г. Чита |
Дело N А78-561/2009 |
13 августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2009.
Полный текст постановления изготовлен 13.08.2009.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: Л.В. Ошировой, Л.В. Капустиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Зенчиком, рассмотрел апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж" на решение арбитражного суда Читинской области от 01 июня 2009 года по иску Федерального государственного учреждения "Управление Сибирского военного округа" к Закрытому акционерному обществу "Югпромспецмонтаж" о взыскании 5 299 376 руб. 10 коп. (суд первой инстанции: Е.А. Федорченко)
при участии в судебном заседании:
от истца: Патрукова А.В. - представителя по доверенности от 19.03.2009,
Гринько О.Т. - представителя по доверенности от 09.02.2009,
от ответчика: Ленинцева С.Г.- представителя по доверенности от 07.04.2009
Федеральное государственное учреждение "Управление Сибирского военного округа" обратилось в арбитражный суд с требованием к закрытому акционерному обществу "Югпромспецмонтаж" о расторжении государственного контракта (договора подряда) N 43/3 - 2007 на производство работ по текущему ремонту объектов Сибирского военного округа на 2007 год подрядная организация - ЗАО "Югропромспецмопгаж", о взыскании 5299 376 руб. 30 коп., в том числе 5 097 206 руб. 10 коп. - суммы неосновательного обогащения, 202 116 руб. 10 коп. - штрафа.
Определением арбитражного суда от 17 апреля 2009 года к рассмотрению приняты уточнения исковых требований в части о взыскании с ответчика 5 097 206 руб. 10 коп. - суммы неосновательного обогащения, 202 116 руб. 10 коп. - штрафа, всего 5 299 376 руб. 20 коп.
Определением арбитражного суда от 18 мая 2009 года к рассмотрению приняты уточнения исковых требований в части взыскания ответчика 5 097 206 руб. - суммы неосновательного обогащения, 202 116 руб. 10 коп. - штрафа, всего 5 299 376 руб. 10 коп. В части расторжения государственного контракта (договора подряда) N 43/3 - 2007 на производство работ по текущему ремонту объектов Сибирского военного округа на 2007 год принят отказ от заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 01 июня 2009 года исковые требования Федерального государственного учреждения "Управление Сибирского военного округа" к закрытому акционерному обществу "Югпромспецмонтаж" удовлетворены в части. С закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж" в пользу федерального государственного учреждения "Управление Сибирского военного округа" взыскано 5097 376 руб. 30 коп. основного долга, 36 548 руб. 64 коп. в возмещение затрат на уплату госпошлины, всего 5 133 924 руб. 94 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на то, что акты контрольного обмера не подписаны с его стороны уполномоченным лицом, а также не подписаны начальником КЭЧ. По мнению заявителя апелляционной жалобы, акт проведенного контрольного обмера не был передан ответчику, кроме того, помимо акта N 9 от 17.10.2008. и заключения ФЭУ СибВО исх. N 61/4/6183 от 25.11.2008., судом не достаточно исследованы такие документы как Пересчет стоимости выполненных работ "на корпус 5 счет-фактура N 22 от 21.05.2007., КС-3 от 16.05.2007, КС-2 от 16.05.07", Пересчет стоимости выполненных работ "на корпус 7 счет-фактура N 21 от 21.05.2007., КС-3 N 2 от 16.05.07, КС-2 N 2 от 16.05.07", Проверка по отработанным счетам по объекту 9т/06-07 за период с 01.01.2007 по 25.11.2008. Часть этих документов подписаны со стороны истца неуполномоченным лицом майором Кузнецовым А. и не подписаны со стороны ответчика.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что все работы были приняты ответчиком, проверены их объемы, принятые работы оплачены, в связи с чем, пересчет работ, произведенный истцом в одностороннем порядке спустя полгода после оплаты, является неправомерным. Судом отмечено и отражено в мотивировочной части, что истец должен был предоставить для подтверждения своих требований доказательства и выборку по суммам завышений объемов работ и завышений расценок, т.к. из представленных в материалы дела документов следует, что истцом были неверно применены единичные расценки, а по некоторым позициям расценки не соответствуют базе. Не соблюдение данного условия послужило основанием для отказа в принятии штрафных санкций, но не было учтено при оценке доказательств по признанию суммы основного долга.
Истец доводы заявителя апелляционной жалобы отклонил, ссылаясь на то, что по условиям контракта он имел право проводить контрольные обмеры, представитель ответчика для этого вызывался, но прибывшие лица отказались подписывать акт обмера. Доводы ответчика о том, что о результатах обмера ответчик не знал, истец отклонил со ссылкой на переписку сторон, в результате которой, истец скорректировал свои показатели. Решение суда истцом признается законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
19 апреля 2007 года между федеральным государственным учреждением "Управление Сибирского военного округа" (Заказчик) и закрытым акционерным обществом "Югпромспецмонтаж" (Подрядчик) заключен государственный контракт на производство работ по текущему ремонту объектов Сибирского военного округа на 2007 год N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года (далее по тексту - государственный контракт).
ЗАО "Югпромспецмонтаж" были выполнены работы по текущему ремонту корпусов N N 1-8 В ДО "Баргузин", шифр объекта 9т/06-07 за время с мая 2007 год по сентябрь 2008 года.
В соответствии с п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результатов работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно п.6.2 государственного контракта Заказчик проверяет и акцептует счета подрядчика за выполненные работы на основании подписанных заказчиком и подрядчиком справок о стоимости выполненных работ и акта о приемке выполненных работ.
В п.6.3. государственного контракта установлено, что заказчик оплачивает Подрядчику сумму принятых ФЭУ СибВО к финансированию счетов для авансирования или за выполненные работы и предоставленные услуги.
Оплата окончательного расчета производится после камеральной (инженерной) проверки ФЭУ СибВО счетов предъявленных к оплате.
Как следует из материалов дела, счета за выполненные работы акцептованы КЭУ СибВО в части.
Так на основании счета-фактуры N 21 от 21.05.2007., справки о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 16.05.2007. унифицированной формы КС-3 по текущему ремонту спального корпуса N 7 к оплате предъявлено 7 329 623 (семь миллионов триста двадцать девять тысяч шестьсот двадцать три) руб.
Согласно плану выполнение работ по объекту шифр 9т/06-07 составило 15 973 030 руб. Фактически было предъявлено к оплате работ на сумму 15 973 030 руб.
Истец оплатил работы: платежным поручением N 86 от 26.04.2007г. - 3 362 800 (три миллиона триста шестьдесят две тысячи семьсот) руб.; платежным поручением N146 от 20.06.2007г. - 3 087 122 (три миллиона восемьдесят семь тысяч сто двадцать два) руб.; платежным поручением N 260 от 13.08.2007г. - 172 989 (сто семьдесят две тысячи девятьсот восемьдесят девять) рублей; платежным поручением N145 от 26.06.2007г. - 9 350 389 (девять миллионов триста пятьдесят тысяч триста восемьдесят девять) руб., всего - 15 973 300 руб.
По предъявленным к оплате счетам N 21 от 21.05.2007 г., N 22 от 21.05.2007 г., N24 от 21.05.2007 г. подрядчиком предъявлено к оплате 18 891 718 (восемнадцать миллионов восемьсот девяносто одна тысяча семьсот восемнадцать) руб.
17 октября 2008 года в соответствии со ст. 11 государственного контракта на производство текущего ремонта объектов Сибирского военного округа N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года, п. 56 Приказа Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 27 июня 1996 года N 260 "Об утверждении руководства по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и объектов Министерства обороны Российской Федерации" специалистами финансово-экономического управления СибВО были проведены контрольные обмеры выполненных закрытым акционерным обществом "Югпромспецмонтаж" работ, в соответствии с Инструкцией по инженерно - техническому и финансовому контролю в капитальном строительстве Министерства обороны Российской Федерации от 1998 года N 180/8/275.
Учитывая результаты обмеров и согласование с ответчиком отдельных расчетов, истец обратился в суд с настоящим требованием, полагая, что ответчик необоснованно получил от истца 5 097 376,30 руб.
Заявленные истцом требования частично удовлетворены судом первой инстанции учитывая следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей прием заказчиком работы, выполненной подрядчиком, установлено, что заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Как следует из счета-фактуры N 21 от 21.05.2007., справки о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 16.05.2007 г. унифицированной формы КС-3 по текущему ремонту спального корпуса N 7 к оплате предъявлено 7 329 623 (семь миллионов триста двадцать девять тысяч шестьсот двадцать три) руб.
Проверкой КЭУ СибВО отказано подрядчику в оплате 548 073 руб., принято к оплате 6 781 550 руб., снято применение затрат на зимнее удорожание, затраты на временные здания и сооружения к СМР и на непредвиденные затраты, на основании предложения участника конкурса о ценовой политике участника конкурса закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж", с занесением его условия в государственный контракт N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года.
Согласно акту приемки выполненных работ унифицированной формы КС-2 от мая 2007 года сумма принятая КЭУ к оплате ставила 6 781 550 руб.
Уведомление исх. N 63/3/1565 от 07.11.2007г. о проведении снятия было направлено в адрес ответчика.
Как следует из заключения ФЭУ СибВО N 61/2/3427 от 25.12.2007 г. снятие составило 72 139 руб., о чем направлено соответствующее уведомление исх. N 63/3/1565 от 07.11.07 г. о завышении объемов выполненных работ.
Так, общее снятие по корпусу N 7, проведенное КЭУ СибВО и ФЭУ СибВО по счету -фактуре N 21 от 21.05.2007 г. составило 620 212 руб.
На основании счета-фактуры N 22 от 21 мая 2007 года, справки о стоимости выполненных работ и затрат б/н от 16.05.2007г. унифицированной формы КС-3 по текущему ремонту спального корпуса N 4 к оплате было предъявлено 10 282 748 руб.
Проверкой КЭУ СибВО отказано подрядчику в оплате 759 370 руб., принято к оплате 9 523 378 руб. ФЭУ СибВО снято применение затрат на зимнее удорожание, затраты на временные здания и сооружения к СМР и на непредвиденные затраты, на основании предложения участника конкурса о ценовой политике участника конкурса закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж", с занесением его условия в государственный контракт N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года.
По акту приемки выполненных работ унифицированной формы КС-2 от мая 2007 года сумма принятая КЭУ к оплате составила 9 523 378 руб. В адрес подрядчика направлено уведомление исх. N 63/3/1565 от 07.11.2007 г. о проведении снятия.
По заключению ФЭУ СибВО N 61/2/3427 от 26.12.2007 г. при отработке счетов к оплате снятие составило 172 989 руб., о чем направлено соответствующее уведомление исх. N 63/3/1565 от 07.11.2007. о завышении объемов выполненных работ.
Общее снятие по корпусу N 4, проведенное КЭУ СибВО и ФЭУ СибВО составило 932 026 руб.
На основании счета-фактуры N 24 от 21 мая 2007 г., справки о стоимости выполненных работ и затрат б/н от 16.05.2007 г. унифицированной формы КС-3 по текущему ремонту спального корпуса N 5 к оплате предъявлено 1 279 347 руб.
Проверкой КЭУ СибВО отказано подрядчику в оплате 94 603 руб., принято к оплате 1 184 744 руб.
ФЭУ СибВО снято применение затрат на зимнее удорожание, затраты на временные здания и сооружения к СМР и на непредвиденные затраты, на основании предложения участника конкурса о ценовой политике участника конкурса закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж" с занесением его условия в государственный контракт N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года.
Так, согласно акту приемки выполненных работ унифицированной формы КС-2 от мая 2007 года с указанными в нем исправлениями по снятию сумма принятая КЭУ к оплате составила 1 184 744 руб.
Как следует из заключения ФЭУ СибВО N 61/2/4936 от 26.12.2007 г. дважды учтена сумма 402 340 руб.
Согласно выставленным счетам N 21 от 21.05.2007 г., N 22 от 21.05.2007 г., N24 от 21.05.2007 г. подрядчиком предъявлено к оплате 18 891 718 руб.
Так на основании счета-фактуры N 21 от 21.05.2007 г., справки о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 16.05.2007 г. унифицированной формы КС-3 по текущему ремонту спального корпуса N 7 к оплате предъявлено 7 329 623 руб.
Проверкой КЭУ СибВО отказано подрядчику в оплате 548 073 руб., принято к оплате 6 781 550 руб., снято применение затрат на зимнее удорожание, затраты на временные здания и сооружения к СМР и на непредвиденные затраты, на основании предложения участника конкурса о ценовой политике участника конкурса закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж", с занесением его условий в государственный контракт N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года.
По акту приемки выполненных работ унифицированной формы КС-2 от мая 2007 года сумма принятая КЭУ к оплате составила 6 781 550 руб. В адрес подрядчика направлено уведомление исх. N 63/3/1565 от 07.11.2007г. о проведении снятия.
Как следует из заключения ФЭУ СибВО N 61/2/3427 от 25.12.2007 г. снятие составило 72 139 руб., о чем направлено соответствующее уведомление исх. N 63/3/1565 от 07.11.2007 г. о завышении объемов выполненных работ.
Общее снятие по корпусу N 5, проведенное КЭУ СибВО и ФЭУ СибВО составило 496 943 руб.
По акту контрольного обмера N 11 от 15.09.2007 г. ФЭУ СибВО произведено снятие, которое составило 423 893 руб. в связи с исчерпанием титульных ассигнований согласно заключения по отработанным счетам исх. N 61/4/5061 от 28.12.2007 г. и 445 011 руб. снятие по контрольному обмеру согласно заключения по отработанным счетам исх. N 61/2/4062 от 02.10.2007 г., о чем подрядчик был уведомлен направленным в его адрес уведомлением за исх. N 63/3/1565 от 07.11.2007 г.
Таким образом, общее снятие проведенное КЭУ СибВО по выставленным счетам составило 1 402 046 рублей. Снятие проведенное ФЭУ СибВО по выставленным счетам составило 1 516 372 руб. Всего - 2 918 418 рублей.
По результатам проведенного контрольного обмера был составлен акт контрольного обмера N 9 от 17 октября 2008 года, в соответствии с которыми были установлены завышения стоимости выполненных работ на сумму: 36 666 627 руб. 30 коп. Согласно выставленного счета N 21 от 21.05.2007 г. по контрольному обмеру установлено завышений на общую сумму 2 162 391 руб. и на основании заключения ФЭУ СибВО N 1/4/6183 от 25.11.2008 г. произведено снятие.
На основании счета N 22 от 21.05.2007 г. произведен контрольный обмер, в результате которого установлено завышений на общую сумму 3 612 356 руб., снятие произведено на основании заключения ФЭУ СибВО исх. N 61/4/6183 от 25.11.2008 г.
Согласно представленного расчета стоимости завышений по объекту шифр 9т/06-07 по корпусу 4тр, корпусу 5тр, корпусу 7тр, установлено к удержанию 5 774 747 рублей.
На основании счета N 24 от 21.05.2007 г. подрядчику восстановлено 677 486 руб. согласно заключению ФЭУ СибВО исх. N 61/4/6183 от 25.11.2008 г.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Как установлено ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Материалами дела подтверждается факт получения ответчиком денежных средств на 5 097 261 руб. больше, чем это требовалось по условиям договора.
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации закрытое акционерное общество "Югпромспецмонтаж" обязано возвратить федеральному государственному учреждению "Управление Сибирского военного округа" сумму неосновательного обогащения в размере 5 097 261 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что все работы были приняты истцом без замечаний, следовательно, дальнейшая их проверка - необоснованна, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Как разъяснено в п. 12 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 24.01.2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Представленные истцом доказательства - акт контрольного обмера и пояснительная записка к нему подтверждают, что при составлении актов приемки выполненных работ были допущены неправильное применение единичных расценок и их несоответствие нормативной базе, завышение отдельных видов выполненных работ (т.2 л.д.147-150).
Доводы ответчика о том, что в акте контрольного обмера не присутствовал представитель ответчика, судом не принимается, т.к. полномочия прораба Худяковой подтверждены доверенностями, представленными в материалы дела (т.2 л.д.78,79), её действиями по освидетельствованию скрытых работ. Следует также учесть, что по результатам контрольного обмера между истцом и ответчиком велась переписка, ответчиком направлялись дополнительные документы, с учетом которых ответчику был произведен перерасчет и восстановлена часть снятой суммы - 677 486 руб.
Заявленное истцом требование о взыскании с ответчика 202 116,1 руб. - штрафа, рассчитанного в соответствии с п. 9.2 ст. 9, п. 11.3 ст. 11 заключенного государственного контракта на производство работ по текущему ремонту объектов Сибирского военного округа на 2007 год N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года и п. 34 Инструкции по инженерно-техническому и финансовому контролю в капитальном строительстве Министерства обороны Российской Федерации N 180/8/275 от 1998 года на закрытое акционерное общество "Югпромспецмонтаж", в сумме, составляющей 3,5 % от суммы завышений объемов работ или завышений примененных расценок, было правомерно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
Истцом был представлен расчета суммы штрафа не подтвержденный документально. Учитывая произведенный истцом перерасчет и восстановление части снятой суммы - 677 486 руб., из представленного истцом расчета неустойки не усматривается документально подтвержденного обоснования по конкретным суммам завышений объемов работ и завышений расценок.
При этом, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания по неподтвержденному документально расчету штрафа, не влияет на вывод суда первой инстанции об обоснованности расчета завышений объемов работ и расценок, подтвержденных материалами дела.
Акт N 9 от 17 октября 2008 года представлен в материалы дела со всеми приложениями и пояснительной запиской, в связи с чем, доводы ответчика о представлении неполного объема приложений к акту подлежит отклонению.
Пункт 11.3 Государственного контракта N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года устанавливает право Заказчика на основании утвержденных актов контрольных обмеров уменьшать стоимость выполненных работ и накладывать штраф.
Имеющийся в деле Акт N 9 от 17 октября 2008 года, утвержден Заместителем командующего войсками СибВО по финансово-экономической работе. Данное обстоятельство не лишает акт N 9 доказательственной силы в спорном правоотношении.
Утверждение акта со стороны закрытого акционерного общества "Югпромспецмонтаж" не предусмотрено условиями контракта.
Доводы ответчика о том, что денежные средства, полученные ответчиком, приобретены последним в соответствии с заключенной между истцом и ответчиком сделкой, Государственным контрактом N 43/3-2007 от 19 апреля 2007 года, и, следовательно, не могут являться неосновательным обогащением, также отклоняются судом апелляционной инстанции. Ответчик получил денежных средств больше, чем имел право получить за работы, выполненные по контракту. Следовательно, излишне полученные средства являются неосновательным обогащением.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 01 июня 2009 года по делу N А78-561/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-561/09
Истец: ФГУ "Управление СибВО"
Ответчик: ЗАО "Югпромспецмонтаж"
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2692/09