г. Чита |
Дело N А19-17100/07-57 |
"04" июля 2008 г. |
-04АП-1850/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Межрайонной ИФНС России N 11 по Иркутской области
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 апреля 2008 г. по делу N А19-17100/07-57, по заявлению ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" к Межрайонной ИФНС России N 11 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа, принятое судьей Л.В. Назарьевой,
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Соловьева А.В. (доверенность от 15.02.2008г.);
от ответчика: Чистякова Ю.А. (доверенность от 04.02.2008г.);
установил:
Открытое акционерное общество "Коршуновский ГОК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной ИФНС России N 11 по Иркутской области о признании незаконным решения от 29.08.2007г. N 02.1-05.1-874/571 в части начисления пени по земельному налогу в размере 147 659 руб. 65 коп. (п.2); в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в размере 8 789 265 руб. (п. 2.1); в части предложения уплатить пени в размере 147 659 руб. 65 коп. (п.2.2); в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п.3).
Решением от 22 апреля 2008 г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что налогоплательщик обоснованно исчислил размер земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в ЕГРЗ. Оснований для доначисления авансовых платежей по земельному налогу в размере 9 087 586 руб. у инспекции не имелось.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России N 11 по Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Считают, что Обществом не представлено доказательств изменения кадастровой стоимости оспариваемого земельного участка с кадастровым номером 38:12:010114:0006 площадью 39936 092 кв.м. в размере 4 584 663 362 руб. по состоянию на 01.01.2007г. В представленном Обществом авансовом отчете по земельному налогу за 1 квартал 2007 г., не указаны вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 38:12:010114:0025 и 38:12:010114:0026, уточненные расчеты по авансовым платежам по земельному налогу налогоплательщиком не представлялись. Определение от 25.01.2008г. об утверждении мирового соглашения не может являться основанием для исправления технической ошибки в государственном земельном кадастре.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу. Просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, дал пояснения согласно письменному отзыву. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОАО "Коршуновский ГОК" представил в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Иркутской области расчет по авансовому платежу по земельному налогу за 1 квартал 2007 г.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекция выявила нарушения пункта 1 статьи 45 и пункта 6 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, установив неполную уплату авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2007 г. в сумме 8789265 руб., что нашло отражение в акте проверки от 30.10.2007г. N 02.1-04.2-1166/2605.
На основании акта проверки инспекция вынесла решение от 29.08.2007г. N 02.1-05.1-874/571 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (пункт 1 резолютивной части решения), о начислении пеней по состоянию на 29.08.2007г. в размере 147 659 руб. 65 коп. (пункт 2), предложении уплатить недоимку по земельному налогу в размере 8 789 265 руб. (пункт 2.1) и пени (пункт 2.2), внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 3).
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Коршуновский ГОК" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу в размере 8 789 265 руб. и пеней в сумме 147 659 руб. 65 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Коршуновский ГОК" является плательщиком земельного налога.
Согласно п.1 ст.396 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п.п. 1, 2 ст.393 Кодекса, в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 394 Кодекса).
Положением о земельном налоге на территории муниципального образования "Нижнеилимский район", утвержденным решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 18.11.2005 N 9 "Об установлении и введении земельного налога", налоговые ставки для прочих земельных участков на 2006 год установлены в размере 1,5 процента.
В соответствии с положениями п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения земельного участка определяется кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости производится государственная кадастровая оценка земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения (пункт 2), и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Из анализа правовых норм следует, что кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации информация о кадастровой стоимости содержится в государственном земельном кадастре. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Результаты кадастровой стоимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости (пункт 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 N 316).
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков.
Доначисляя земельный налог и пени в спорной сумме, инспекция руководствовалась выпиской из Государственного земельного кадастра Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Иркутской области от 11 января 2006 года N50/06-1-2457 за кадастровым номером 38:12:010114:0006, согласно которой весь земельный участок был отнесен к категории земель "земли поселения". Площадь земельного участка составляет 39936092 квадратных метра, кадастровая стоимость - 4 584 663 361 руб. 60 коп.
Вместе с тем, действия Управления Федерального агентства по внесению недействительных сведений в государственный земельный кадастр и кадастровый план земельного участка от 11.01.2006 N 50/06-1-2457 за кадастровым номером 38:12:010114:0006 категория - земли поселения были оспорены налогоплательщиком в судебном порядке.
25.01.2008г. арбитражным судом Иркутской области утверждено мировое соглашение, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 38:12:010114:0006, площадью 39 936 092 кв.м., категория: земли населенных пунктов имеет техническую ошибку в части категории земельного участка с 2003 г. Вместо земельного участка с кадастровым номером 38:12:010114:0006, площадью 39936092 кв. м., категория: земли населенных пунктов, в ЕГРЗ внесены сведения о следующих земельных участках:
1) 38:12:010114:0025, площадью 27909072 кв. м., категория: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, кадастровая стоимость 860157599.04 руб.;
2)38:12:010114:0026, площадью 12027020 кв.м., категория: земли населенных пунктов, кадастровая стоимость 1380701896 руб.
Таким образом, категория спорного земельного участка в части указана неверно, техническая ошибка устранена путем деления одного участка на два. Земельные участки площадью 12 027 020 кв.м. и 27 909 072 кв.м. категории земель населенных пунктов и земель промышленности, являющиеся ранее земельным участком с кадастровым номером 38:12:010114:0006 площадью 39 936 092 кв.м. и категорией: земли населенных пунктов определены как отдельные объекты. При этом территориальное расположение, границы и размеры не изменились (12027020 + 27909072 = 39936092), поменялась только категория земельного участка площадью 27 909 072 кв. м. (категория земельного участка площадью 12 027 020 кв.м. не изменилась).
Аналогичная позиция высказана Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области (письмо N 24-331 от 31.03.2008, ответ на запрос суда N 08-0595 от 17.03.2008, пояснения от 31.03.2008).
В настоящее время техническая ошибка, имевшая место быть с 2003 г. устранена, внесены соответствующие изменения в ЕГРЗ.
Следовательно, налоговый орган, принимая оспариваемое решение, руководствовался данными земельного кадастра, имеющим техническую ошибку.
Доказательств отнесения части спорного земельного участка площадью 27 909 072 кв. м. к землям населенных пунктов и имеющим иную кадастровую стоимость налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, общество правомерно исчислило земельный налог исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка на момент его существования - на 01.01.2007г., т.е. равной сумме кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 38:12:010114:0025 и 38:12:010114:0026, в размере 9 087 586 руб.
В силу п. 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 02.01.2000г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" исправление технических ошибок, допущенных при ведении государственного земельного кадастра, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технических ошибок может причинить вред либо нарушить законные интересы правообладателей земельных участков или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре, такое исправление осуществляется на основании решения суда, арбитражного суда.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении законных интересов правообладателей спорного земельного участка или третьих лиц, инспекцией не представлено. Кроме того, факт наличия ошибки в части категории земли установлен судебным актом - определением суда от 25.01.2008.
Доводы инспекции о том, что такие изменения как перевод земель из одной категории в другую, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, должны учитываться при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде - 2008 г. правомерно отклонены судом, поскольку в данном случае изменение категории земли и соответственно результатов государственной кадастровой оценки произошли вследствие наличия технической ошибки, имевшей место быть с 2003 г.
По аналогичным основаниям Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области отменило решение инспекции от 15.05.2008г., принятое по итогам камеральной налоговой проверки уточенного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2007 г.
Доводы налогового органа о том, что имеются безусловные основания для отмены определение суда от 25.01.2008 об утверждении мирового соглашения, т.к. к участию в деле не были привлечены инспекция и муниципальное образование, не могут быть рассмотрены в рамках настоящего дела.
Данные лица вправе были обжаловать данное определение в апелляционном порядке, что сделано не было.
Таким образом, определение суда от 25.01.2008 об утверждении мирового соглашения вступило в законную силу и на основании ст.16 Арбитражного процессуального Кодекса РФ является обязательным для исполнения всеми органами государственной и муниципальной власти.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.04.2008г., принятое по делу N А19-17100/07-57, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N11 по Иркутской области без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17100/07
Истец: ОАО Коршуновский ГОК
Ответчик: МРИ ФНС N 11 по ИО
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1850/08