г. Чита |
|
08 октября 2008 г. |
Дело N А10-1851/08 04АП-2817/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2008 года по делу N А10-1851/08 по заявлению Открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к Администрации Муниципального образования "Городское поселение "Город Гусиноозерск" о признании незаконными действий,
(суд первой инстанции: Мархаева Г.Д-С.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Хамнуева В.Г., по доверенности от 19.12.2007г.,
от Администрации: Борисова С.Б., по доверенности от 03.07.2008г., Хабази О.М., по доверенности от 17.07.2008г.,
Открытое акционерное общество "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным распоряжения Администрации Муниципального образования "Городское поселение "Город Гусиноозерск" N 101 от 13.05.2008г.
Оспариваемым распоряжением объявлены торги в виде открытого аукциона на право заключения договора аренды теплового комплекса, МУ "Комитет по управлению имуществом" назначен ответственным за подготовку, получение, регистрацию, заполнение хранение аукционной документации, своевременное уведомление членов аукционной комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии, информационное обеспечение деятельности аукционной комиссии; продел срок договора аренды с ОГК-3 до определения победителя по итогам проведения торгов на право заключения договора аренды.
Решением суда от 14 августа 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на неправомерность определения формы торгов главой Администрации муниципального образования, поскольку она определяется Комитетом по управлению имуществом муниципального образования; на незаконность предупреждения о намерении прекратить договор путем публикации извещения о проведении торгов в сети Интернет; на отсутствие условий о прекращении договора и в дополнительном соглашении к нему. Общество полагает договор аренды продленным до 30.06.2009г., в связи с чем оспариваемое распоряжение об объявлении торгов в виде открытого аукциона на право заключения договора аренды теплового комплекса незаконным
Администрация в представленном отзыве на апелляционную жалобу полагает решение суда законным и обоснованным. Оспариваемое распоряжение Администрация считает принятым в пределах полномочий органов местного самоуправления, условие о предварительном уведомлении общества о прекращении договора аренды - соблюденным, наличие полномочий на определение формы торгов Администрацией - подтвержденной Уставом муниципального образования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал требования апелляционной жалобы, представители администрации доводы апелляционной жалобы отклонили по мотивам, изложенным в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 03.10.2007г. между администрацией и ОАО "ОГК-3" заключен договор аренды имущества, предназначенного для организации в пределах МО "Город Гусиноозерск" тепло- и водоснабжения в составе отопительных котельных, магистральных и внутриквартальных тепловых сетей со всей их инфраструктурой для производственной эксплуатации и обеспечения потребителей тепловой энергией и теплоносителем. Срок действия договора установлен с 01.08.2007г. по 01.03.2008г.
Дополнительным соглашением N 2 от 01.03.2008г. срок действия договора продлен до 15.05.2008г., дополнительным соглашением N 3 от 15.05.2008г. - до 15.07.2008г.
В материалах дела имеется протокол выездного рабочего совещания по вопросам проведения конкурса по передаче имущества "Тепловые сети" от 07.05.2008г., утвержденный первым заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, пункт 2 которого содержит поручение главе МО Городское поселение "Город Гусиноозерск" в срок до 12.05.2008г. объявить конкурс по передаче в аренду имущественного комплекса "Тепловые сети".
13 мая 2008 года главой муниципального образования "Город Гусиноозерск" принято оспариваемое распоряжение N 101 об объявлении торгов в виде открытого аукциона на право заключения договора аренды теплового комплекса.
10 июня 2008 года утверждена аукционная документация на проведение торгов на право аренды комплекса теплового имущества МО "Город Гусиноозерск".
Извещение о проведении торгов, опубликованное в "Официальном вестнике города Гусиноозерск" 11.06.2008г., содержит, в том числе, указание на то, что организатором аукциона является Администрация МО "Город Гусиноозерск", датой проведения конкурса определено 22.07.2008г., аукционная документация размещена на сайте www.burzakup.ru.
Письмом от 03.07.2008г. Комитет по управлению имуществом Администрации указал ОАО "ОГК-3" на необходимость возврата в срок до 22.07.2008г. муниципального имущества, переданного по договору аренды, по причине прекращения действия договора с 15.07.2008г. в связи с проведением аукциона.
14 июля 2008 г. ОАО "ОГК-3" направило в адрес Комитета по управлению имуществом Администрации сообщение о намерении заключить договор аренды имущества на новый срок в связи с наличием преимущественного права.
Письмом от 22.07.2008г. Комитет по управлению имуществом Администрации повторно указал на необходимость передачи имущества до 28.07.2008г. в связи с окончанием срока аренды.
23 июня 2008 года ОАО "ОГК-3" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Администрации по публикации извещения о проведении торгов. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебном заседании суда первой инстанции 05.08.2008г. заявителем уточнены требования: заявлено о признании незаконным распоряжения Администрации Муниципального образования "Городское поселение "Город Гусиноозерск" N 101 от 13.05.2008г.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято в рамках полномочий главы администрации, на основании ФЗ РФ "О защите конкуренции", и не нарушает прав и законных интересов заявителя как арендатора, поскольку договорные отношения сторон прекращены в связи с истечением срока действия договора аренды.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд проверяет оспариваемый акт и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял данный акт, выясняет, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает:
- их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
- устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 указанной статьи установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов заявителей оспариваемыми решениями, действиями (бездействиями) возложена законом на заявителей.
Из обстоятельств дела не следует, что оспариваемое распоряжение Администрации нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса РФ допускается ограничение гражданских прав на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Следовательно, заключение договоров аренды без проведения конкурса или аукциона является нарушением федерального закона, а согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2007 года N МА/13955 - предоставлением преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, которое в соответствии с п.20 статьи 3 закона подлежит контролю.
Таким образом, законные права и интересы заявителя, возникшие из договора, заключенного с нарушением требований федерального закона, не могут быть нарушены.
Сдача имущества в аренду является одним из способов распоряжения собственником своим имуществом.
Как следует из статей 12, 130 Конституции РФ, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п.п. 3 пункта 1 статьи 16 ФЗ РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии со статьей 51 Закона 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Структура и компетенция органов местного самоуправления в муниципальном образовании "Город Гусиноозерск" определяются его Уставом, согласно которому структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе, Совет депутатов поселения, Глава МО (глава поселения), местная администрация поселения, ревизионная комиссия поселения.
Согласно Положению о Комитете, последний является муниципальным учреждением, юридическим лицом, и подотчетен Администрации по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Довод заявителя о том, что форма торгов определяется Комитетом по управлению имуществом муниципального образования, являются правильным, однако не влияет на выводы суда по существу спора.
Согласно статьям 125, 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании п.п.5 п.10 статьи 35 ФЗ РФ N 135-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Как следует из ст.ст.40, 54 Устава МО "Городское поселение "Город Гусиноозерск" глава поселения осуществляет в соответствии с решениями Совета правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью поселения. Глава поселения вправе передавать имущество поселения во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, решениями Совета.
Решением седьмой внеочередной сессии Совета депутатов МО "Городское поселение "Город Гусиноозерск" N 45 от 06.06.2006 утверждено Положение об организации и порядке проведения торгов на право заключения договора аренды объектов муниципальной недвижимости в МО "Город Гусиноозерск". Указанным Положением (п.1.3) в качестве организатора торгов определен Комитет по управлению имуществом Администрации, который определяет форму торгов (п.1.4.).
Решением двадцать восьмой внеочередной сессии Совета депутатов МО "Городское поселение "Город Гусиноозерск" N 114 от 19.11.2007г. "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества МО "Город Гусиноозерск" Комитет по управлению имуществом Администрации уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением муниципальным имуществом от имени Администрации.
Из существа оспариваемого распоряжения, таким образом, не следует, вопреки утверждению заявителя, что Администрация МО превысила свои полномочия. В рассматриваемой ситуации Администрация, принимая оспариваемое распоряжение, реализовала предоставленное ей полномочие передавать имущество поселения во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам.
Оспариваемое распоряжение N 101 от 13.05.2008г. принято на основании указанных Положений.
Согласно материалам дела организатором торгов на право заключения договора аренды теплового комплекса явился Комитет по управлению имуществом Администрации.
Как видно из материалов дела, договор аренды между Администрацией и ОАО "ОГК-3" был заключен 03.10.2007г. Впоследствии срок действия указанного договора на основании дополнительных соглашений N 2 от 01.03.2008г., N 3 от 15.05.2008г. продлен до 15.05.2008г. и до 15.07.2008г. соответственно.
Согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В силу пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
В соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В пункте 3.2 договора содержится условие о наличии у арендатора преимущественного права на заключение нового договора аренды по истечении срока действия настоящего договора.
Между тем, Администрация в лице Комитета по управлению имуществом заявила возражения относительно продления срока действия договора аренды от 03.10.2007г., предприняв меры по извещению ОАО "ОГК-3" о прекращении договора, указывая на необходимость возврата арендованного имущества (письмо от 03.07.2008г.).
Пункт 2 статьи 621 ГК РФ не предоставляет право на продление срока действия договора аренды по инициативе одной из сторон, то есть право арендатора на продление договора не свидетельствует о том, что арендодатель приобретает обязанность предоставить имущество на новый срок, а договор аренды будет автоматически пролонгирован.
Таким образом, оспариваемое распоряжение, принятое с учетом наличия договорных арендных отношений с ОАО "ОГК-3" и содержащее соответствующее указание о продлении срока договора аренды с ОАО "ОГК-3" до определения победителя по итогам проведения торгов (п.3), не нарушает права и законные интересы заявителя и соответствует закону.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерности предупреждения о намерении прекратить договор путем публикации извещения о проведении торгов в сети Интернет отклоняется судом апелляционной инстанции. Администрация посредством сети Интернет разместила аукционную документацию о проведении торгов. Относительно срока действия договора до 15.07.2008г. сторонами было подписано дополнительное соглашение N 3 от 15.05.2008г., а также о необходимости передачи имущества в связи с прекращением договора аренды Администрацией было сообщено в письме от 03.07.2008г.
Суд апелляционной инстанции с учетом доказательств, представленных Администрацией в порядке ч.5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установил, что оспариваемое распоряжение соответствует закону и иным правовым актам, принято в пределах установленных полномочий Администрации и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 августа 2008 года по делу N А10-1851/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1851/08
Заявитель: ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ОАО "ОГК-3")
Ответчик: Администрация МО " Город Гусиноозерск"