г. Чита |
Дело N А10-3720/2008 |
"15" мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Доржиева Э.П., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Государственное учреждение - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 февраля 2009 г., принятое по делуА10-3720/2008 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мир" к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о признании решения N 2076 от 30.06.2008г. недействительным (суд первой инстанции О.Н. Дружинина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мир" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - отделение ФСС, учреждение) о признании недействительным решения N 2076 от 30.06.2008г.
Решением от 05 февраля 2009 г. суд заявленные требования удовлетворил. В обоснование суд указал, что при принятии оспариваемых актов отделением ФСС не соблюдены нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения проверки и принятия решений по ее результатам, что повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
Не согласившись с указанным решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Бурятия. Считает, что в нарушение требования АПК РФ ни в описательной, ни в резолютивной части обжалуемого решения не содержится совокупности нескольких обстоятельств - несоответствия (противоречие) акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов юридического или физического лица, возлагаются ли на него какие-либо незаконные обязанности и вытекают ли из этого акта иные неблагоприятные последствия.
Представитель Заявителя по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 20.04.2009г.
Представитель заинтересованного лица - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 21.04.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (факсограмма от 12.05.2009г. N 2168).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании обращения страхователя от 14.05.2008г. о перечислении пособия по беременности и родам в сумме 78 797,6 рублей (л.д.7) учреждением была проведена камеральная проверка, по результатам которой был составлен акт камеральной проверки N 2076 от 30.06.2008г. (далее - акт, л.д.33). Как следует из акта, учреждение пришло к выводу, что повышение заработной платы Кокиной И.Н. в последние 12 месяцев, предшествовавших обращению, повышалась необоснованно и исключительно с целью последующего получения завышенной суммы пособия по беременности и родам. В связи с этим, учреждение полагает, что пособие следует исчислять из расчета заработной платы 6000 рублей в месяц.
30.06.2008г. учреждением было вынесено решение N 2076 о выделении средств на возмещение расходов по государственному социальному страхованию (далее - решение, л.д.6). Обстоятельства дела в решении изложены также как в акте, из резолютивной части решения следует, что обществу выделены средства в сумме 27 540,98 рублей из расчета заработной платы 6000 рублей.
Не согласившись с решением N 2076 от 30.06.2008 года, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта недействительным (л.д.2).
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение подало апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии со ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Судом первой инстанции из анализа Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" сделан правильный вывод, что отделение ФСС обязано в порядке контроля исследовать все документы, представленные страхователем, для чего ему предоставлено право проведения камеральной проверки либо документальной выездной проверки.
Единые требования к проведению отделениями Фонда социального страхования РФ камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок установлены в Методических указаниях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110 (далее - Методические рекомендации).
При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или (и) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний иных категорий страхователей в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда, также камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов (пункт 3 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по результатам камеральной проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки по установленной форме в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Акт камеральной проверки подписывается лицами, проводившими проверку, и страхователем, в отношении которого проводилась эта проверка.
Акт проверки должен быть вручен страхователю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения страхователем.
Страхователь в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предположениями проверяющих, имеет право в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в Фонд документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.
Страхователь, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки. Материалы камеральной проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации.
О времени и месте рассмотрении материалов проверки Фонд извещает страхователя заблаговременно.
Неявка страхователя, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого страхователя будет признано руководителем (заместителем руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда обязательным для рассмотрения этих материалов.
В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки составляется протокол, с которым должен быть ознакомлен страхователь и выносится решение.
Пунктом 13 названных Методических указаний предусмотрено, что по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; или решение об отказе в привлечении к ответственности.
Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном применении судом при проверке оспариваемых актов Методических рекомендаций, поскольку последние не являются нормативным правовым актом, судом апелляционной инстанции отклоняются по следующим мотивам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В целях реализации названной статьи Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2001 N 318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации" в связи с тем, что Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с положениями, определяющими порядок их деятельности, издаются акты, имеющие нормативный характер, предусмотрена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер, которые подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.06.2008 N 11840 и официально опубликованы в "Российской газете" N138 от 28.06.2008. Следовательно, оба условия вступления названного акта в силу, предусмотренные в статье 15 Конституции Российской Федерации, соблюдены, и он подлежит применению.
Как следует из материалов дела, Акт и решение были вынесены в один день 30.06.2008 года в отсутствие представителя общества, при этом доказательств надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, составления акта и вынесения решения учреждением не представлено.
Довод апелляционной жалобы о несоответствии резолютивной части решения суда первой инстанции части 3 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанная норма устанавливает требования к содержанию резолютивной части решения суда по делу об оспаривании нормативного правового акта.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми решениями отделения ФСС в связи с тем, что расходы по выплате пособия производятся за счет Фонда социального страхования и не являются расходами самого Общества, отклоняется как неоснованный на законе. Кроме того, в материалы дела представлен расходный кассовый ордер (л.д.48), из которого следует, что общество на момент обращения в учреждение уже произвело выплаты Кокиной И.Н.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) отделение ФСС освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем уплаченная по платежному поручению N7105 от 27.02.2009 государственная пошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 февраля 2009 года по делу N А10-3720/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Бурятия без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3720/08
Заявитель: ООО "Мир"
Ответчик: ГУ Ркгиональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Бурятия
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-831/09