г. Чита |
Дело N А58-3903/2006 |
"27" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Э.В.Ткаченко, Е.О.Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2009 года по делу N А58-3903/2006 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 к Открытому акционерному обществу Акционерной компании "Якутскэнерго" о взыскании налоговых санкций (суд первой инстанции Бадлуева Е.Б.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4: не было;
от заинтересованного лица ОАО АК "Якутскэнерго": не было;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась 28 июня 2006 года в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Открытому акционерному обществу Акционерной компании "Якутскэнерго" (далее - ОАО АК "Якутскэнерго", Общество) о взыскании налоговых санкций 16 556 878 рублей 44 копейки.
Производство по делу было приостановлено 18 сентября 2006 года и возобновлено 10 марта 2009 года, после чего инспекция в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уменьшила заявленные требования, просила взыскать с Общества налоговые санкции в сумме 419 752 рубля.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2009 года с Общества в доход государства с зачислением в соответствующий бюджет были взысканы налоговые санкции в сумме 209 876 рублей. Как следует из судебного акта, суд признал смягчающими обстоятельствами сложное финансовое положение общества, признание иска и принятие мер по уплате налоговых санкций во внесудебном порядке, и уменьшил размер подлежащего взысканию штрафа в два раза.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе и дополнении к ней налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм процессуального права, и в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и полностью удовлетворить заявленные требования, указывая на то, что доказательств тяжелого финансового положения Общество не представило. Общество имеет прибыль, переплату по налогу на прибыль, и имеет возможность полностью погасить суммы неуплаченных налоговых санкций.
Налоговый орган и Общество о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Общество представило отзыв, в котором считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 1560 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ОАО АК "Якутскэнерго" налогов, соблюдения налогового законодательства при налогообложении операций с ценными бумагами, соблюдения валютного законодательства, по результатам которой было вынесено решение N 8/14 от 21 февраля 2006 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Указанным решением Общество было привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (подпункт 1.1 пункта 1 решение) за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в сумме 8 118 078 рублей 40 копеек, налога на добавленную стоимость в сумме 8 273 582 рубля 80 копеек, единого социального налога в размере 5 736 рублей 24 копейки, налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 38 942 рубля 40 копеек, по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса РФ (подпункт 1.2 пункта 1 решения) за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 120 538 рублей 60 копеек.
Требованием от 03.03.2006г. N 59 инспекция предложила ОАО "Якутскэнерго" уплатить налоговые санкции в сумме 10 971 524 рублей 48 копеек в десятидневный срок со дня получения требования.
Требованием от 03.03.2006г. N 59А инспекция предложила Обществу уплатить налоговые санкции 5 585 353 рублей 96 копеек в десятидневный срок со дня получения требования.
Неисполнение налогоплательщиком указанных требований явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим заявлением.
В свою очередь ОАО АК "Якутскэнерго" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным в части решения N 8/14 от 21 февраля 2006 года Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (за исключением пунктов 2, 5, 7, 8, 10, 14, 17, 19, 23, 26, 27).
Решением от 19 сентября 2006 года Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-22309/06, оставленным без изменения постановлением от 30 ноября 2006 года Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования были удовлетворены в части пунктов 1, 3, 4, 6 ч. 2, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 16.1, 18, 20, 21, 24, 25 в части начисления пени в размере 62123 рублей мотивировочной части решения и соответствующих сумм начисленных в резолютивной части решения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа решение от 19 сентября 2006 года Арбитражного суда г. Москвы и постановлением от 30 ноября 2006 года Девятого арбитражного апелляционного суда были изменены, в части, касающейся эпизодов по пунктам 1, 6 ч. 1, 25 решения МРИ ФНС России по КН N 4 от 21.02.06 N 8/14, отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Арбитражный суд г.Москвы решением от 07 августа 2007 года в удовлетворении требования ОАО АК "Якутскэнерго" о признании недействительными пунктов 1, 6 ч. 1 и 25 решения налогового органа и соответствующих сумм, начисленных в резолютивной части этого решения, отказал.
Постановлением от 01 октября 2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением от 24 декабря 2007 года Федерального арбитражного суда Московского округа решение от 07 августа 2007 года Арбитражного суда г.Москвы и постановление от 01 октября 2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда были изменены, в части отказа в удовлетворении требования ОАО АК "Якутскэнерго" о признании недействительными п. 1 решения и соответствующих сумм начисленных в резолютивной части решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 21.02.06 г. N 8/14 в части выводов, касающихся сумм налога 15 374 000 рублей, судебные акты отменены, требования ОАО АК "Якутскэнерго" в названной части удовлетворены. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу обстоятельства, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебные акты по делу А40-22309/06 вступили в законную силу, согласно вышеназванным судебным актам признано правомерным начисление ОАО АК "Якутскэнерго" налоговых санкций в виде штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, по налогу на прибыль в сумме 1 083 905 рублей, по налогу на добавленную стоимость 1 767 093 рублей, по налогу на пользователей автодорог 38 942 рублей.
До принятия судом первой инстанции Общество частично оплатило налоговые санкций: в размере 645 505 рублей 42 копеек в порядке зачета по налогу на прибыль в бюджет субъекта; в размере 6 086 рублей 74 копейки по платежному ордеру N 25111 от 19.09.2008г. по налогу на прибыль в местный бюджет; в размере 1005 рублей 26 копеек по платежному ордеру N 25111 от 19.09.2008г. по налогу на прибыль в местный бюджет. В ходатайстве от 03.03.2008 года N 04-08/04426 налоговая инспекция также указала, что Общество произвело уплату налоговых санкций: в размере 1 767 093 рубля по налогу на добавленную стоимость путем зачета переплаты; в размере 38 942 рубля налог на пользование автомобильных дорог платежным поручением N 95 от 05.04.2007г; в размере 848 рублей и 1 712 рублей налог на прибыль, зачисляемый в местный бюджет, соответственно филиалом и головным Обществом решениями о зачете N 5263 от 03.02.2009 и N 32054 от 17.11.2008г., а также платежным поручением N 202 от 27.06.2008г., - и представила решения о зачете.
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции доказательства уплаты Обществом налоговых санкций в размере 419 752 рублей отсутствовали.
Пунктом 1 статьи 104 налогового кодекса РФ установлено, что после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.
Частями 1 и 3 статья 114 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
В части 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ перечислены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом предусмотренный перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим, а суду и налоговому органу предоставлено право признать в качестве смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи.
Судебными актами по делу N А40-22309/06 налоговые санкции Обществу не уменьшались.
С учетом вышеназванных положений Налогового кодекса РФ и установленных обстоятельств суд первой инстанции правомерно признал обстоятельством, смягчающим ответственность уплату Обществом во внесудебном порядке (до вынесения судом решения по делу) части налоговых санкций, снизив размер штрафа в два раза, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Доказательства наличия обстоятельств, отягчающих ответственность Общества, в материалах дела отсутствуют.
Доказательства своего сложного финансового положения Общество не представило, однако в силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ одно смягчающее ответственность обстоятельство имеется, что в силу прямого указания закона влечет уменьшение Обществу размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 мая 2009 года по делу N А58-3903/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н.В.Клочкова |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3903/06
Заявитель: ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
Ответчик: ОАО АК "Якутскэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2409/09