г. Чита |
Дело N А10-2167/08 |
04АП-2821/2008
25 сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2008 года по делу N А10-2167/08 по заявлению Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей N15 г. Улан-Удэ" к Территориальному управлению Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 18.06.2008г. N02-100/2008
(суд первой инстанции: Пунцукова А.Т.),
при участии в судебном заседании:
от учреждения: Разуваевой Ю.П., по доверенности от 24.07.2008г.,
от ТУ ФСФБН: Орлова А.С., по доверенности от 14.07.2008г.
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональный лицей N 15 г. Улан-Удэ" обратилось с требованием о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия от 18.06.2008г. N 02-100/2008 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 15.14 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на обоснованность привлечения учреждения к административной ответственности ввиду нецелевого использования им бюджетных средств. Управление указывает, что расходы, подлежащие учету по статье 262 бюджетной классификации, неправомерно произведены учреждением за счет средств, выделенных по статье 340. Письмо Рособразования как распределяющее лимиты бюджетных обязательств на октябрь-ноябрь 2007 года, Управление считает неподлежащим применению для анализа расходования бюджетных средств в декабре 2007 года. Кроме того, заявитель жалобы ссылается на то, что в бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств не входит разъяснение или изменение структуры бюджетной классификации РФ.
Учреждение в представленном отзыве на апелляционную жалобу полагает решение суда законным и обоснованным, указывая на правомерность произведения расходов по статье 340.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель управления поддержал требования апелляционной жалобы, представитель учреждения доводы апелляционной жалобы отклонил.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период с 01.01.2007г. по 31.12.2007г., по результатам которой установлен факт нецелевого использования бюджетных средств, выразившийся в расходовании денежных средств в сумме 88215 руб., выделенных по статье бюджетной классификации 340.
Так, Управлением установлено, что 13.12.2007г. учреждением с лицевого счета по статье бюджетной классификации 340 "увеличение стоимости материальных запасов" получены денежные средства в сумме 88215 руб. На основании приказа директора учреждения от 05.12.2007г. указанные денежные средства по расходному кассовому ордеру от 13.12.2007г. N 243 выданы кладовщику для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря. Расходы в сумме 88215 руб. произведены кладовщиком для приобретения вещевого обеспечения (одежды, обуви) учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, что подтверждается авансовым отчетом N 217 от 27.12.2007г. на общую сумму 176430 руб.
При проведении проверки Управлением приняты во внимание Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 08.12.2006г. N 168н, письма Министерства финансов РФ от 14.04.2006г. N 02-14-10/880 (ред.19.05.2006г.), согласно которым выплаты по обеспечению социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другим лицам, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях, в том числе приобретение одежды, обуви, производятся за счет денежных средств, предусмотренных по статье 262 "пособия по социальной помощи населению".
На основании установленных обстоятельств Управлением был сделан вывод о том, что учреждением, в нарушение требований статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, допущено нецелевое расходование бюджетных средств: денежные средства, выделенные по статье 340 бюджетной классификации, израсходованы на цели, соответствующие статье 262 бюджетной классификации.
По данному факту Управлением согласно ст.28.2 КоАП РФ в присутствии директора учреждения составлен протокол об административном правонарушении от 06.06.2008г.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании протокола от 06.06.2008 года Управлением вынесено постановление N 02-100/2008 от 18.06.2008г. о признании учреждения виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Процедура привлечения к административной ответственности Управлением соблюдена: при составлении протокола и вынесении постановления директору учреждения права и обязанности по ст.25.1 КоАП РФ разъяснены, о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении привлекаемое к административной ответственности лицо извещено надлежащим образом, копии протокола и постановления вручены своевременно.
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, учреждение оспорило его путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о необоснованности привлечения предприятия к административной ответственности, указав на правомерность проведения заявителем операций по приобретению одежды, обуви за счет средств, выделенных по статье 340 бюджетной классификации, и соответственно, на отсутствие нецелевого использования бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции полагает верным данный вывод суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера использований бюджетных средств. Средства, выделяемые бюджетом, должны быть использованы в соответствии с целевой направленностью.
В соответствии со ст. 283 БК РФ основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является, в том числе, нецелевое использование бюджетных средств.
В силу ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов или иным правовым основанием их получения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено приобретение учреждением одежды и обуви, за счет бюджетных средств, выделенных по статье 340 бюджетной классификации, на общую сумму 88215 руб.
В соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 08.12.2006г. N 168н, действовавшими в период расходования учреждением денежных средств, на статью 340 "увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы учреждения на предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд (в том числе мягкий инвентарь).
Одежда и обувь, согласно Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. N 25н, относятся к мягкому инвентарю.
Кроме того, учреждение при отнесении на статью расходов 340 расходов на приобретение одежды и обуви обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, руководствовалось письмами Федерального агентства по образованию "О финансировании государственных учреждений в октябре 2007 года" от 09.10.2007г. N 10-55-7319/060-073/065 и "О финансировании государственных учреждений в ноябре 2007 года" от 08.11.2007г. N 10-55-8260/10-07, согласно которым предусмотрены ассигнования в том числе на материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в учреждениях начального профессионального образования - по статье 340 "увеличение стоимости материальных запасов".
В материалах дела также имеется письмо Федерального агентства по образованию от 20 мая 2008 года (л.д.35) об объемах финансирования на 2007 год по подстатьям 262 и 340, из которого следует, что по подстатье 340 предусмотрено на 2007 год финансирование на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря в размере 17643 руб. на 1 учащегося в год. Данное письмо носит общий характер без указания на какой-либо месяц, следовательно, имеет отношение, в том числе, и к декабрю 2007 года. Из обстоятельств дела не следует, что, исходя из установленного на 1 учащегося норматива, учреждением при расходовании спорных денежных средств был допущен перерасход указанного объема финансирования.
Указанные письма приняты Федеральным агентством по образованию как главным распорядителем бюджетных средств, в полномочия которого, согласно статье 158 БК РФ, входит распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств.
Таким образом, расходование учреждением денежных средств, выделенных по статье 340 бюджетной классификации, на приобретение одежды и обуви, является правомерным, как в силу приказов Министерства финансов, так и на основании приведенных писем Рособразования. Следовательно, в действиях учреждения отсутствует как событие правонарушения, так и вина.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что в данном случае следует руководствоваться нормами, предусматривающими отнесение произведенных учреждением расходов на статью 262 "пособия по социальной помощи населению", не принимается судом апелляционной инстанции по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, судом первой инстанции верно отмечено, что письмо Министерства финансов РФ от 14.04.2006г. N 02-14-10/880 (ред.19.05.2006г.) разъясняет порядок применения приказа Министерства финансов от 21.12.2005г. N 152н, утратившего силу с 01.01.2007г.
Самостоятельное отнесение учреждением рассматриваемых расходов, выделенных по статье 340, на статью бюджетных расходов 262, с учетом приведенных норм, неправомерно.
Материалы дела не содержат фактов того, что оспариваемые бюджетные средства использованы учреждением на цели, не соответствующие условиям их получения.
Таким образом, у Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к административной ответственности по указанной статье.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу определение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2008 года по делу N А10-2167/08, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 31 июля 2008 года по делу N А10-2167/08 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2167/08
Заявитель: ГОУ НПО "Профессиональный лицей N15"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ