г. Чита |
Дело N А19-5354/09 |
"17" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Э.В.Ткаченко, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Администрации г.Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2009 года по делу N А19-5354/09 по заявлению Открытого акционерного общества "Ангарская швейная фабрика" к Администрации г.Ангарска о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять имущество в муниципальную собственность (суд первой инстанции Кулик Е.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя ОАО "Ангарская швейная фабрика": не было;
от заинтересованного лица Администрации г.Ангарска: не было;
установил:
Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Ангарская швейная фабрика" Пахомов С.В (далее - ОАО "АШФ", Общество) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит признать незаконным бездействие Администрации г.Ангарска (далее - Администрация) в принятии в муниципальную собственность общежития общей площадью 2113,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Ангарск, 89 квартал, дом 21, кадастровый номер 38:26:040105:0044:25:405:001:200192890:0001:20001,- и возложить на Администрацию обязанность принять его в муниципальную собственность.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены. Как следует из судебного акта, основанием для признания бездействия Администрации незаконным и возложения обязанности в двухмесячный срок принять в муниципальную собственность общежития послужил вывод суда о том, что жилые помещения в общежитиях относятся к специализированному жилищному фонду, который в силу требований статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 03.12.2008 N 250-ФЗ) (далее - Закон о банкротстве) не подлежит включению в конкурсную массу и должен быть передан в собственность муниципального образования независимо от его формы собственности и целей использования.
Администрация, не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Администрация ставит вопрос об отмене решения суда как вынесенного на основании неполно выясненных обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права, указывая на то, что суд не принял во внимание тот факт, что объект, указанный в свидетельстве о государственной регистрации права от 02.12.2008 N 38 АГ 801036, не является тем объектом недвижимости, который существовал 24.07.2006 на момент открытия в отношении ОАО "Ангарская швейная фабрика" конкурсного производства; не выяснил выставлялся ли ранее конкурсным управляющим предлагаемый к принятию в муниципальную собственность объект недвижимости на торги. Общежитие, как объект специализированного жилищного фонда, не является объектом, которые не подлежат включению в конкурсную массу и передаче в муниципальную собственность на основании пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве. Из проекта договора безвозмездной передачи в собственность жилого здания от 29 декабря 2008 года следует, что в общежитии якобы не проживают люди, обладающие правами на жилые помещения в нём.
Для решения вопросов местного значения согласно статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования город Ангарск может находиться только жилищный фонд социального использования, предназначенный для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Общество о времени и месте судебного заседания было уведомлено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в его отсутствие, представило отзыв, в котором просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Администрация о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2006 года по делу N А19-21349/03 ОАО "Ангарская швейная фабрика" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В составе имущества ОАО "АШФ" имеется общежитие, жилое здание, общей площадью 2113,7 кв.м., расположенное по адресу: г.Ангарск, квартал 89, дом 21, кадастровый номер 38:26:040105:0044:25:405:001:200192890:0001:20001, -принадлежащий Обществу на праве собственности (свидетельство о регистрации права собственности от 02.12.2008 N 38 АГ801036).
Собрание кредиторов ОАО "АШФ" 24 декабря 2008 года приняло решение о передаче общежития в муниципальную собственность.
29.12.2008г. конкурсный управляющий ОАО "АШФ" направил в Администрацию г.Ангарска письмо N 01/132, а также договор безвозмездной передачи в собственность жилого здания, акт приема передачи, акт приема передачи основных средств, копию свидетельства о регистрации права собственности, копию технического паспорта, копию кадастрового паспорта и копию кадастрового плана земельного участка и, ссылаясь на пункты 5-8 статьи 132 Закона о банкротстве просил подписать договор безвозмездной передачи в собственность жилого здания.
26.01.2009 Администрация г.Ангарска в письме N 1/15-3840-А заявила об отказе принять общежития в муниципальную собственность, обосновывая это тем, что общежитие не является имуществом, которое может и вправе находиться в собственности муниципального образования города Ангарска.
Указанное обстоятельства послужило основанием для обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Администрации незаконно является ошибочным, противоречит нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Пунктами 4, 5, 6 и 7 статьи 132 Закон о банкротстве (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) было предусмотрено, что дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.
Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.
Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.
После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Пунктами 4, 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ, действующий с 22 июля 2009 года) установлено, что социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона. Оценка указанных объектов осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Начальная цена продажи указанных объектов устанавливается на основании определенной в соответствии с отчетом об оценке их рыночной стоимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.
В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Таким образом, положения статьи 132 Закона о банкротстве, действовавшего на момент возникновения спора и действующей в настоящее время предусматривают передачу в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования без предварительного выставления на торги только жилищного фонда социального использования.
В соответствие с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется в том числе на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Жилые помещение в общежитиях согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ относятся к специализированному жилищному фонду, который может быть отнесен к социально значимым объектам, и подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, если не будет продан в порядке, установленном пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве.
После раздела здания по адресу: г.Ангарск, 89 квартал, дом 21, - на два помещения цель использование помещений, относящихся к жилищному фонду не изменилась - они остались общежитием, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02 декабря 2008 года N 38 АГ 801036 и техническим паспортом от 20 мая 2008 года. Доказательства, что указанные помещения по своему назначению относятся к жилищному фонду социального использования и граждане проживают в них по договорам социального найма или, что общежитие перед передачей в муниципальную собственность было выставлено на торги, но не было продано, конкурсный управляющий не представил.
С учетом указанных обстоятельства, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом первой инстанции Обществу при принятии заявления уплата госпошлины была отсрочена определением от 17 марта 2009 года до вынесения решения по делу. Администрация как орган местного самоуправления на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ была освобождена от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи тем, что апелляционная жалоба признана обоснованной, и отказом в удовлетворении заявленных требований с ОАО "Ангарская швейная фабрика" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2009 года по делу N А19-5354/09 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Ангарская швейная фабрика" о признании незаконными бездействия Администрации г.Ангарска в принятии в муниципальную собственность общежития и обязании принять в муниципальную собственность общежитие, жилое здание общей площадью 2 113,7 кв.м., расположенного по адресу: г.Ангарск, 89 квартал, дом 21, кадастровый номер 38:26:040105:0044:25:405:001:200192890:0001:20001.
Взыскать с открытого акционерного общества "Ангарская швейная фабрика" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей. выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5354/09
Истец: К/у ОАО "Ангарская швейная фабрика" Пахомов С.В.
Ответчик: Администрация города Ангарска
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2757/09