г. Чита |
Дело N А19-7979/08-27 |
"10" ноября 2008 г. |
-04АП-2928/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ООО "Алексис"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.07.2008 года по делу N А19-7979/08-27, по заявлению ООО "Алексис" к Иркутской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении (суд первой инстанции В.И. Колосов),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алексис" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10607000-90/2008 от 30.05.2008г., вынесенного за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 28.07.2008г. суд в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что состав административного правонарушения в действиях общества подтверждается материалами дела, таможенным органом нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности допущено не было, оснований для признания незаконным и отмены постановления Иркутской таможни о назначении административного наказания от 30 мая 2008 г. по делу N 10607000-90/2008 не имеется.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Алексис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. Считают, что Иркутской таможней были допущены существенные нарушения при привлечении общества к административной ответственности, законный представитель общества был лишен возможности дать свои возражения в процессе административного производства, т.к. не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола и постановления. Общество неправомерно привлечено к ответственности за несвоевременное исполнение добровольно принятого на себя обязательства о предоставлении документов.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 15.10.2008г.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 15.10.2008г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
29.01.2008 г. на Иркутский таможенный пост таможенным брокером ЗАО "Легион Сибирь" на основании договора N ИР 0381/03-0036 от 13.06.2007 г. на оказание услуг таможенного брокера, заключенного с ООО "Алексис", подана ГТД N 10607040/290108/0000728 на товар - оборудование для переработки мяса, куттер для измельчения и перемешивания мясного фарша, модель KZB200L, 1 штука, код ТН ВЭД России - 8438500000, вес нетто - 4000 кг, таможенная стоимость 1352736 рублей для помещения под режим "выпуск для внутреннего потребления". Получателем товара и декларантом по ГТД N10607040/290108/0000728 является ООО "Алексис".
Согласно письму ФТС от 19.12.2006 г. N 06-73/44906 "О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации", утвержденного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", оборудование, классифицируемое в товарной позиции 8438 ТН ВЭД, подлежит обязательной сертификации.
ООО "Алексис" предоставило в Иркутскую таможню обязательство о предоставлении необходимых документов и сведений (peг. N 1060700/310108/0000728 (7) от 31.01.2008) для осуществления условного выпуска товара с отсрочкой предоставления сертификата соответствия и обязательством предоставить указанный сертификат в срок до 08.03.2008.
01.02.2008 Иркутским таможенным постом выпуск товара по ГТД N 10607040/290108/0000728 осуществлен условно, под обязательство о предоставлении необходимых документов и сведений (сертификата соответствия). В установленный срок ООО "Алексис" не предоставило документы (сертификат соответствия), необходимые для окончательного выпуска товара.
13.03.2008г. главным государственным таможенным инспектором Иркутского таможенного поста Иркутской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10607000-90/2008 в отношении ООО "Алексис" по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
13.05.2008г. в отношении ООО "Алексис" составлен протокол об административном правонарушении N 10607000-90/2008 по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ
30.05.2008г. заместителем начальника Иркутской таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10607000-90/2008, которым ООО "Алексис" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.16.12 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с ч.3 ст.16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с подпунктами 2, 9 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства РФ; представления таможенным органом РФ одновременно с ГТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
Из требований статьи 16 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что продукция, ввозимая на территорию РФ юридическими лицами и предназначенная для применения (использования) в промышленности, гражданском строительстве, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Указанная продукция допускается к ввозу на территорию РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным нормам.
На основании пункта части 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения (статья 131).
Согласно статье 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются, в том числе, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В пункте 5 статьи 131 ТК РФ указано, что, если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок.
Согласно письму ФТС от 19.12.2006 г. N 06-73/44906 "О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации", утвержденного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", оборудование, классифицируемое в товарной позиции 8438 ТН ВЭД, подлежит обязательной сертификации.
Системное толкование вышеназванных норм права указывает на то, что при ввозе на таможенную территорию России товара - оборудование для переработки мяса, куттер для измельчения и перемешивания мясного фарша, модель KZB200L, 1 штука, код ТН ВЭД России - 8438500000, ООО "Алексис" обязано было представить вместе с ГТД санитарно-эпидемиологическое заключение на ввозимый товар. Срок (день) представления определен нормой ТК РФ, а в случае условно выпущенной ГТД - в срок указанный в гарантийном обязательстве.
ООО "Алексис" предоставило в Иркутскую таможню обязательство о предоставлении необходимых документов и сведений (peг. N 1060700/310108/0000728 (7) от 31.01.2008 г.) для осуществления условного выпуска товара с отсрочкой предоставления сертификата соответствия и обязательством предоставить указанный сертификат в срок до 08.03.2008 г.
Срок предоставления сертификата соответствия на товар истек 08.03.2008 г. ООО "Алексис" обратилось в Иркутскую таможню с письмом от 05.03.2008 г. о продлении срока на представление сертификата соответствия. Данный срок был продлен таможенным органом до 13.03.2008 г.
В установленный срок ООО "Алексис" сертификат соответствия, необходимый для окончательного выпуска ввезенного товара, не предоставило, что не оспаривается заявителем и подтверждается материалами дела.
Доказательств, что ООО "Алексис" приняло все зависящие от него меры по его представлению сертификата соответствия на ввезенный товар, заявитель не представил.
Доводы общества о том, что оно неправомерно привлечено к ответственности за несвоевременное исполнение добровольно принятого на себя обязательства о предоставлении документов, не могут быть приняты во внимание, т.к. согласно вышеуказанным нормам закона в случае условно выпущенной ГТД сертификат должен быть представлен в срок указанный в гарантийном обязательстве. За не исполнение этой обязанности предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.16.12 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.12 КоАП РФ.
Согласно статье 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В п.24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2007г. N 46 указано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Законному представителю ООО "Алексис" - генеральному директору Бондареву Е.В. было известно о том, что в отношении ООО "Алексис" ведется производство по делу об административном правонарушении, он также был ознакомлен с правами и обязанностями, предусмотренными КоАП РФ, что следует из протокола опроса от 18.04.2008г.
Согласно выписке их ЕГРЮЛ юридический адрес ООО "Алексис": г. Усолье-Сибирское, ул. Бурлова, 6. Общество обязано обеспечить получение корреспонденции по указанному адресу.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Алексис" было извещено телетайпограммой от 05.05.2008г., направленной по надлежащему адресу: г. Усолье-Сибирское, ул. Бурлова, 6. (л.д.об АП 148). В деле имеется уведомление, что данная телетайпограмма вручена 05.05.2008 секретарю Шестаковой (л.д.об АП 149).
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Алексис" извещено телетайпограммой от 19.05.2008г., направленной по надлежащему адресу (л.д.об АП 160). Данная телетайпограмма вручена секретарю Шестаковой 20.05.2008 г., что подтверждается соответствующим уведомлением (л.д. об АП 161).
Таким образом, таможенным органом представлены доказательства, что протокол и постановление были составлены в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Заявителем никаких доказательств, что представленные таможенным органом доказательства надлежащего извещения общества являются недопустимыми или не относимыми, не представлено.
Доводы общества о том, что законный представитель общества был лишен возможности дать свои возражения в процессе административного производства, т.к. не был извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола и постановления, не подтверждаются материалами дела и подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
Таким образом, нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших таможенному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Административный штраф наложен в минимальном размере.
Общество привлечено к ответственности в пределах установленного срока давности.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.07.2008г., принятое по делу N А19-7979/08-27, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Алексис" без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7979/08
Заявитель: ООО "Алексис"
Ответчик: ФТС России Иркутская таможня
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2928/08