г. Чита |
Дело N А10-1329/2009 |
"29" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Лешуковой Т.О., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Бурятской таможни на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 мая 2009 г., принятое по делу N А10-1329/2009 по заявлению Закрытого акционерного общества "Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" к Бурятской таможне о признании незаконными уведомления и требования Улан-Удэнского таможенного поста N 10602040 от 11 января 2009 г. по таможенной декларации N 10602040/241208/П008369 и решения Бурятской таможни от 27 февраля 2009 г. N 05-53/002 (суд первой инстанции Мархаева Г.Д.-С.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рагулин Олег Вячеславович (доверенность от 01.07.2009г.);
от заинтересованного лица: Кадушкин Михаил Александрович (доверенность от 11.01.2009г N 03-13/01);
установил:
Закрытое акционерное общество ""Мясоперерабатывающий комбинат "Ангарский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Бурятской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными уведомления и требования Улан-Удэнского таможенного поста N 10602040 от 11 января 2009 года по таможенной декларации N 10602040/241208/П008369 и решения Бурятской таможни от 27 февраля 2009 года N 05-53/002.
Решением от 22 мая 2009 г. Арбитражный суд Республики Бурятия заявленные требования удовлетворил. В обосновании суд указал, что товар был ввезен на таможенную территорию на основании действующей лицензии и таможенная декларация была принята таможенным органом до истечения срока действия лицензий Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Действиями и решением таможенного органа нарушены права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с указанным решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя. Считает, что следует исходить из понятия ввоза товаров, закрепленного в ст.11 Таможенного кодекса РФ. Следовательно, таможенные платежи следует определять на момент завершения процедуры таможенного оформления. Поскольку на момент завершения таможенного оформления действие лицензии закончилось, то таможенные платежи должны определяться по иным ставкам.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что представление документов на таможенное оформление в январе 2009 г. никак не влияет на право декларанта оформить импортное мясо, ввезенное в 2008 г. по льготным ставкам таможенной пошлины и НДС.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, дал пояснения согласно представленного отзыва на апелляционную жалобу, а также пояснил, что следует исходить из понятия ввоза товаров, закрепленного не в Таможенном кодексе РФ, а в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003г. N 164-ФЗ. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством серия 38 N 001737972 (т. 1 л.д.66).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01 июня 2004 года между обществом (покупатель) и фирмой "Зиллер Эстэблишмент" (продавец) был заключен внешнеторговый контракт N 438/05307111/2004-2 на поставку мяса (далее - контракт, т. 1 л.д.27-37). В контракт вносились изменения 10 января 2005 года (т.1, л.д.38), 20 октября 2006 года (т.1, л.д.39) и 04 февраля 2008 года (т.1, л.д.40).
Согласно приложению N 20 от 15 июля 2008 г. к контракту (т.1, л.д.120) замороженный свиной окорок бескостный в количестве 94 тонны и замороженный свиной тримминг в количестве 70,5 тонны должны быть поставлены в августе-ноябре 2008 г.
Согласно приложению N 23 от 10 сентября 2008 года к контракту (т.1, л.д.41) продавец в сентябре-октябре 2008 года производит отгрузку двух партий свинины производства США в адрес покупателя на условиях CFR Владивосток. Срок поставки первой партии замороженного свиного окорока бескостного в количестве 23,5 тонн и замороженного свиного тримминга в количестве 71 тонны - октябрь-ноябрь 2008 года. Срок поставки второй партии замороженной свиной корейки бескостной в количестве 19 тонн, замороженного свиного окорока бескостного в количестве 47 тонн и замороженного свиного хребтового шпика в количестве 36 тонн - октябрь-ноябрь 2008 года.
29 июля 2008 года обществу для ввоза товаров по контракту N 438/05307111/2004-2 Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации были выданы разовые лицензии N ЛР2480803800061 (т.1 л.д. 118), ЛР 2530803800064 (т.2 , л.д.25) сроком до 31 декабря 2008 года на импорт в счет квоты на ввоз из США, товара "Тримминг в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 Российской Федерации к группе 02, домашних свиней", соответствующего коду ТН ВЭД 0203295502 и лицензия N ЛР2480803800063 на ввоз товара "прочие части домашних свиней, обваленные, мороженные, в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 к группе 02", соответствующего коду ТН ВЭД 0203295501. В количестве: по лицензии N ЛР2480803800061- 10000,000 кг, ЛР 2530803800064 -35960,000 кг, по лицензии N ЛР2480803800063 - 89838,000 кг. 22 декабря 2008 года вышеназванные лицензии были аннулированы, и обществу были выданы новые лицензии N ЛР2480803800101 (т.1 л.д.13, 116), N ЛР2480803800100 (т.1 л.д.15, 121), N ЛР2530803800102 (т.1 л.д.17, 117).
23 ноября 2008 года во исполнение контракта на таможенную территорию Российской Федерации общество ввезло 70 788,36 кг тримминга свиного и 23451,4 кг окорока свиного бескостного (т.1 л.д.47, 62-64).
24 декабря 2008 года обществом на Улан-Удэнский таможенный пост Бурятской таможни была подана предварительная таможенная декларация N 10602040/241208/П008369 (т.1, л.д.18) с целью таможенного оформления ввезенного мяса. К оформлению был предъявлен тримминг в количестве 45960 кг и окорок свиной бескостный в количестве 23451,4 кг. В графе 33 ГТД N 10602040/241208/П008369 указаны классификационные коды товара, согласно ТН ВЭД России - 0203295501, 0203295502 (тримминг). Одновременно с подачей указанной ГТД обществом в таможенный орган были представленные лицензии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N ЛР2480803800100, ЛР2480803800101, N ЛР2530803800102 от 22 декабря 2008 года.
24 декабря 2008 года таможенным органом выставлено требование об уплате обществом таможенных платежей в сумме 1 461 252,71 рублей (т.1, л.д.110) и направлено уведомление от 25.12.2008г. (т.1, л.д.109). Данное требование обществом было исполнено (т.2, л.д.28, 29, 31). Факт оплаты данных таможенных платежей таможенным органом не отрицается (т.1, л.д.10).
26 декабря 2008 года заявленный в ГТД N 10602040/241208/П008369 товар прибыл на Ангарский таможенный пост, что подтверждается отметкой Иркутской таможни на транспортных железнодорожных накладных N 94066817, N 94066818. (т.1 л.д.25-26).
28 декабря 2008 года указанный товар помещен на склад временного хранения, что подтверждается отчетами о принятии товаров на хранение (т.1 л.д.48-49).
30 декабря 2008 года начальником Улан-Удэнского таможенного поста в адрес начальника Ангарского таможенного поста Иркутской таможни направлено письмо N 23-17/176ф о необходимости проведения таможенного досмотра поступившего товара, в том числе по ГТД N 10602040/241208/П008369 (т.1 л.д.86).
11 января 2009 года должностными лицами Ангарского таможенного поста Иркутской таможни составлен акт таможенного досмотра N 10607020/110109/000160 указанного товара (т.1 л.д.89) и направлен в Бурятскую таможню (т.1 л.д.87). На основании указанного акта было выявлено расхождение со сведениями, заявленными Обществом в ГТД N 10602040/241208/П008369 по весу и количеству мест. Обществу выставлено уведомление от 14.01.2009г. о предоставлении пояснений по указанным расхождениям (т.1 л.д.93).
11 января 2009 года в связи с истечением срока действия лицензий N ЛР2480803800100, N ЛР2480803800101, N ЛР2530803800102 от 22 декабря 2008 года таможенным органом было выставлено уведомление (т.1 л.д.8) и требование (т.1 л.д.7) о внесении изменений в графу 47 грузовой таможенной декларации по товару N 1,2 и уплате дополнительно начисленных таможенных платежей по товару N 1,2 с учетом изменений кода товара N 1,2 на код ТН ВЭД 0203295508, на общую сумму 2 737 577,59 рублей, с приложением расчета доплаты (т.1, л.д.9). Указанные требование и уведомление заявителем были обжалованы в Бурятскую таможню.
27 февраля 2009 года начальником Бурятской таможни по результатам рассмотрения жалобы общества на решение Улан-Удэнского таможенного поста, выразившееся в выставлении требования N 10602040 от 11.01.2009 о доплате таможенных платежей на общую сумму 2 737 577,59 рублей по ГТД N 10602040/241208/П008369, принято решение N 05-53/002 (т.1 л.д.10-12). Как следует из данного решения, решение Улан-Удэнского таможенного поста было признано правомерным и в удовлетворении жалобы общества отказано.
Платежным поручением N 577 от 02 марта 2009 года общество исполнило требование таможенного органа от 11.01.2009г., доплатив таможенные платежи на общую сумму 2 737 577,59 рублей (т.1, л.д.57).
Не согласившись с решением Бурятской таможни от 27 февраля 2009 года N 05-53/002, а также с требованием N 10602040 и уведомлением N 10602040 от 11 января 2009 года об уплате таможенных платежей, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суд первой инстанции решением от 22 мая 2009 г. заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - закон о таможенном тарифе) ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.
Под тарифной квотой в силу статьи 36 закона о таможенном тарифе понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2000 года N 148 "О таможенном тарифе Российской Федерации - своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" основой системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа Российской Федерации, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД).
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718, к товарной позиции 0203 29 550 2, заявленной обществом при декларировании товара, относится тримминг в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 Российской Федерации к группе 02, а к товарной позиции 0203 29 550 1 - прочие части домашних свиней, обваленные, мороженные в объеме и порядке, указанных в дополнительном примечании 2 Российской Федерации к группе 02. К товарной позиции 0203 29 550 8 отнесена свинина свежая, охлажденная или замороженная. Для товарных позиций 0203 29 550 1 и 0203 29 550 2 ставка ввозной таможенной пошлины установлена в 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,25 евро за кг. Для товарной позиции 0203 29 550 8 ставка ввозной таможенной пошлины установлена в 75% от таможенной стоимости, но не менее 1,5 евро за кг. Разграничение данных товарных позиций производится по наличию лицензии на ввоз товара.
В уведомлении от 01.01.2009г. таможенным органом обществу было предложено изменить код товара 0203 29 550 2 и 0203 29 550 1 на код ТН ВД 0203 29 550 8, что повлекло увеличение таможенных платежей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 г. N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" утверждены объемы ввозимой на территорию Российской Федерации свинины на указанные годы, в отношении которых применяются пониженные ставки ввозной таможенной пошлины (приложение N 1). Пунктом 3 данного постановления Федеральной таможенной службе предписано осуществлять таможенное оформление таких товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с ч.2. ст.1 Федерального закона от 08.12.2003г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее закон N 164-ФЗ) настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
В соответствии с п.10 ст.2 закона N 164-ФЗ импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
В соответствии со ст.20 закона N 164-ФЗ нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований.
В соответствии с положениями ст.24 закона N 164-ФЗ лицензирование в сфере внешнеэкономической деятельности является мерой таможенного нетарифного регулирования.
В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.06.2005г. N 364, под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Из системного толкования приведенных норм следует, что лицензия на импорт дает право на ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации в период действия лицензии. Соответственно таможенные платежи должны определяться, исходя из наличия действующей лицензии на момент ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, а не на момент выпуска товаров, поскольку лицензирование касается импорта товаров, то есть их ввоза на территорию Российской Федерации, а не последующие действия по их таможенному оформлению.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на момент пересечения таможенной границы Российской Федерации у общества имелись действующие лицензии на импорт мяса, действия по таможенному оформлению совершались в установленном порядке, таможенные платежи были оплачены.
Довод таможенного органа, что к рассматриваемым отношениям следует применять понятие ввоза, закрепленное в п.8 ч.1 ст.11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и определяющее ввоз товаров как фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, судом апелляционной инстанции отклоняется по мотивам, изложенным выше, а также дополнительно по следующим мотивам.
Закон N 164-ФЗ является специальным законом, то есть содержит специальные нормы, имеющие преимущество перед общими нормами. Данным законом установлено специальное понятие импорта товаров как их ввоза на таможенную территорию Российской федерации, поэтому применяется именно это понятие, а не то понятие ввоза, которое закреплено в Таможенном кодексе РФ. Соответственно, импорт товаров при наличии действующей лицензии на момент пересечения товаром границы имеет правовое последствие в виде уплаты в последующем таможенных платежей в пониженном размере.
Следовательно, оспариваемые уведомление и требование Улан-Удэнского таможенного поста N 10602040 от 11 января 2009 г. по таможенной декларации N 10602040/241208/П008369 и решения Бурятской таможни от 27 февраля 2009 г. N 05-53/002 не соответствуют Таможенному кодексу РФ.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 мая 2009 г., принятое по делу N А10-1329/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурятской таможни без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Т.О.Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1329/09
Заявитель: ЗАО "Мясоперерабатывающий комбинат Ангарский"
Ответчик: Бурятская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2421/09