г. Чита |
Дело N А78-4066/2008-С2-20/169 |
"5" ноября 2008 г.
04АП-3311/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 1 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Карымскому району Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 4 сентября 2008 года по делу N А78-4066/2008-С2-20/169 по заявлению Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Карымском районе Забайкальского края к Отделению по Карымскому району Управления Федерального казначейства по Читинской области о признании незаконными действий.
(суд первой инстанции судья Анисимов М. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: Панькова Н. М. - представитель по доверенности от 01.11.2008 г.;
от третьих лиц:
1. Управление сельского хозяйства МР "Карымский район" - не явился;
2. Государственное Учреждение - Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю - Киселева Н. В. - представитель по доверенности N 13 от 06.05.2008 г.
Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Карымском районе Забайкальского края (далее Пенсионный фонд) обратилось в суд к Отделению по Карымскому району Управления Федерального казначейства по Читинской области (далее УФК) о признании незаконными действий, выраженных в письме N 02-02/89 от 19.06.2008 г. о возврате Постановления N 121 от 29.10.2007 г. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов и обязании принять к исполнению вышеназванный исполнительный документ.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что оспариваемые действия УФК нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с тем, что бюджетным законодательством предусмотрено обращение взыскания на средства бюджета РФ только на основании судебных актов.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо - Управление сельского хозяйства МР "Карымский район" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и третье лицо - Управление сельского хозяйства МР "Карымский район" своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей заинтересованного лица и Государственного Учреждения - Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.10.2007 г. руководителем Пенсионного фонда было вынесено Постановление N 121 о взыскании с Управления сельского хозяйства МР "Карымский район" недоимки по пени, начисленных за нарушение сроков уплаты страховых взносов, которое 11.06.2008 г. было направлено в УФК для исполнения.
Письмом руководителя УФК N 02-02/89 от 19.06.2008 г. Постановление Пенсионного фонда N 121 от 29.10.2007 г. было возвращено без исполнения со ссылкой на статью 242.1 Бюджетного Кодекса РФ, в соответствии с которой взыскания на средства бюджетной системы РФ производятся только на основании исполнительных документов - исполнительного листа, судебного приказа.
Не согласившись с указанными действиями Пенсионного фонда, заявитель обжаловал их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", вступившего в силу с 01.01.2006, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд Постановлением N 121 от 29.10.2007 г. взыскало с бюджетного учреждения - Управление сельского хозяйства МР "Карымский район" пени по страховым взносам в размере 530 руб. 32 коп. Постановление было направлено в УФК для исполнения.
В соответствии со ст. 25.1. Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Как указано в письме Федерального Казначейства от 30.08.2007 г. N 42-7.1-15/9.2-330 "О порядке применения постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 17.05.2007 г. N 31" в статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), представляемых в орган Федерального казначейства для обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи принятие иных исполнительных документов, выдаваемых в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 г. N 119-ФЗ органами Федерального казначейства недопустимо.
В соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Следовательно, исполнение УФК иных исполнительных документов, не предусмотренных главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, будет являться незаконным, выходящим за пределы предоставленных ему полномочий.
В рассматриваемом случае Постановление Пенсионного фонда N 121 от 29.10.2007 г. не является судебным актом.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия УФК, выразившиеся в отказе принять к исполнению Постановление N 121 от 29.10.2007 г. о взыскании недоимки по пени со страхователя - Управление сельского хозяйства МР "Карымский район" соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, суд первой инстанции не правомерно удовлетворил требования заявителя о признании незаконными действий Отделения по Карымскому району Управления Федерального казначейства по Читинской области о признании незаконным о возврате без исполнения Постановления N 121 от 29.10.2007 г.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 сентября 2008 года по делу N А78-4066/2008-С2-20/169, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 сентября 2008 года по делу N А78-4066/2008-С2-20/169 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Карымском районе Забайкальского края о признании незаконными действий Отделения по Карымскому району Управления Федерального казначейства по Читинской области, выраженных в письме N 02-02/89 от 19.06.2008 г., о возврате Постановления N 121 от 29.10.2007 г. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов и обязании принять к исполнению вышеназванный исполнительный документ - отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4066/08
Заявитель: УПФР в Карымском районе
Ответчик: Отделение по Карымскому району Управления федерального казначейства по Читинской области
Заинтересованное лицо: Управление сельского хозяйства МР "Карымский район"
Третье лицо: ОПФ РФ по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3311/08