленную стоимость, которая значительно превышает сумму переплаты по налогу на прибыль, имеющейся у филиала налогоплательщика. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Без осуществления зачета этой переплаты в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности возврат излишне уплаченного налога невозможен.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Пояснил, что согласно п.2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. При этом п.1 ст.289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации. Уплата налога на прибыль в бюджет субъекта РФ Иркутской области с 2006 г. производится ОАО "Ростелеком" в лице ТУ-8 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком" по месту нахождения обособленного подразделения в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска. Отсутствие недоимки у ОАО "Ростелеком" в бюджет Иркутской области подтверждается ответами налоговых инспекций Иркутской области и решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3510/09. Кроме того, у общества имеется переплата по федеральным налогам. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 18.05.2009г. Направили письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
28.07.2008 г. ОАО "Ростелеком" представило в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 по телекоммуникационным каналам связи налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за полугодие 2008 г. Согласно декларации в результате уплаты авансовых платежей по налогу образовалась переплата в размере 28 203 748 руб.
21.11.2008г. ОАО "Ростелеком" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 14417582,97 руб.
04.12.2008г. решением N 9811 налоговая инспекция отказала в возврате налога, указав, что возврат переплаты на расчетный счет юридического лица (налогоплательщика) возможен после рассмотрения обобщенного состояния расчетов по данному виду налогов в целом по организации, в состав которой входят структурные подразделения. Кроме того, по данным Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 7 у ОАО "Ростелеком" имеется задолженность по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем возврат возможен по письменному заявлению после урегулирования задолженности в целом по юридическому лицу. Налогоплательщику предложено провести совместную сверку наличия (отсутствия) задолженности (переплаты) по месту налогового учета.
ОАО "Ростелеком", не согласившись с отказом в возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций за полугодие 2008 года в размере 14 417 582,97 руб., обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 78 НК РФ.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Из статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В том случае, когда во взаимоотношениях с налоговым органом филиал организации действует от имени и в интересах налогоплательщика, исполняет его обязанность по уплате налогов и сборов, он вправе по месту своего нахождения реализовывать право налогоплательщика на возврат излишне уплаченного налога путем обращения в налоговый орган по месту уплаты налога с соответствующим заявлением.
Переплата в размере 28 203 748 руб. образовалась в связи с представлением 28.07.2008 г. налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за полугодие 2008 г. и подтверждается платежными поручениями об уплате авансовых платежей по указанному налогу.
ОАО "Ростелеком" просило налоговый орган заявлением от 21.11.2008г. возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 14417582,97 руб.
Факт наличия переплаты в указанном размере налоговый орган не оспаривает.
Отказывая решением N 9811 от 04.12.2008 г. в возврате налога, налоговый орган сослался на наличие у ОАО "Ростелеком" по данным МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7 задолженности по налогу на добавленную стоимость.
Из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 1 по состоянию на 21.11.2008 г. у ОАО "Ростелеком" имеется переплата по налогу на прибыль в сумме 498 686 915,96 руб., задолженность по пени по налогу на прибыль в сумме 8 229 360,41 руб., задолженность по НДС в сумме 345 994 256,22 руб., задолженность по пени по НДС в сумме 22 106 114,25 руб., то есть в целом переплата по налогам в федеральный бюджет составляет 122 357 185,08 руб.
Согласно акту сверки N 2 по состоянию на 04.12.2008 г. (без учета возражений "Ростелеком") по данным налогового органа переплата по налогам в федеральный бюджет составляет 60 683 732,62 руб., что значительно превышает сумму, заявленную к возврату из бюджета субъекта РФ.
Как следует из акта совместной сверки N 162 по состоянию расчетов на 01.01.09г. и справки N 79 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06.02.09г., сумма переплаты по федеральным налогам (в том числе по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет - 185 694 548,29 руб.) также значительно превышает сумму, подлежащую возврату из бюджета.
Кроме того, доначисленные суммы НДС были признаны судами излишне взысканными, соответственно, решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-60116/06 - НДС в размере 398975763 руб., решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-32947/08 - НДС в размере 398975763 руб.
Штраф в размере 64 312 348, 44 рублей, на который указывает налоговый орган, образовалась в результате привлечения ОАО "Ростелеком" к налоговой ответственности согласно решению МИ ФНС России N 48 от 20.06.2005г N 07-42/20.
Данным решением налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 78 013 248 рублей, доначислен НДС в сумме 320 962 515 рублей, и организация привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа 64 192 503 рубля.
Вместе с тем, как было указано выше, сумма 398 975 763 рублей (320 962 515+78 013 248) была признана излишне взысканной.
Подписывая акты сверки, налогоплательщик в разногласиях указывал на не согласие с суммой штрафа в размере 64 312 348, 44 рублей.
Кроме того, Общество просило возвратить сумму переплаты по налогу на прибыль в размере доли, приходящейся на обособленные подразделения Иркутской области, которая рассчитывается без учета прибыли федерального бюджета.
Никаких доказательств наличия задолженности у ОАО "Ростелеком" по налогам в бюджет Иркутской области инспекцией не представлено.
Также из материалов дела не следует, что налоговый орган предпринимал меры к проведению зачета излишне уплаченного налога на прибыль в счет имеющейся недоимки по налогам.
Принимая во внимание, что доводы налогового органа о наличии задолженности по налогам, в счет которых должна быть зачтена переплата, не нашли своего подтверждения, суд первой инстанции правомерно признал отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска в осуществлении возврата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в размере 14 417 582,97 руб. незаконным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.03.2009г., принятое по делу N А19-19038/08, оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19038/08
Заявитель: ОАО "Ростелеком"
Ответчик: ИФНС по Свердловскому округу г.Иркутска
Третье лицо: МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N7 г.Москвы