г. Чита |
Дело N А19-3066/09 |
"27" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей Е.О.Никифорюк, Э.В.Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2009 года по делу N А19-3066/09 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области о признании незаконным бездействия Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования (суд первой инстанции Дмитриенко Е.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области: не было;
от ответчика Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования: не было;
от третьего лица МДОУ "Детский сад N 11": не было;
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконным бездействия муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 11" (далее - МДОУ "Детский сад N 11), выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2007 года по делу N А19-15104/07-32, и обязании оплатить недоимку по исполнительным листам N 21437 и N 21438 от 21 ноября 2007 года.
В порядке статей 47 и 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) налоговая инспекция требования изменила и по её ходатайству определением от 11 марта 2009 года ненадлежащий ответчик МДОУ "Детский сад N 11" был заменен на надлежащего ответчика Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования (Управление по финансам), а МДОУ "Детский сад N 11" был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены, как следует из судебного акта основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда о том, что ответчик не доказал совершение действий, направленных на исполнение судебного акта.
Управление по финансам, не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить и оставить заявление без рассмотрения, указывая на то, что исполнительные листы были получены ответчиком 05 февраля 2008 года и подлежали исполнению до 05 мая 2008 года. Непоступление денежных средств в бюджет подтверждает осведомленность инспекции о неисполнении решения суда, и свидетельствует о пропуске налоговой инспекцией установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обжалование бездействия. Суд не дал оценку этому обстоятельству, а также доказательствам о неисполнении решения суда в связи с недостаточностью бюджетных средств.
Налоговая инспекция, Управление по финансам и МДОУ "Детский сад N 11" о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Налоговая инспекция и Управление по финансам ходатайствовали о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Инспекция представила отзыв, в котором считает доводы жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что МДУО "Детский сад N 11" с 1 января 2006 года в отделе казначейского исполнения бюджета Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования открыт лицевой счет N 100020014.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 ноября 2007 года по делу N А19-15104/07-32 с МДОУ "Детский сад N 11" были взысканы недоимка по единому социальному налогу в сумме 88 716 рублей, задолженность по пени в сумме 2 132 рубля 06 копеек и госпошлина в сумме 3 225 рублей 44 копейки.
Указанное решение суда вступило в законную силу 21 декабря 2007 года, в связи с чем были выданы 05 января 2008 года исполнительные листы N 21437 и N 21438, налоговый орган 29 января 2008 года (исх.N 09-39/1013) направил их для исполнения в Управление по финансам, к ответчику исполнительные листы поступили 05 февраля 2008 года. На день обращения налоговой инспекции в суд (11 февраля 2009 года) и на день вынесения судом первой инстанции решения Управление по финансам взыскание по исполнительным листам не произвело.
Частью 1 статьи 16 АПК РФ закреплено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
Согласно статье 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно части 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
Частями 5, 7 статьи 242.5 БК РФ установлено, что главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Доказательства совершения ответчиком предписанных вышеназванными нормами Бюджетного кодекса РФ действий в установленные сроки ответчик суду не представил: принятые к исполнению исполнительные листы до 05 мая 2008 года не исполнены и в связи с неисполнением налоговой инспекции не возвращены, приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевом счете учреждения-должника не производилось, о неисполнении судебного акта инспекция проинформирована не была. Указанное свидетельствует, что ответчик обязанности по полному и своевременному исполнению исполнительного документа не выполнил, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Представленные ответчиком суду документы: решение Думы Зиминского городского муниципального образования от 29.12.2008 г. N 547 "О бюджете Зиминского городского муниципального образования на 2009 год" с приложениями NN 1-8, письма Администрации Зиминского городского округа городского муниципального образования за 2008 и 2009 годы "Об оказании финансовой помощи", Министерства финансов Иркутской области, информация о состоянии дел на территории городского округа, - обоснованно не приняты судом как доказательства невозможности исполнения решения суда, так как отражают динамику бюджетного финансирования и исполнения бюджета в 2008 и 2009 годах, отсутствие в бюджете городского округа денежных средств в 2008 и 2009 года не подтверждают, а доказательства финансирования детского учреждения в 2008 и 2009 года только за счет бюджетных средств ответчиком не представлены. В бюджете на 2009 год расходы на финансирование дошкольного образования предусмотрены.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительны листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Следовательно, обязанность Управления по финансам по перечислению с лицевого счета МДОУ "Детский сад N 11" денежных средств по спорным исполнительным листам и совершение иных предусмотренных статьей 242.5 БК РФ действий до настоящего времени существует, бездействие продолжается, поэтому установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок обращения с заявлением в суд налоговой инспекцией не пропущен.
Доводы, по которым ответчик просит оставить заявление без рассмотрения в апелляционной жалобе не приведены, а установленных статьей 148 АПК РФ оснований для оставления настоящего заявления без рассмотрения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, поэтому решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 апреля 2009 года по делу N А19-3066/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н.В.Клочкова |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3066/09
Заявитель: ИФНС России N 14 по Иркутской области
Ответчик: Управление по финансам и налогам Администрации Зиминского ГМО
Третье лицо: МДОУ "Детский сад N 11"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1823/09