г. Чита |
Дело N А19-4234/09 |
"20" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2009 г., принятое по делу N А19-4234/09 по заявлению Муниципального унитарного предприятия Нижнеилимского района Иркутской области "Нижнеилимское управление коммунального хозяйства" к Финансовому управлению Нижнеилимского района Иркутской области о признании незаконным бездействия, (суд первой инстанции Г.В.Ананьина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьих лиц:
от Администрации Нижнеилимского муниципального района: не явился, извещен;
от Муниципального образовательного учреждения "Общеобразовательная средняя школа им. М.К. Янгеля": не явился, извещен;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Нижнеилимское управление коммунального хозяйства" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Финансовому управлению Нижнеилимского района Иркутской области (далее - финансовое управление) о признании незаконным бездействия по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области в соответствии с исполнительными листами N 10081 на сумму 588 005руб. и N 12458 на сумму 171 671руб., а также обязании Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области с целью устранения нарушенных прав МУП "Нижнеилимское УКХ" исполнить решения Арбитражного суда Иркутской области в соответствии с исполнительными листами N 10081 на сумму 588 005руб. и N 12458 на сумму 171 671руб.
Решением от 26 мая 2009 г. Арбитражный суд Иркутской области заявленные требования удовлетворил. В обоснование суд указал, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом всех действий, направленных на исполнение судебного акта. Ответчиком в нарушение ч.7 ст.242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не было приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, что не оспаривается самим ответчиком, а также не была исполнена установленная БК РФ обязанность по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.
Не согласившись с указанным решением, финансовое управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Иркутской области отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. Считает, что своими действиями Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области не нарушило права и законные интересы заявителя - МУП Нижнеилимское УКХ". В случае отсутствия бюджетных средств, должник должен исполнить его за счет средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, а если их недостаточно, то главный распорядитель бюджетных средств (Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района) обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В адрес суда апелляционной инстанции посредством факсимильной связи поступил отзывы на апелляционную жалобу от предприятия и Администрации Нижнеилимского муниципального района. В связи с отсутствием доказательств направления данных отзывов другим лицам, участвующим в деле, суд апелляционной инстанции рассматривать их доводы не может.
Представитель Заявителя по делу - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением N 50421 9, которое вручено 05.08.2009г.
Представитель заинтересованного лица - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями N 50420 2, которое вручено 04.08.2009г., N 50419 6, которое вручено 04.08.2009г., N 50418 9, которое вручено 04.08.2009г.
Третьи лица Администрация Нижнеилимского муниципального района, Муниципальное образовательное учреждение "Общеобразовательная средняя школа им. М.К. Янгеля" представителей для участия в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 50423 3, N 50422 6) соответственно о вручении заказных писем 04.08.2009г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу N А19-4708/08-23 (л.д.39-40), вступившим в законную силу 23.07.2008г., с Муниципального образовательного учреждения "Образовательная средняя школа им. М.К. Янгеля" п. Березняки в пользу Муниципального унитарного предприятия Нижнеилимского района Иркутской области "Нижнеилимское управление коммунального хозяйства" взыскано 171 671 руб. 48 коп. основного долга. На основании указанного решения 08.08.2008г. выдан исполнительный лист N 12458 (л.д.38).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.06.2008г. по делу N А19-2734/08-6 (л.д.45-48), вступившим в законную силу 04.07.2008г., с Администрации Нижнеилимского муниципального района в пользу Муниципального унитарного предприятия Нижнеилимского района Иркутской области "Нижнеилимское управление коммунального хозяйства" взыскано основного долга в размере 575 748,04руб. На основании указанного решения 21.07.2008г. выдан исполнительный лист N 10081 (л.д.44).
Как следует из материалов дела, предприятие направило финансовому управлению заявления о принятии и исполнении указанных исполнительных листов (л.д.31, 37) с приложением исполнительных листов N 12458, N 10081, копий решений Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-4708/08-23 и по делу А19-2734/08-6, которые были получены финансовым управлением 11.11.2008г. и 18.09.2008г. соответственно.
Финансовым управлением в адрес Администрации Нижнеилимского муниципального района было направлено уведомление N 1292-8 от 19.09.2008г. о поступлении исполнительного листа N 10081 (л.д.43), которое было получено ею 22.09.2008г.
Финансовым управлением в адрес МОУ "Образовательная средняя школа им. М.К. Янгеля" было направлено уведомление N 1489-8 от 13.11.2008г. о поступлении исполнительного листа N 12458 (л.д.36), которое было получено им 13.11.2008г.
02.10.2008г. и 14.11.2008г. в финансовое управление от администрации Нижнеилимского муниципального района и МУ "Департамент образования администрации Нижнеилимского района" соответственно поступили письма, которыми была предоставлена информация по источнику образования задолженности и коду бюджетной классификации РФ для исполнения решений по гашению задолженности перед предприятием (л.д.34, 41), с приложением заявок по вопросу финансирования (л.д.35, 42).
Как следует из материалов дела, данные обстоятельства по делу сторонами не оспариваются.
В связи с неисполнением исполнительных листов предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании незаконным бездействия финансового управления по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области в соответствии с исполнительными листами N 10081 на сумму 588 005руб. и N 12458 на сумму 171 671руб., а также обязании финансового управления исполнить решения Арбитражного суда Иркутской области в соответствии с исполнительными листами N 10081 на сумму 588 005руб. и N 12458 на сумму 171 671руб.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, финансовое управление обратилось с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п.4.7 Положения о Финансовом управлении Нижнеилимского района Иркутской области, утвержденного Постановлением мэра Нижнеилимского района N 466 от 07.11.2006г. (л.д.51-61), финансовое управление открывает, ведет и закрывает в установленном порядке распорядителям и получателям ассигнований лицевые счета для учета поступления и расходования средств местных бюджетов. В соответствии с п.4.33 указанного Положения финансовое управление осуществляет исполнение требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с указанными нормами права исполнительный листы поступили в адрес финансового управления 11.11.2008г. и 18.09.2008г. К исполнительным листам были приложены необходимые документы. Следовательно, предприятие совершило действия по предъявлению исполнительных документов к взысканию надлежащим образом. Поскольку финансовым управлением исполнительные документы возвращены предприятию не были, то это означает, что он принял их к исполнению, что подтверждается его последующими действиями.
Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с ч.1 ст.242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В соответствии с ч.2 ст.242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В соответствии с ч.3 ст.242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно части 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии с ч.5 ст.242.5 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии с ч.7 ст.242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, исполнительные листы N 12458 от 08.08.2008г. и N 10081 от 21.07.2008г. поступили в финансовое управление 11.11.2008г. и 18.09.2008г., то есть должны были быть исполнены в срок до 11.02.2009г. и до 18.12.2008г. соответственно. Доказательств исполнения данных исполнительных листов финансовым управлением не представлено, факт их неисполнения им не оспаривается.
Из предписанных вышеуказанными нормами БК РФ действий финансовым управлением совершены только действия по принятию исполнительных листов к взысканию и направлению уведомлений должникам. Действий, предусмотренных ч.7 ст.242.5 БК РФ финансовым управлением не совершено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в нарушение части 7 статьи 242.5 БК РФ финансовым управлением не было приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, а также не была исполнена установленная БК РФ обязанность по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация Нижнеилимского муниципального района должна была выделить лимиты бюджетных обязательств и/или объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием, отклоняется в связи со следующим. В рамках рассматриваемого дела не изучается вопрос о том, за счет каких средств должны быть исполнены исполнительные листы, и кто должен был их выделить. В рамках данного дела исследовался вопрос о том, какие действия должны были быть совершены финансовым управлением. Как следует из материалов дела, финансовым управлением не совершены действия по приостановлению операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, а также не совершены действия по информированию взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа.
Из положений ст.242.5 БК РФ и п.4.33 Положения о Финансовом управлении Нижнеилимского района Иркутской области следует, что обязанность по исполнению исполнительных листов возложена именно на финансовое управление, путем совершения определенного комплекса действий.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования предприятия о признании незаконным бездействия Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области по неисполнению решений Арбитражного суда Иркутской области в соответствии с исполнительными листами N 10081 на сумму 588 005 руб. и N 12458 на сумму 171 671 руб. и обязании Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области с целью устранения нарушенных прав МУП "Нижнеилимское УКХ" исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.06.2008г. по делу N А19-4708/08-23, от 04.06.08г. по делу N А19-2734/08-6 в соответствии с исполнительными листами N 10081 на сумму 588005 руб. и N 12458 на сумму 171671 руб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 мая 2009 г. по делу N А19-4234/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Нижнеилимского района Иркутской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4234/09
Заявитель: МУП Нижнеилимского района "Нижнеилимское управление коммунального хозяйства" для Басалаева А.В.
Ответчик: Финансовое управление Нижнеилимского района Иркутской области
Третье лицо: МОУ "Общеобразовательная средняя школа им.М.К. Янгеля п. Березняки", Администрация Нижнеилимского мунипального района
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2616/09