Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 30 июня 2009 г. N 04АП-2002/09
г. Чита |
Дело N А78-1134/2009 |
"30" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Клочковой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Читинской таможни и Индивидуального предпринимателя Петуховой Севды Тарлановны, на решение арбитражного суда Читинской области от 30 апреля 2009 года по делу N А78-1134/2009, принятое судьей А.Б. Горкиным,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Кайгородовой И.В., представителя по доверенности от 10.03.2009г.;
и установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Петухова Севда Тарлановна, обратился в суд с требованиями:
1)признать незаконным бездействие Читинской таможни по не рассмотрению заявления от 28 ноября 2008 года о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2006 год в сумме 30 500 руб., обязать Читинскую таможню принять решение о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2006 год в сумме 30 500 руб.,
2)признать незаконным бездействие Читинской таможни по не рассмотрению заявления от 28 ноября 2008 года о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2007 год в сумме 103 000 руб., обязать Читинскую таможню принять решение о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2007 год в сумме 103 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 30 апреля 2009 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Читинской таможни по не рассмотрению заявления от 28 ноября 2008 года предпринимателя без образования юридического лица Петуховой Севды Тарлановны о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2006 год в сумме 30500 руб., как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации, обязать Читинскую таможню принять решение о зачете денежных средств, уплаченных предпринимателем без образования юридического лица Петуховой Севдой Тарлановной при предоставлении полных таможенных деклараций за 2006 год в сумме 28000 руб. в счет будущих платежей.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие Читинской таможни по не рассмотрению заявления от 28 ноября 2008 года предпринимателя без образования юридического лица Петуховой Севды Тарлановны о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2007 год в сумме 103000 руб., как несоответствующее Таможенному кодексу Российской Федерации, обязать Читинскую таможню принять решение о зачете денежных средств, уплаченных предпринимателем без образования юридического лица Петуховой Севдой Тарлановной при предоставлении полных таможенных деклараций за 2007 год в сумме 36000 руб. в счет будущих платежей.
В остальной части заявленных требований суд первой инстанции отказал заявителю.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Предприниматель Петухова обратилась в Читинскую таможню 28.11.2008 с заявлением о зачете денежных средств - таможенных сборов при предоставлении полных таможенных деклараций в счет будущих платежей за 2006 год в сумме 30500,00 руб.
Предпринимателем были представлены в таможенный орган следующие временные декларации (ВПД) и соответствующие им полные декларации (ППД) за 2006 год на товар - лесоматериалы круглые, неокоренные, бревна сосны, березы:
Справочный номер ППД там. сборы (руб.)
N 10612050/300106/0000958 1000-00
N 10612050/270206/0002042 1000-00
N 10612050/290306/0003361 1000-00
N 10612050/290306/0003371 1000-00
N 10612050/260406/0004611 1000-00
N 10612050/290506/0005984 1000-00
N 10612050/290506/0005981 1000-00
N 10612050/280606/0007117 1000-00
N 10612050/290606/0007198 1000-00
N 10612050/280706/0008420 1000-00
N 10612050/280706/0008407 1000-00
N 10612050/280706/0008415 1000-00
N 10612050/280706/0008444 1000-00
N 10612050/280806/0009434 1000-00
N 10612050/280806/0009437 1000-00
N 10612050/260906/0010249 500-00
N 10612050/270906/0010260 500-00
N 10612050/270906/0010262 1000-00
N 10612050/280906/0010299 1000-00
N 10612050/201006/0011033 1000-00
N 10612050/201006/0011039 1000-00
N 10612050/261006/0011198 1000-00
N 10612050/141106/0011862 5500-00
N 10612050/201206/0013353 2000-00
N 10612050/291206/0013946 2000-00
Итого 30 500-00
Справочный номер ВПД там. сборы (руб.)
N 10612050/290905/0010217 1000-00
N 10612050/161105/0012020 1000-00
N 10612050/061205/0012855 1000-00
N 10612050/131205/0013173 1000-00
N 10612050/110106/0000236 1000-00
N 10612050/100206/0001354 1000-00
N 10612050/020206/0001079 1000-00
N 10612050/260206/0002003 2000-00
N 10612050/130306/0002733 2000-00
N 10612050/050406/0003652 1000-00
N 10612050/310306/0003498 1000-00
N 10612050/210406/0004380 1000-00
N 10612050/120406/0003961 1000-00
N 10612050/100506/0005186 1000-00
N 10612050/280406/0004774 1000-00
N 10612050/270606/0007046 1000-00
N 10612050/150606/0006575 500-00
N 10612050/190606/0006755 1000-00
N 10612050/310506/0006065 1000-00
N 10612050/200706/0008099 1000-00
N 10612050/100706/0007649 1000-00
N 10612050/300606/0007301 2000-00
N 10612050/310706/0008542 2000-00
N 10612050/180906/0010024 500-00
N 10612050/310806/0009528 1000-00
Итого 28 000-00
04.12.2008 исх.N 16-01-16/12417 таможенный орган указал, что заявление оставлено без рассмотрения, так как требования об уплате сборов за таможенное оформление в адрес предпринимателя Петуховой С.Т. не направлялись.
При подаче в таможенный орган временных таможенных деклараций для таможенного оформления поставляемых на экспорт товаров в 2006 году предприниматель уплатила 28000 рублей таможенных сборов. Представляя в таможенный орган полные таможенные декларации, общество уплатило в 2006 году 30500 рублей таможенных сборов в отношении тех же товаров.
Предприниматель Петухова обратилась в Читинскую таможню 28.11.2008 с заявлением о зачете денежных средств по ППД за 2007 год в счет будущих платежей в размере 103000 руб. Таможенным органом заявление оставлено без рассмотрения (исх.N 16-01-16/12418 от 04.12.2008).
Предпринимателем были представлены в таможенный орган следующие временные декларации (ВПД) и соответствующие им полные декларации (ППД) за 2007 год на товар - лесоматериалы круглые, неокоренные, бревна сосны, березы:
Справочный номер ППД там. сборы (руб.)
N 10612050/290107/0000877 2000-00
N 10612050/260107/0000721 2000-00
N 10612050/290107/0000838 5500-00
N 10612050/280207/0002242 5500-00
N 10612050/280207/0002219 5500-00
N 10612050/280207/0002222 2000-00
N 10612050/280207/0002225 5500-00
N 10612050/270307/0003515 2000-00
N 10612050/260307/0003477 2000-00
N 10612050/280307/0003559 5500-00
N 10612050/290307/0003618 5500-00
N 10612050/290407/0005161 2000-00
N 10612050/300407/0005175 5500-00
N 10612050/300407/0005204 5500-00
N 10612050/290507/0006507 2000-00
N 10612050/290507/0006532 2000-00
N 10612050/290607/0007949 5500-00
N 10612050/280607/0007802 5500-00
N 10612050/290607/0007941 5500-00
N 10612050/290707/0009166 2000-00
N 10612050/290707/0009151 5500-00
N 10612050/290707/0009191 5500-00
N 10612050/290807/0010326 5500-00
N 10612050/260907/0011411 2000-00
N 10612050/280907/0011563 2000-00
N 10612050/281007/0012789 2000-00
N 10612050/281107/0014125 2000-00
Итого 103 000-00
Справочный номер ВПД там. сборы (руб.)
10612050/290906/0010402 2000-00
10612050/231006/0011104 500-00
10612050/091006/0010677 1000-00
10612050/311006/0011395 2000-00
10612050/071106/0011634 1000-00
10612050/221106/0012174 1000-00
10612050/151106/0011926 2000-00
10612050/181206/0013258 1000-00
10612050/221206/0013454 1000-00
10612050/301106/0012495 2000-00
10612050/051206/0012747 2000-00
10612050/230107/0000532 500-00
10612050/120107/0000209 2000-00
10612050/281206/0013826 2000-00
10612050/300107/0000929 1000-00
10612050/070207/0001294 1000-00
10612050/150307/0002954 2000-00
10612050/270207/0002130 1000-00
10612050/060307/0002567 1000-00
10612050/190407/0004610 1000-00
10612050/090407/0004187 2000-00
10612050/300307/0003698 2000-00
10612050/280407/0005077 2000-00
10712050/200607/0007492 500-00
10612050/300507/0006569 1000-00
10612050/060707/0008245 500-00
10612050/020807/0009344 1000-00
Итого 36 000- 00
Как следует из подпункта 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ, к таможенным сборам относится платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением товаров.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.8. Таможенного кодекса РФ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пунктов 1, 2, статьи 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 4 этой статьи установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Если уплата или взыскание таможенных пошлин, налогов производились в иностранной валюте, проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации в валюту Российской Федерации на день, когда произошли их излишняя уплата или излишнее взыскание.
Статьей 357.10 ТК РФ предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей Таможенного кодекса Постановлением от 28.12.2004 N 863 определены ставки таможенных сборов.
Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления от 28.12.2004 N 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 N 631-0 указал, что по смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации, представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений -процедуры периодического таможенного декларирования.
Из этого же исходил и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указывая в постановлении от 8 июля 2008 года N 4574/08, принятом в порядке надзора, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации являются оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Утверждение представителя таможенного органа о том, что в данном случае в соответствии с п.7.1. Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, суд полагает лишенным основания, поскольку приведенный пункт был введен Постановлением Правительства от 10.03.2009 N 220, следовательно, в соответствии со ст.4 ТК РФ не применяется к возникшим ранее правоотношениям.
В ходе судебного разбирательства представители сторон пояснили, что у них нет разногласий по суммам, уплаченным предпринимателем Петуховой при подаче как ВПД так и ППД за 2006-2007 годы.
Увеличение размера таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций обусловлено тем, что в разделе 47 грузовых таможенных деклараций общество изменило основу начисления (10), т.е. увеличило таможенную стоимость товара, что соответственно привело к увеличению размера таможенных сборов, исчисленных в соответствии с п.1. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863.
Согласно п. 4 ст. 138 ТК РФ во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
П.6 ст.138 ТК РФ предусмотрено, что вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
При подаче временных таможенных деклараций Петухова С.Т. воспользовалась данным правом, заявив в них условную таможенную стоимость товара, уплатив, исходя из условной стоимости товара, таможенные сборы. При подаче ППД предприниматель указал действительную стоимость экспортируемого товара, рассчитав по ней таможенные сборы в соответствии со ставками установленным п.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863.
Таким образом, при поставке в КНР лесоматериалов при подаче ППД предприниматель Петухова оплатила таможенные сборы исходя из окончательно заявленной им таможенной стоимости товара, в 2006 году в сумме 30500 рублей и в 2007 году в сумме 103000 рублей.
Следовательно, с учётом вышеприведенных норм закона, зачёту в счёт будущих платежей подлежат таможенные сборы, уплаченные в 2006 году в сумме 28 000 рублей и в 2008 году в сумме 36 000 рублей.
Довод представителя Петуховой С.Т. о том, что таможенные сборы должны исчисляться исходя из первоначально заявленной в ВПД условной стоимости товара, не основаны на законе, поскольку из п.1 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 следует, что таможенные сборы рассчитываются исходя из таможенной стоимости товара.
Таможенный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части удовлетворенных требований и отказать заявителю в удовлетворении требований полностью.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив следующее.
В соответствии с п. 31 ст. 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Согласно п. 1 ст. 318 ТК РФ таможенные сборы относятся к таможенным платежам.
Согласно ст. 63 ТК РФ за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с ТК РФ.
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 357.6 ТК РФ).
Пунктом 1 ст. 357 и п. 1 ст. 357.7 ТК РФ установлено, что таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (п. 1 ст. 124ТКРФ).
Судом сделан неверный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации.
В решении Арбитражного суда Читинской области от 30.04.2009 года не содержится правового основания, установленного законодательством РФ или таможенным законодательством РФ, для возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных сборов.
Статьей 333.37 НК РФ установлены льготы при обращении в арбитражные суды. Согласно пп.1 п.1 государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 ПК РФ установлено, что организации являются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой НК РФ "Государственная пошлина".
Буквальное толкование пп.1 п.1 ст. 333.37, нп.2 п.2 ст. 333.17 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что в случае принятия судебного акта не в пользу государственного органа - ответчика, государственный орган является плательщиком государственной пошлины лишь в случае, если истец освобожден от её уплаты.
Представитель индивидуального предпринимателя в судебном заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 13902185,13902116,13902109, 13902178.
Из апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя следует, что он не согласен с апелляционной жалобой налогового органа, а также с решением суда первой инстанции в части требований, в отношении которых заявителю отказано в удовлетворении.
В судебное заседание представитель индивидуального предпринимателя не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 13902185, 13902116, 13902109.
Из апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя следует, что пункт 6 статьи 138 Таможенного кодекса РФ предусматривает доплату вывозных таможенных пошлин в случае уточнения сведений, указанных в пункте 4 этой статьи, то есть исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.
Но это касается только вывозных таможенных пошлин. К таможенной пошлине таможенный сбор не относиться, что следует из статьи 11 Таможенного кодекса РФ и статьи 318 Таможенного кодекса РФ. Вывозная таможенная пошлина и таможенный сбор - это виды таможенных платежей, при этом разные виды.
Судом расширительно истолкован пункт 6 статьи 318 Таможенного кодекса РФ, что в свою очередь противоречит пункт- 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса РФ, который гласит следующее: "Если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление. заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся".
В данном пункте законодатель не указал, кто производит корректировку сведений, какие конкретно сведения.
Действительно, пунктом 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ установлено, что таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условии совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Суд сослался на пункт 2 статьи 60 Таможенного кодекса РФ, в котором указано, что таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
При этом, пункт 1 этой статьи предусматривает начало, а не завершение таможенного оформления а при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление.
Индивидуальный предприниматель Петухова С.Т. представила временные таможенные декларации и уплатила таможенные сборы. Обязанность по уплате таможенных сборов за таможенное оформление, которая установлена подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса РФ выполнена в полном объеме при подаче временных периодических деклараций.
По полной периодической таможенной декларации заявитель может вывезти товаров меньше, но не больше, чем заявлено во временной декларации.
По всем ВПД был заявлен объем товара больше, чем фактически вывезено. Фактурная стоимость товара осталась прежняя. Цена, которая указана в контрактах не менялась. Менялась лишь таможенная стоимость с учетом индикативных цен Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров РФ. Экспортная валютная выручка поступала по цене сделки, но не по таможенной стоимости. Экспортер больше денежных средств не получил, так как не менял цену товара. Потребительские свойства экспортируемого товара не менялись.
Как указано предпринимателем, в любом случае пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы заявителя не согласился и просил в ее удовлетворении отказать.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционных жалоб. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Действующее законодательство не предоставляет таможенному органу право оставлять без рассмотрения заявления декларантов и иных участников таможенных правоотношений, поскольку законом установлено право таможенного органа в удовлетворении такого заявления, либо отказа в его удовлетворении, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно расценил действия таможенного органа как незаконными.
Неуказание в резолютивной части решения суда нормативного правового акта на соответствие которому оно было проверено и признано незаконным, не является безусловным основанием для отмены решения суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод таможенного органа о том, что при вынесении решения Арбитражным судом Читинской области неправильно истолкован закон - Таможенный кодекс Российской Федерации, вследствие чего суд пришел к неправомерному выводу о том, что "..представление временной и полной таможенной деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. В связи с чем, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при предоставлении полной таможенной декларации".
Как правильно указал суд первой инстанции, согласно Определению Конституционного суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. Из этого же исходил и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указывая в Постановлении от 8 июля 2008 года N 4574/08, принятом в порядке надзора, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При этом, при определении размера таможенных платежей подлежащих уплате следует исходить из следующего.
Согласно п. 1 ст.138 при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
Таким образом, природа временной периодической декларации состоит в том, что она подается, когда не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления.
Согласно ст. 323 ТК РФ, таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Следовательно, окончательный расчет таможенных платежей определяется при подаче полной периодической декларации, основанной на фактических данных таможенной стоимости, условиях и объемах поставки.
Таким образом, при подаче полных периодических декларациях (ППД), декларант обязан доплатить разницу между, фактическим размером законным образом исчисленных таможенных платежей по ППД и уплаченными ранее таможенными платежами при подаче временных периодических деклараций (ВПД).
При этом фактический размер законным образом исчисленных таможенных платежей определяется на основании данных указанных в ППД, поскольку они содержат полные и достоверные сведения о вывезенном с территории Российской Федерации товаре.
Так, поскольку декларант при подаче ППД за 2006 год уплатил, 30 500 руб., что вытекает из сведений, содержащихся в данных декларациях и правомерность их исчисления не опровергается таможенным органом, то уплаченные ранее декларантом суммы таможенных сборов в размере 28 000 руб., с учетом принципов указанных в Определении Конституционного суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 4574/08 сумма в размере 28 000 руб. считается излишне уплаченной, в связи с чем, подлежит возврату плательщику в порядке установленном ст. 355 ТК РФ.
Так, поскольку декларант при подаче ППД за 2007 год уплатил, 103 000 руб., что вытекает из сведений, содержащихся в данных декларациях и правомерность их исчисления не опровергается таможенным органом, то уплаченные ранее декларантом суммы таможенных сборов в размере 36 000 руб., с учетом принципов указанных в Определении Конституционного суда РФ от 7 ноября 2008 г. N 631-О-О, и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 4574/08 сумма в размере 36 000 руб. считается излишне уплаченной, в связи с чем, подлежит возврату плательщику в порядке установленном ст. 355 ТК РФ.
В связи с тем, что указанные суммы являются фактически уплаченными, и декларант обратился с заявлением о зачете указанных сумм в счет будущих платежей, у таможенного органа имелись все основания для принятия решений о зачете указанной суммы в счет будущих платежей.
Учитывая, что таможенный орган согласился и не принимал решений о корректировке таможенной стоимости товара по ППД, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что сумма таможенных платежей уплаченная сверх законно установленных размеров подлежит возврату заявителю по его заявлению, как излишне уплаченная.
Согласно ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с указанным, суд первой инстанции правомерно взыскал с таможенного органа судебные расходы, понесенные обществом при подаче искового заявления. Действующее законодательство не освобождает таможенные органы от компенсации стороне по делу судебных расходов.
Таким образом, апелляционная жалоба таможенного органа не подлежит удовлетворению.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции неправильно применил п. 2 ст. 357.8 ТК РФ, в связи с чем, излишней уплатой следует признать суммы таможенных сборов, уплаченных при подаче ППД, за 2006 год в размере 36 000 руб., за 2007 год - 103 000 руб., являются неправомерными, по следующим основаниям.
Согласно указанной норме, если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
В случаях, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 356 настоящего Кодекса, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится.
Как следует из материалов дела и доводов сторон, при принятии полных периодических деклараций (ППД) таможенный орган в ходе их проверки корректировки таможенной стоимости и иных сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, не осуществлял, в связи с чем, сумма таможенных сборов за таможенное оформление не пересчитывалась.
Согласно материалам дела, декларант самостоятельно при подаче ППД уточнил сведения, которые проверены таможенным органом и признаны им достоверными. В связи с указанным, суд первой инстанции правомерно отказал декларанту в части принятия названных сумм к зачету в счет уплаты будущих таможенных платежей. В удовлетворении апелляционной жалобы индивидуальному предпринимателю надлежит отказать.
Вывод суда первой инстанции о том, что обществом представлены все установленные законом документы, для получения излишне уплаченных таможенных сборов, подтверждается материалами дела и не опровергается таможенным органом в порядке ст. 65, 67 АПК РФ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа и заявителя.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Читинской области от "30" апреля 2009 года по делу N А78-1134/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1134/09
Заявитель: Петухова Севда Тарлановна
Ответчик: Читинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2002/09