Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 г. N 14АП-575/2011
14 марта 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-3022/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы БЛГ" Сергеевой Н.В. по доверенности от 01.02.2011 N 15,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Совета депутатов городского поселения город Бологое на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 октября 2010 года по делу N А66-3022/2010 (судья Бачкина Е.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы БЛГ" (далее - общество, ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского поселения город Бологое (далее - совет депутатов), выразившегося в неутверждении тарифов на услуги водоотведения и водоснабжения для общества на 2010 год, и о возложении на ответчика обязанности принять решение об утверждении указанных тарифов на 2010 год.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная энергетическая комиссия Тверской области (далее - РЭК) и администрация города Бологое (далее - администрация).
Решением арбитражного суда от 20 октября 2010 года требования заявителя удовлетворены. Оспариваемое бездействие ответчика признано незаконным, при этом суд возложил на совет депутатов обязанность принять решение об утверждении тарифов на услуги по водоотведению и водоснабжению, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ", на 2010 год.
Ответчик с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как не соответствующий нормам действующего законодательства.
Совет депутатов и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 210, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы, приведенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене как принятый с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, заявитель предоставляет услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод потребителям города Бологое.
Решением совета депутатов от 28.01.2009 N 28 "Об утверждении тарифов на услуги систем водоснабжения и водоотведения для ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ" (далее - решение N 28) утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, а именно: на услуги водоснабжения - 13, 46 руб./1 куб.м (без налога на добавленную стоимость), на услуги водоотведения - 19, 21 руб./1 куб.м (без НДС) (том 9, лист 63).
Общество 30.04.2009 предъявило в администрацию пакет документов для установления тарифов на 2010 год на оказываемые им услуги (том 1, листы 26-107). В результате представления дополнительной информации и последующей переписки общества и администрации последняя сообщила заявителю об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения в размере 100% к уровню прошлого года, о согласовании производственной программы по капитальному ремонту водопроводных и коммунальных сетей на 2010 год (письмо от 22.01.2010 N 36; том 8, листы 10-11), а также о том, что тарифы оставлены на прежнем уровне - в размерах, утвержденных решением N 28.
Также в материалах дела усматривается, что в письме от 10.12.2009 N 1641, направленном в администрацию, ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ" просило представить пояснения в отношении того, когда будут утверждены тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2010 год (том 2, лист 29).
Совет депутатов, рассмотрев данное обращение заявителя, сообщил, что тарифы на услуги систем водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом, утверждены решением N 28, а также указал на то, что в соответствии с приказом РЭК от 25.12.2009 N 192-нп "Об утверждении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2010 год" предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2010 год составили 100% к уровню 2009 года (письмо от 11.01.2010 N 1; том 2, лист 33).
Посчитав, что ответчик необоснованно уклоняется от утверждения тарифов, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неутверждении тарифов на услуги водоотведения и водоснабжения, оказываемые ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ", на 2010 год.
Мотивируя заявленные требования, общество указало на то, что решением N 28 тарифы утверждены на 2009 год, на 2010 год тарифы на услуги, оказываемые заявителем, отсутствуют. Общество считает, что ответчик обязан ежегодно пересматривать и утверждать размер этих тарифов независимо от того, увеличится или уменьшится их размер. Данная обязанность, по мнению заявителя, предусмотрена Федеральным законом от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон об основах регулирования тарифов), пунктами 12, 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила), утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Апелляционная инстанция считает, что заявленные требования ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ" не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, на обращение заявителя о предоставлении информации о сроке утверждения тарифов на 2010 год ответчик в письме от 11.01.2010 N 1 (том 2, лист 33) сообщил обществу о том, что тарифы утверждены решением N 28. Из этого письма, а также переписки совета депутатов и администрации с заявителем явствует, что тарифы на оказываемые обществом услуги на 2010 год установлены названным решением. Как пояснил представитель общества, вопрос о соответствии данного нормативного акта требованиям действующего законодательства в установленном порядке в суде не рассматривался.
Из данного решения не следует, что тарифы, утвержденные этим нормативным актом, действуют только в 2009 году. Решение N 28 не отменено и не признано недействующим.
Таким образом, утверждение общества о том, что размеры тарифов на услуги, оказываемые заявителем, на 2010 год не установлены, не является обоснованным.
Ссылка ООО "Коммунальные системы БЛГ" на Закон об основах регулирования тарифов и пункты 12, 13 Правил в обоснование своей позиции отклоняется апелляционной инстанцией.
Частью 2 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов закреплены полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - органы регулирования муниципальных образований).
Частью 3 названной статьи (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) предусматривалось, что органы регулирования муниципальных образований регулировали тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулировали тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Пунктом 6 части 2 статьи 5 Закона об основах регулирования тарифов (в редакции, действовавшей в указанный период) предусматривалось, что органы регулирования муниципальных образований осуществляли расчет цен (тарифов) для потребителей.
Согласно пункту 7 части 2 этой же статьи названного Закона указанные органы устанавливали тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Следовательно, до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ органы местного самоуправления осуществляли расчет и утверждение тарифов для потребителей организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно части 2 статьи 13 Закона об основах регулирования тарифов орган регулирования муниципальных образований в своем тарифном решении определяет период действия тарифов, при этом период действия тарифов не мог быть менее одного календарного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы (часть 3 статьи 13 названного Закона).
Пунктами 12, 13 Правил предусмотрено, что в случае, если Правительством Российской Федерации решение об установлении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предельных индексов в среднем по субъектам Российской Федерации не принято, органы регулирования субъектов Российской Федерации с учетом материалов, представленных в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям до направления проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в представительный орган власти субъекта Российской Федерации. Органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Однако ни Закон об основах регулирования тарифов, ни Правила прямо не связывали при методе регулирования путем установления фиксированных тарифов период регулирования и финансовый год.
Следовательно, ни из вышеприведенных норм, ни из решения N 28 не следует, что тарифы, утвержденные этим решением, не могут быть применимы в 2010 году.
Таким образом, оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия ответчика в рассматриваемом случае у суда не имеется.
Все остальные доводы общества сводятся к тому, что заявитель не согласен с размерами тарифов, установленных решением N 28. Как считает ООО "Коммунальные ресурсы БЛГ", данные тарифы не покрывают затраты общества, связанные с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению в 2010 году.
Из этого следует, что заявитель не согласен с нормативным актом ответчика в части установления размера тарифов, действующих в период 2010 года. Между тем порядок оспаривания такого акта совета депутатов урегулирован иными нормами АПК РФ, поэтому названные доводы общества не оцениваются апелляционным судом в рамках заявленных требований.
Руководствуясь статьей 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 октября 2010 года по делу N А66-3022/2010 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные ресурсы БЛГ" о признании незаконным бездействия Совета депутатов городского поселения город Бологое, выразившегося в неутверждении тарифов на услуги водоотведения и водоснабжения для общества на 2010 год, отказать.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2339/09
Заявитель: Федоров Виталий Николаевич
Ответчик: ИФНС России N 7 по Республике Саха (Якутия)