г. Чита |
Дело N А19-11636/07-28 |
04АП-4961/2007
"28" января 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей И.Ю. Григорьевой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Иркутский хладокомбинат", на решение арбитражного суда Иркутской области от 22 октября 2007 года по делу N А19-11636/07-28, принятое судьей Куклиной Л.А.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
и установил:
Заявитель, ООО "Иркутский хладокомбинат", обратился с требованием о признании незаконным п. 3 Предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 002661 от 12.07.2007г. о возложении на общество обязанности указывать на этикетке производимой продукции - мяса страну происхождения мясосырья.
Решением суда первой инстанции 22 октября 2007 года, заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с требованиями п.3.1. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 N 401-ст (далее - ГОСТ Р 51074-2003) изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевой продукции, изготовляемой им, с целью обеспечения возможности правильного выбора пищевого продукта. - в силу п.3.5.1.1. ГОСТ Р 51074-2003 наименование пищевого продукта должно быть понятно потребителю, раскрывать его природу и, главное, должно быть определено место происхождения.
Согласно п.4.2.2.1. ГОСТ Р 51074-2003 информация о пищевом продукте (мясо и мясные продукты) должна содержать состав продукта.
В соответствии с п.2.5.1. и п.2.5.3. Технических условий ТУ 9214-007-03221822-07 "Полуфабрикаты мясные замороженные" в производстве пищевого продукта, изготавливаемого ООО "Иркутский хладокомбинат" может использоваться как отечественное сырье, так и сырье импортного производства.
В цехе ООО "Иркутский хладокомбинат" ведется распил и расфасовка (вакуумная упаковка) мяса импортного производства. Данный вывод подтверждается Техническими условиями ТУ 9214-007-03221822-07 "Полуфабрикаты мясные замороженные", а именно: пищевая продукция получается от разделки на крупные куски замороженного сырья, фасуется, упаковывается под вакуумом. При этом стадии по технологической обработке, изменяющей свойства, не предусмотрено. Продукция, на которую Предписанием распространяется требование об указание места происхождения сырья, является продуктом в натуральном виде (распиленный и замороженный кусок мяса), готовое для употребления в пищу в виде какого-нибудь термически подготовленного блюда. Следовательно, данный продукт не подвергается ООО "Иркутский хладокомбинат" технологической обработке, которая изменяет его свойства.
Требования п.3.5.2. ГОСТ Р 51074-2003 относятся к указанию информации об изготовителе пищевого продукта, переработавший для этого определенное сырье по определенной технологии, изменяя свойства сырья. Однако это обстоятельство не накладывает запрет на указание в информации для потребителя состава продукта и места происхождения (например, мясо импортного производства).
Таким образом, учитывая требования ГОСТа Р 51074-2003, должностным лицом контролирующего органа правомерно указано в Предписании N 002661 от 12.07.2007 о необходимости указания на этикетках информации о стране происхождения сырья.
Довод ООО "Иркутский хладокомбинат" о том, что должностное лицо, выдавшее оспариваемое Предписание, не было полномочно его выдавать, суд находит несостоятельным.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу осуществляет государственный надзор и контроль в области требований ветеринарных правил, норм по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления. То есть сырье должно соответствовать требованиям ветеринарно-санитарной экспертизе и гигиеническим требованиям к качеству и безопасности. Согласно п.3.1. ГОСТ Р 51074-2003 изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевой продукции, изготовляемой им, с целью обеспечения возможности правильного выбора пищевого продукта. Отечественное сырье должно отвечать требованиям ГОСТа и СанПиН 2.3.2.1078.
Общество с ограниченной ответственностью "Иркутский хладокомбинат" использует также импортное сырье, но лишь с такими характеристиками, которые позволяют получить продукт, отвечающим требованиям технических условий производства пищевого продукта, и разрешено к использованию компетентным органом в области ветеринарного надзора.
Таким образом, с целью предотвращения негативного влияния пищевого продута из импортного сырья на здоровье населения и на основании требований ст.5 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 N-29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (в части обеспечения граждан и юридических лиц информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов) должностным лицом проведена проверка и вынесено оспариваемое представление в рамках представленных законодательством полномочий.
Учитывая, что правонарушение имеет место и подтверждается материалами дела, суд пришел к выводу, что п. 3 предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому БАО от 12.07.07 N 002661 от является законным и обоснованным.
Оснований для признания недействительным в части оспариваемого предписания суд не усматривает.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 96095120.
Из апелляционной жалобы общества следует, что производимые ООО "Иркутский хладокомбинат" п/фабрикаты не обладают какими-либо свойствами определяемыми характерными для какого-либо географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, поэтому на маркировке и нет указания на наименование места происхождения товара.
В данном случае суд первой инстанции неверно истолковал положения п. 3.5.1.1 ГОСТ Р 51074-2003, т.к. наименование места происхождения товара и страна происхождения мясосырья, используемого в производстве абсолютно разные понятия, необходимость указывать на маркировке мясных полуфабрикатов информацию о стране происхождения мясосырья. из которого они производятся, вышеназванный ГОСТ не содержит.
Судом не принят во внимание довод заявителя о том, что согласно сертификата соответствия N РОСС АЮ68.Н01693, выданного органом по сертификации продукции и услуг ООО "Иркутский центр сертификации, экспертизы и менеджмента", продукция ООО "Иркутский хладокомбинат" полуфабрикаты крупнокусковые (мясокостные и мякотные) из говядины, свинины, баранины замороженные соответствуют требованиям нормативных документов, в частности ГОСТ Р 51074-2003, раздел 3, п. 4.2.2., в которых указаны требования к содержанию информации для потребителя.
Общество полагает, что суд необоснованно отклонил довод Заявителя о том, что должностное лицо при роведении мероприятий по контролю вышла за пределы своих полномочий.
К компетенции Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с "Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 г. N 201 и от 30.06.2004г. N 322 относится проведение государственного контроля и надзора в области ветеринарной службы и обеспечения безопасности продукции животноводства.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-ордынскому Бурятскому Автономному округу в отзыве по делу указал, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-ордынскому Бурятскому Автономному округу осуществляет государственный надзор и контроль в области требований ветеринарных правил, норм по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления.
Из вышеизложенного следует, что Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-ордынскому Бурятскому Автономному округу вправе осуществлять контроль в процессе производства мясных п/фабрикатов, проверять сырье из которого они производятся, сопроводительную документацию на мясосырье, наличие ветеринарных справок, условия производства, условия хранения на соответствие ветеринарным нормам и правилам, но не вправе проверять соответствие маркировки производимой продукции.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телефонограммой.
Из представленного отзыва Управления следует, что оно не согласно с апелляционной жалобой и просит в ее удовлетворении отказать.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Пунктом 3 предписания N 002661 от 12 июля 2007 года Отдела ветеринарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу N 002661 от 12.07.2007г. общество обязано указывать в этикетке страну происхождения.
Общество, обращаясь в суд, посчитало, что указанным предписанием нарушены его права и возложена не предусмотренная законом, требующая дополнительных расходов, обязанность "указывать в этикетках страну происхождения".
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993г. (ред. от 21.07.2007) государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на:
выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;
разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил;
надзор за производством и применением в ветеринарии биологических, химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего Закона, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о государственном ветеринарном надзоре утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706, государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением:
предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, иностранными юридическими лицами, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) планов противоэпизоотических мероприятий (включая мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных), за организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации заболеваний животных заразными и незаразными болезнями, охраной территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств заразных болезней животных;
ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, производстве, применении и реализации препаратов и технических средств ветеринарного назначения, при проектировании, строительстве и реконструкции животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, при организации крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан, а также за нормированием ветеринарно - санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их для здоровья человека и животных;
требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно - санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется следующими должностными лицами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в том числе и начальниками управлений (отделов) ветеринарии администраций районов и городов - главными государственными ветеринарными инспекторами районов, городов.
Должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор за:
выполнением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами ветеринарных правил и проведением ими установленных противоэпизоотических и ветеринарно - санитарных мероприятий, а также выполнением мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и мер по охране территории от завоза и распространения особо опасных и карантинных болезней животных;
соблюдением ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках, включая экспортно - импортные, и реализации продуктов и сырья животного происхождения, а также при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства.
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется на (за):
предприятиях по производству мяса, молока, яиц на промышленной основе, звероводческих, рыбоводческих и пчеловодческих фермах и подсобных хозяйствах, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан;
мясокомбинатах, рыбокомбинатах, молокозаводах, хладокомбинатах и других предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства, а также предприятиях по их заготовке и торговле, рынках, базарах, ярмарках, выставках и других местах торговли.
Из указанного следует, что государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением в том, числе требований ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно - санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "О ветеринарии" N 4979-1 от 14.05.1993г. (ред. от 21.07.2007) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно требованиям п. 4.2.2.1. ГОСТ Р 51074-2003, информация о пищевом продукте (мясо и мясные продукты) должна содержать состав продукта.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 51074-2003 изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевой продукции, изготавливаемой им с целью обеспечения возможности правильного выбора пищевого продукта.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2006), индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.
Согласно ч. 2 ст. 5, названного закона федеральный орган исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральный орган исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора обеспечивают органы государственной власти, граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий, оказании услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, о государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Таким образом, возлагая оспариваемым предписанием на общество обязанности по указанию в этикетках продукции данных о стране происхождения товара, федеральный орган исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора, действовал правомерно, с целью обеспечения органов государственной власти, граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от "22" октября 2007 года по делу N А19-11636/07-28 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11636/07
Заявитель: ООО "Иркутский хладокомбинат"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4961/07