г. Чита |
Дело N А78-3058/2009 |
"15" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Желтоухова Е.В., Ячменёва Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 29 мая 2009 года по делу N А78-3058/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о признании незаконным и отмене постановления от 16 апреля 2009 года N 167 по делу об административном правонарушении (суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Тарасова В.Ф., представителя по доверенности от 01.11.2008,
от административного органа - Петрова А.В., представителя по доверенности от 11.01.2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОАО "Водоканал-Чита") (далее - Общество, ОАО "Водоканал-Чита") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее - жилищная инспекция, административный орган) от 16 апреля 2009 года N 167 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Читинской области от 29 октября 2009 года в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "Водоканал-Чита" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ; указав, что нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности жилищной инспекцией не допущено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Водоканал-Чита" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения. Общество указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, поскольку доказательства не были раскрыты стороне перед судебным заседанием, копии документов, представленные в суд жилищной инспекцией, Обществу не были вручены.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения, считает апелляционную жалобу Общества необоснованной.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 29.01.2009 N 154 с целью проверки информации, поступившей от директора магазина, расположенного в жилом доме N 13 в мкр. Жилой городок, жилищной инспекцией 26.02.2009 проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю в отношении Управляющей компании, ОАО "Водоканал-Чита" и ОАО "ТГК-14".
В ходе проведенной проверки был обследован жилищный фонд, расположенный по адресу: г. Чита, мкр. Жилой городок, дом N 13.
В результате проверки установлено нарушение требований пункта 5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, по содержанию внутридомовых систем водоснабжения и канализации:
- негерметичность трубопроводов D 25 системы холодного водоснабжения между 1-м и 2-м подъездами и под 3-м подъездом в подвальном помещении жилого дома;
- негерметичность трубопровода D 50 системы холодного водоснабжения (розлив) под 1-м и 2-м подъездами в подвальном помещении жилого дома;
- негерметичность трубопровода D 89 трассы системы холодного водоснабжения под 1-м и 2-м подъездами в подвальном помещении жилого дома;
- негерметичность трубопроводов D 100 системы водоотведения под 1-м и 3-м подъездами в подвальном помещении жилого дома;
- отсеки подвального помещения в местах перечисленных повреждений затоплены холодной водой и канализационными стоками.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте о проведении плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю от 26 февраля 2009 года N 271 (л.д. 15) и протоколе об административном правонарушении от 27 февраля 2009 года N 91 (л.д. 18).
16 апреля 2009 года заместитель руководителя жилищной инспекции, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 27.02.2009 N 91 и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Водоканал-Чита" вынес постановление N 167 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 11-12).
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет, в том числе, нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов (помещений).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
При этом в силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений вправе как самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, так и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее- Правила).
Состав общего имущества в многоквартирном жилом доме определен в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктах 1, 2, 5-7 Правил, и включает внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в частности, техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, уборку мест общего пользования. В этом нормативном акте установлены конкретные требования, предъявляемые к содержанию жилищного фонда. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем.
В соответствии с требованиями, установленным в пункте 5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, производство ремонтных работ систем водоснабжения и канализации следует осуществлять в соответствии с установленными требованиями (п.5.8.1).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки (п.5.8.3).
В соответствии с договором от 01.05.2008 N 952 на обслуживание внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения, заключенным между ООО "Районная Управляющая Эксплуатационная Компания" и ОАО "Водоканал-Чита", Общество приняло на себя обязанности по текущему обслуживанию внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, согласно приложению N 1 к договору, взимая в соответствии с условиями договора плату за оказываемую услугу непосредственно с абонентов, пользующихся внутридомовыми сетями (л.д. 26-28, 30-37).
На основании приведенных норм законодательства и условий договора судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что ОАО "Водоканал-Чита" является лицом, ответственным за текущее обслуживание внутридомовых сетей холодного водоснабжения и водоотведения жилых домов, указанных в приложении, в том числе и по жилому дому N 13 в мкр. Жилой городок.
В связи с чем ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что он не является в данном случае субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что приведенные положения нормативных правовых актов Обществом выполнялись ненадлежащим образом.
Зафиксированные в Акте о проведении мероприятий по государственному жилищному контролю и протоколе об административном правонарушении нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, составляющие в данном случае объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, ОАО "Водоканал-Чита" по существу не оспариваются.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, на нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факты нарушения правил и норм при эксплуатации жилого фонда, расположенного по адресу: г. Чита, мкр. Жилой городок, дом N 13, ответственным за содержание которого является ОАО "Водоканал-Чита", а также наличия его вины установлены судом первой инстанции и подтверждены материалами дела, в связи с чем суд апелляционной инстанции находит правомерным привлечение Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
При этом штраф назначен Обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильным и вывод суда первой инстанции о том, что жилищной инспекцией соблюден порядок привлечения ОАО "Водоканал-Чита" к административной ответственности.
Так, протокол об административном правонарушении от 27 февраля 2009 года N 91 составлен в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола (уведомление N 635 от 26.02.2009 - л.д. 16). Определением от 13 апреля 2009 года Общество извещено о времени и месте рассмотрения административного дела (л.д. 19); дело об административном правонарушении рассмотрено с участием защитника - представителя по доверенности Гантимурова Н.Ю.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная с учетом следующего.
Как следует из протокола судебного заседания от 27 мая 2009 года, представителем административного органа для приобщения к материалам судебного дела представлены материалы дела об административном правонарушении, с указанием на то, что ранее все документы были представлены Обществу. Ходатайств о предоставлении дополнительного времени, об отложении судебного разбирательства представителем Общества не заявлено (л.д. 56).
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества пояснений в отношении того, копии каких документов, отсутствующих у Общества, им не были предоставлены административным органом, не представил. При этом в материалы судебного дела представлены материалы дела об административном правонарушении, при рассмотрении которых присутствовал представитель Общества.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 29 мая 2009 года по делу N А78-3058/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 29 мая 2009 года по делу N А78-3058/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-3058/09
Заявитель: ОАО "Производственное управление водоснабжения и водоотведения г.Читы" (ОАО "Водоканал-Чита")
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2280/09