г. Чита |
Дело N А58-3349/08-0325 |
04АП-3099/2008
"16" октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия), на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 07 августа 2008 года по делу N А58-3349/08-0325, принятое судьей Столбовым В.В.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: Ивановой Е.В., представителя по доверенности от 09.10.2008г., Дьячковской М.Г., представителя по доверенности от 11.08.2008г.;
и установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Саханефтегазсбыт", обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 07.04.08 N 11-31/4 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в части:
- пункта 1 резолютивной части решения в размере 24.169 руб. штрафа по налогу на прибыль;
- пункта 2 резолютивной части в размере 127.031,48 руб. пени по налогу на прибыль;
- пункта 3.1 резолютивной части решения в размере 1.187.509 руб. налог на прибыль.
Решением суда первой инстанции от 07 августа 2008 года требования налогоплательщика удовлетворены в части.
Суд первой инстанции признал недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 07.04.08 N 11-31/4 в части:
- подпункта 1 пункта 1 на сумму 6.546руб. штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, на сумму 17.623руб. штрафа по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет;
- подпункта 1 пункта 2 на сумму 2.069,15руб. пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, на сумму 27.221,27руб. пени по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет, на сумму 1.650,34руб. пени по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет;
- подпункта 2 пункта 2 на сумму 919,27руб. пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, на сумму 4.779,5руб. пени по налогу на прибыль, зачисляемому в республиканский бюджет;
- подпункта 1 подпункта 3.1. пункта 3 на сумму 56.668руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на сумму 192.672руб. налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, на сумму 22.667руб. налога на прибыль, зачисляемого в местный бюджет;
- подпункта 2 подпункта 3.1. пункта 3 на сумму 32.710руб. налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, на сумму 88.117руб. налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет, проверенное на соответствие статьям 39,256,259,270-272, 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд обязал Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Саханефтегазсбыт".
В остальной части заявленного требования суд первой инстанции отказал заявителю.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
По эпизоду 3 искового заявления "Занижение убытков текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы за 2004 год" (пункт 4.1.1.4 решения налогового органа, стр. 37-38).
Увеличение суммы заниженного заявителем убытка за 2004 год по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно- коммунальной и социально-культурной сферы отраженного в оспариваемом решении по сравнению с суммой определенной повторной выездной налоговой проверкой и отраженной в акте повторной выездной налоговой проверки от 01.02.08 произведено в результате увеличения налоговым органом выручки от реализации продукции на суммы субсидий, полученных на покрытие убытков по деятельности обслуживающих производство хозяйств и включенных в доходы от реализации в соответствии с пунктом 1.1. оспариваемого решения на сумму 629.729руб., отражаемой по строке 100 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2004 год.
Стороны соглашением в порядке ст. 70 АПК РФ определили: прибыль в размере 1.861.498руб., убыток в размере 1.001.361руб.
Совокупный финансовый результат за 2004 год по деятельности налогоплательщика, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, составляет убыток в размере 680.137руб.
По эпизоду 4 искового заявления "Занижение убытка текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы за 2005 год" (пункт 2.1.6.2 решения, стр.39-43).
Уменьшение суммы заниженного заявителем убытка за 2005 год по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы отраженного в оспариваемом решении по сравнению с суммой определенной повторной выездной налоговой проверкой и отраженной в акте повторной выездной налоговой проверки от 01.02.08 произведено в результате увеличения налоговым органом выручки от реализации продукции на суммы субсидий, полученных на покрытие убытков по деятельности обслуживающих производство хозяйств и включенных в доходы от реализации в соответствии с пунктом 1.1. оспариваемого решения на сумму 4.866.000руб., отражаемой по строке 100 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2005 год.
Стороны соглашением в порядке ст. 70 АПК РФ определили: прибыль в размере 5.204.602руб., убыток в размере 183.867руб.
Совокупный финансовый результат за 2005 год по деятельности налогоплательщика, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, составляет убыток в размере 5.020.735руб.
Суд первой инстанции считает, необходимым рассмотреть оспариваемые заявителем эпизоды 3, 4 вместе в связи с применением одних тех же норм права и схожестью оцениваемых обстоятельств.
В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно пункту 13 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются расходы в виде сумм убытков по объектам обслуживающих производств, включая объекты жилищного, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурной сферы, в части, превышающей предельный размер, определяемый в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 275.1. Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности налогоплательщика. Для реализации этой нормы доходы и расходы по обслуживающим производствам и хозяйствам отражаются в Приложениях N 1 и 2 в отдельных строках: по строке 100 Приложения N 1 и строке 190 Приложения N 2 Налоговой декларации по налогу на прибыль организации.
К обслуживающим производствам и хозяйствам статьей 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
В случае если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности. То есть, если налогоплательщиком получен убыток от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, то величина этого убытка включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией, при соблюдении условий, перечисленных в статье 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Если хотя бы одно из них не выполняется, то такой убыток может быть погашен в течение следующих 10 лет, причем только за счет прибыли от указанных видов деятельности.
Таким образом, при несоблюдении условий, перечисленных в статье 275.1 Налоговый кодекс Российской Федерации, сумма полученного убытка восстанавливается путем отражения по строке 240 "Суммы убытков текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы" Приложения N 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль.
Пунктом 8 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что убытком налогоплательщика отчетного (налогового) периода является отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Таким образом, из системного анализа абзаца 2 статьи 11, абзаца 2 статьи 246, пункта 8 статьи 274, пункта 13 статьи 270, абзацев 1, 9 статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что при определении налоговой базы, облагаемой налогом на прибыль, не учитываются расходы в виде сумм убытков, рассчитанных исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности по всем объектам обслуживающих производств и хозяйств, а не только объектов обслуживающих производств и хозяйств в которых получен убыток.
Из изложенных норм права и фактических обстоятельств дела следует, что заявителем по эпизодам 3,4 соблюдены условия, установленные статьями 270, 275 Налогового кодекса Российской Федерации, и сумма убытка полученного заявителем от деятельности обслуживающих производств и хозяйств, восстановлена путем отражения по строке 240 уточненных налоговых деклараций заявителя по налогу на прибыль организаций за 2004, 2005 годы "Суммы убытков текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы".
Следовательно, выводы налогового органа о занижении заявителем в 2004 году на 503.636руб., в 2005 году на 5.392.727руб. убытков текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально- культурной сферы, сделаны с нарушением положений статьей 270, 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации
Кроме того, суд считает необходимым указать, что налоговый орган в нарушение положений статей 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации не указал в оспариваемом решении, какие именно условия признания убытка в целях налогообложения не выполнены заявителем и какое именно нарушение законодательства о налогах и сборах явилось основанием для доначисления налога на прибыль организаций за 2004, 2005 годы.
В силу изложенного суд считает, что по рассматриваемому эпизоду доводы заявителя являются обоснованными, доводы налогового органа подлежат отклонению, а оспариваемое решение не соответствует статьям 270, 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-3349/08-0325 от 7 августа 2008 г. в части признания недействительным суммы налога на прибыль за 2004 г. в размере 120 873 руб. и соответствующих сумм пени в размере 13 749, 29 руб., налога на прибыль за 2005 г. в размере 71 537 руб. и соответствующих сумм пени в размере 3 373, 49 руб., штрафа в размере 14 307 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, указав что, Управление ФНС России по Республике Саха (Якутия) не согласно с вынесенным решением суда первой инстанции в части сумм налога на прибыль за 2004 г. в размере 120873 руб. и соответствующих сумм пени в размере 13749,29 руб., налога на прибыль за 2005 г. в размере 71537 руб. и соответствующих сумм пени в размере 3373,49 руб., штрафа в размере 14307 руб. относительно эпизодов N 3 и 4 - занижение убытка текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы за 2004 и 2005г.г.
По мнению налогового органа, в нарушение положений п.п.2 п.4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения суда не приведены мотивы, по которым суд принял или отклонил приведенные требования Общества о необоснованности "котлового" учета результатов деятельности обслуживающих производство хозяйств (далее по тексту ОПХ) и возражения Управления в данной части, что привело к принятию неправильного решения.
Суд первой инстанции не исследовал доводы сторон спора и не разрешил спор сторон в части толкования положений нормы абзаца 1 и абзаца 5 статьи 275.1 НК РФ.
По мнению налогового органа суд первой инстанции не исследовал доводы сторон спора и не разрешил спор сторон в части толкования положений нормы 275.1 НК РФ - "котлового" учета результатов деятельности обслуживающих производств и хозяйств.
Пунктом 1 статьи 283 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, статьей 275.1, статьями 280 и 304 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Статья 275.1 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. При этом налоговая база по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
В соответствии со ст. 275.1 НК РФ в случае, если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в указанной статье объектов, такой убыток признаётся для целей налогообложения при соблюдении оговоренных в данной статьей условий.
Исходя из смыслового анализа положений абзаца 5 статьи 275.1 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемый период, недопустим "котловой" учет результатов деятельности обслуживающих производств и хозяйств.
Налоговый орган не согласен с выводом о том, что сумма убытка полученного заявителем от деятельности ОПХ восстановлена путем отражения по строке 240 уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль за 2004 г., 2005 г. основан на не полно выясненных обстоятельствах (абз.9 на стр.15 решения суда первой инстанции).
По мнению налогового органа, Общество не оспаривало обстоятельства неполноты восстановления суммы убытка, что вытекает из существа спора. Общество не оспаривает факт занижения убытка, суть спора в методике определения размера убытка ОПХ.
Вывод суда первой инстанции о нарушении положений статей 100, 101 НК РФ не соответствует действительности на основании следующего.
В рамках повторной выездной налоговой проверки (далее по тексту проверки) Управлением установлено занижение убытка текущего отчетного (налогового) периода по объектам ОПХ, включая объекты ЖХ и СКС за 2004 и 2005г.г. Обстоятельства выявленных нарушений отражены в акте проверки (стр.27-31).
Сумма убытка текущего отчетного (налогового) периода по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, включая объекты ЖХ и СКС в размере 881037 руб. в 2004 г. (по данным налогоплательщика составили - 822 000 руб.) и 10 101 725 руб. в 2005 г. (по данным налогоплательщика составили 4 709 000 руб.) исчислена налоговым органом с учетом отнесенной по результатам проверки доли арендного платежа за арендуемое имущество, используемое в деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ и суммы амортизации отнесенной в состав расходов по ОПХ по основным средствам, используемым в деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ.
Представитель налогоплательщика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6083112.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как правильно указал суд первой инстанции согласно ст. 101 НК РФ, в акте налоговой проверки указываются в том числе, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Из буквального содержания акта налогового органа относительно оспариваемых в апелляционной жалобе обстоятельств указано, что:
- по 2004 году "В нарушение п. 8 ст. 274, статьи 275.1 НК РФ по ОАО "Саханефтегазсбыт" показало в декларации по строке 240 Приложения N 2 к листу 02 сумму убытка текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в сумме 822 000 рублей. Фактически убытки по ОПХ, подлежащие восстановлению для целей налогообложения прибыли составили 325 636 рублей.
ОАО "Саханефтегазсбыт" в третьей корректирующей декларации по налогу на прибыль организаций, представленной 15.05.2007 г. по строке 100 Приложения N 1 к листу 02 показало выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в размере - 36 645 000 руб., расходы, понесённые обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчётном (налоговом) периоде по строке 190 Приложения N 2 к листу 02 в размере - 36 370 000 руб., по строке 240 Приложения N2 к листу 02 сумму убытка текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в сумме - 822 000 рублей, что подтверждено материалами повторной выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля (Том-2, приложение N 2 стр.7 к акту повторной ВНП, том N 6 к настоящему Решению).
ОАО "Саханефтегазсбыт" заявлена сумма убытка за 2004 г. по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально- культурной сферы увеличивающая налоговую базу в размере - 822 000 рублей.
В соответствии с п. 5 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённой Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (с изменениями и дополнениями), зарегистрированной в Минюсте РФ 28.01.2002 N 3196 по строке 190 показываются расходы обслуживающих производств и хозяйств, предусмотренные статьёй 273-1 НК РФ, доходы, от деятельности которых отражены по строке 100 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурней сферы" Приложения N 1 к Листу 02 "Доходы от реализации". Суммы, подлежащие учёту для налогообложения, переносятся из специального налогового регистра учёта доходов и расходов обслуживающих производств и хозяйств.
По строке 240 показывается сумма убытка текущего отчетного (налогового) периода по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, и не признаваемая для целей налогообложения в текущем налоговом периоде по причине невыполнения условий, предусмотренных ст. 275.1 НК РФ (в редакции Изменений и дополнений N 2, утверждённых Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-02/723).
С учётом субсидий, полученных на покрытие убытков по деятельности ОПХ и включенных в доходы от реализации в соответствии с п. 1.1 настоящего Решения в сумме 629 729 руб., отражаемой по строке 100 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2004 год, выручка от реализации (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы составила 37 274 727 рублей.
С учетом суммы отнесённой по результатам настоящей проверки доли арендного платежа в размере за 2004 год - 956800 руб. за арендуемое имущество, используемое в деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств фактически в декларации, расходы, понесённые обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчётном (налоговом) периоде по строке 190 Приложения N 2 к листу 02, составили - 38 326 800 руб. (36 370 000 руб. + 956 800 рублей) (Расчет убытков по ОПХ прилагается к настоящему Решению).
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ) под убытком понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с данной главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном данной главой, в конкретном отчётном (налоговом) периоде.
Фактически по строке 240 Приложения N 2 к листу 02 сумма убытка текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы составят в размере - 1 325 636 руб. (822 000 руб. + 503 636 рублей).
Таким образом, ОАО "Саханефтегазсбыт" занижены убытки текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы на - 503 636 руб. (1 325 636 руб. - 822 000 рублей).
Указанное нарушение подтверждается следующими документами: Третьей корректирующей Налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2004 г. (Том 02, прил. 1, стр. 5- 7 к акту) и документами, указанными в п.1.1., п.п. "в" п. 2.1.1 настоящего Решения.
Таким образом, с учётом сумм, указанных в п. 1.1., п. 2.1.1. настоящего решения доходы от реализации составили 3 892 952 727 руб., расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации составили - 3 814 331 329,94 руб.
- по 2005 году "В нарушение п. 8 ст. 274, ст. 275.1 НК РФ по ОАО "Саханефтегазсбыт" неправомерно занижены в декларации по строке 240 Приложения N 2 к листу 02 суммы убытка текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в сумме -5 392 725 рублей.
ОАО "Саханефтегазсбыт" во второй корректирующей Декларации по налогу на прибыль организаций, представленной 15.05.2007 г. по строке 100 Приложения N 1 к листу 02 показало выручку от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в размере - 31912206 руб., расходы, понесённые обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчетном (налоговом) периоде по строке 190 Приложения N 2 к листу 02 в размере - 41153014 рублей. ОАО "Саханефтегазсбыт" заявлена сумма убытка за 2005 г. по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы увеличивающая налоговую базу в размере - 4709000 рублей.
В соответствии с п. 5 Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённой Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (с изменениями и дополнениями), зарегистрированной в Минюсте РФ 28.01.2002 N 3196 по строке 190 показываются расходы обслуживающих производств и хозяйств, предусмотренные статьёй 275.1 НК РФ, доходы от деятельности которых отражены по строке 100 "Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы".
Приложения N 1 к Листу 02 "Доходы от реализации". Суммы, подлежащие учёту для налогообложения, переносятся из специального налогового регистра учёта доходов и расходов обслуживающих производств и хозяйств.
По строке 240 показывается сумма убытка текущего отчётного (налогового) периода по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, и не признаваемая для целей налогообложения в текущем налоговом периоде по причине невыполнения условий, предусмотренных ст. 275.1 НК РФ (в редакции Изменений и дополнений N 2, утверждённых Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-02/723).
С учётом отнесённой по результатам настоящей проверки доли арендного платежа в размере - 645 927 руб. за арендуемое имущество, используемое в деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств и разницы суммы амортизации в размере - 214990 руб. (336754 руб. - 121764 руб.) по основным средствам, используемым в деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств фактически в декларации по строке расходы, понесённые обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг), имущественных прав в текущем отчётном (налоговом) периоде по строке 190 Приложения N 2 к листу 02, составят в размере - 42 013 931 рублей (41 153 014 + 645 927 руб. +214 990 руб.).
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ (п. 8 ст. 274 НК РФ) под убытком понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с данной главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном данной главой, в конкретном отчётном (налоговом) периоде.
Фактически по строке 240 Приложения N 2 к листу 02 сумма убытка текущего отчётного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы составит в сумме - 10 101 725 руб. (31 912 206 руб. - 42 013 931 руб.).
Таким образом, Обществом занижены убытки текущего отчетного (налогового) периода по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы на - 5 392 725 руб. (10 101 725 руб. -4 709 000 руб.).
Указанное нарушение подтверждается следующими документами: Второй корректирующей Налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2005 год (Том 03, прил.1, стр. 5-7) и документами, указанными в п.п. "б" и "в" п. 2.1.2.2.1. акта проверки".
Таким образом, в нарушение абзаца 1 статьи 275.1 НК РФ, суммы полученных дотаций на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и ОПХ не отражены в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы по строке 100 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль. В следствие указанного, доходы от реализации показанные по строке 110 приложения N 1 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль занижены на 4 866 000 рублей.
Таким образом, с учётом сумм, указанных в п. 1.2. решения налогового органа доходы от реализации по строке 010 листа 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль составили 5 108 395 732 руб., расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации составили - 4 768 511 050 руб.
Согласно п. 8 ст. 274 НК РФ, в случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с настоящей главой, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей главой, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных статьей 283 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 275.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
В случае, если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
Вместе с тем налоговый орган, исключая из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2004-2005 годы суммы убытков не установил основания неправильного исчисления налогоплательщиком налога. Ссылка налогового органа на п. 8 ст. 274 НК РФ и ст. 275.1 НК РФ, носит формальный характер, поскольку налоговый орган ни в акте проверки, ни в решении принятом по результатам его рассмотрения не указал в чем состоит нарушение названных норм.
Имеющиеся в решении налогового органа указания на ненадлежащее отражение налогоплательщиком в строках налоговой декларации и приложениях к ней каких-либо сумм не свидетельствует о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах в смысле ст. 122 НК РФ. Ненадлежащее отражение в строках налоговой и бухгалтерской отчетности сумм не может, безусловно, свидетельствовать о неполном или ненадлежащем исчислении налогоплательщиком налога на прибыль.
В месте с тем в решении налогового органа относительно данных обстоятельств, указывается только о ненадлежащем, по мнению налогового органа, отражении сумм по строкам налоговой декларации и различных приложений. Вместе с тем в решении налогового органа отсутствуют ссылки на конкретные виды операций расходы или убытки по которым налоговый орган считает не подлежащим отнесению на расходы при исчислении налогооблагаемой базы, относительно конкретного обособленного подразделения и вида его деятельности.
Ссылку налогового органа в апелляционной жалобе на то, что суд первой инстанции не разрешил спор между сторонами относительно применения ст. 275.1 НК РФ "-"котлового" учета результатов деятельности обслуживающих производств и хозяйств", суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку термин "котлового учета" не является дефиницией либо иным правовым термином, позволяющим определить характер его содержания.
Кроме того, ссылаясь на ст. 275.1 НК РФ, налоговый орган в оспариваемом решении не указал, в чем состоит нарушение установленное им в ходе проверки налогоплательщика.
В соответствии с названной нормой в редакции действовавшей в 2004 - 2005 годах убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных в настоящей статье объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Между тем налоговый орган в оспариваемом решении не укал, какие обстоятельства указанные в статье 275.1 НК РФ, нарушил налогоплательщик при отнесении убытков полученных его обособленными подразделениями осуществляющими его деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, на расходы при исчислении налога на прибыль, в связи с чем невозможно сделать вывод о нарушении налогоплательщиком данной нормы.
Ссылка налогового органа о том, что налогоплательщик согласен с выводами налогового органа о несоблюдении им ст. 275.1 НК РФ, не принимается, поскольку налогоплательщик согласен с несоблюдением указанной нормы только в той части в какой им самим заявлены указанные суммы. С теми суммами, которые доначислил ему налоговый орган налогоплательщик не согласен в связи, с чем заявил исковые требования. Из оспариваемого решения налогового органа, как правильно указал суд первой инстанции не возможно установить основания доначисления налога, поскольку не указан характер нарушений требований ст. 275.1 НК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение налогового органа в данной части не соответствует требованиям ст. ст. 100, 101 НК РФ, в связи с чем оно правомерно признано недействительным.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя в указанной части.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "07" августа 2008 года по делу N А58-3349/08-0325 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3349/08
Истец: ОАО "Саханефтегазсбыт"
Ответчик: УФНС по РС (Я)
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3099/08