Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 06АП-229/2011
г. Хабаровск
18 марта 2011 г. |
N 06АП-229/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей Волковой М.О., Иноземцева И. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кумаевым А.В.
при участии в заседании:
от истца: Лопатина Т.А., представитель по доверенности от 01.01.2011 б/н;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 25.11.2010
по делу N А73-9685/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску конкурсного управляющего Федерального государственного унитарного предприятия "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации
к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о признании права хозяйственного ведения
установил:
Конкурсный управляющий Федерального государственного унитарного предприятия "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1022700912376, ИНН 2702010130) (далее - ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России, истец, предприятие) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (ОГРН 1092721008005, ИНН 2721172546) (далее - ТУ Росимущества в Хабаровском крае), Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) (далее - Минобороны России) о признании права хозяйственного ведения на здание - блок цехов, литер Д, общей площадью 3 561,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62.
Решением от 25 ноября 2010 года Арбитражный суд Хабаровского края исковые требования ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворил, в удовлетворении исковых требований к ТУ Росимущества в Хабаровском крае отказал, мотивируя тем, что ТУ Росимущество в Хабаровском крае является ненадлежащим ответчиком по спору.
Министерство обороны Российской Федерации, считая решение суда незаконным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права обжаловал его в апелляционный суд. Считает, что истцом выбрана неправильная форма защиты. По его мнению, истцу следовало обратиться в регистрирующий орган за регистрацией права при отсутствии притязаний третьих лиц на спорное имущество.
Конкурсный управляющий ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение суда считает законным и обоснованным принятым по фактическим обстоятельствам дела с соблюдением норм права. Право хозяйственного ведения у предприятия возникло с момента передачи ему имущества. Изъятия имущества не происходило. Регистрация не производилась. Просит оставить решение суда в силе.
ТУ Росимущества в Хабаровском крае подтвердило передачу истцу спорного имущества на праве хозяйственного ведения. Считает, что истец находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации. Себя считает ненадлежащим ответчиком по делу. Притязаний на имущество не имеет. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Министерство обороны Российской Федерации и ТУ Росимущества в Хабаровском крае надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, заслушав представителя истца, Шестой арбитражный апелляционный суд находит решение суда подлежащим отмене.
Материалами дела установлено, приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 31.10.1996 N 521 "О закреплении государственного имущества за государственным предприятием "89 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации" за последним закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество Российской Федерации в объемах и на условиях в соответствии с заключенным договором (приложение N 1).
На основании договора от 31.10.1996 N 789 (приложение N 1 к приказу) между Комитетом и государственным предприятием "89 Военный завод Министерства обороны Российской Федерации" на праве хозяйственного ведения закреплено недвижимое и движимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), отраженное в балансе предприятия по состоянию на 01.10.1996.
Согласно пункту 14 указанного договора баланс предприятия по состоянию на 01.10.1996 является неотъемлемой частью договора.
В балансе не отражено спорное имущество, поскольку идентифицирующие признаки объекта не указаны.
Вместе с тем, нахождение спорного сооружения на учете основных средств предприятия подтверждает инвентарная карточка учета основных средств N 1. Факт закрепления собственником спорного имущества недвижимости за ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России на праве хозяйственного ведения подтвержден представленными в материалы дела документами, в том числе: выпиской из реестра федерального имущества от 27.12.2006 N 13772, приложением N 2 "Основные средства к приказу N 521 от 31.10.1996", где отмечен объект за N 5 как блок цехов 1959 года постройки.
Решением собственника "89 Военный завод" Министерства обороны Российской Федерации ликвидирован как воинская часть и создано ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России.
ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России является правопреемником ФГУП "89 Военный завод", что следует из Устава, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации от 25.03.2004 и согласованного Министерством имущественных отношений 05.03.2004.
Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.11.2005 N 2521-р "О ликвидации ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России" принято решение о ликвидации завода, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю совместно с Минобороны России предписано создать ликвидационную комиссию.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.12.2008 по делу N А73-10917/2008 ликвидируемый должник ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права N 27 АБ 298557 от 29.12.2006 нежилое здание - блок цехов, инвентарный номер 55028, литер Д, этажность 1, площадью 3 561,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62, находится в собственности Российской Федерации.
Из технического паспорта на спорный объект следует, что здание построено в 1959 году, имеет площадь 3 561,8 кв.м. расположено по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62 и в пользовании на праве хозяйственного ведения у ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России.
Отсутствие идентифицирующих признаков имущества в документах, закрепляющих его за ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России послужило основанием для обращения конкурсного управляющего с настоящим иском в связи с невозможностью государственной регистрации и дальнейшей реализации имущества, в связи с чем доводы подателя апелляционной жалобы о неверном избрании способа защиты нарушенного права отклоняются. В данном случае истец не мог обращаться в регистрирующий орган за регистрацией без установления конкретного объекта.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских права, в том числе, путем признания права хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленума N10/22) разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу нестоящего Федерального закона, признаются юридические действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Государственная регистрация таких прав производится по заявлению правообладателя.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 59 Постановления Пленума N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Выбранная форма защиты истцом по настоящему спору соответствует закону.
Суд первой инстанции по представленным доказательствам, свидетельствующим о закреплении собственником спорного здания на праве хозяйственного ведения за ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России правомерно признал за истцом право хозяйственного ведения.
Вместе с тем, выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований к ТУ Росимущества в Хабаровском крае не соответствуют обстоятельствам дела и являются ошибочными.
Спорное здание зарегистрировано на праве собственности за Российской Федерацией, о чем выдано свидетельство N 27 АБ 298557.
В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Минобороны России федеральных государственных унитарных предприятий.
Данное постановление не содержит указания о том, что функция управления федеральным имуществом передана от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Министерство обороны Российской Федерации.
Передача спорного объекта правомерно осуществлена Комитетом по управлению государственным имуществом Хабаровского края, поскольку в силу пункта 2 раздела 11 Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", спорное имущество (имущество Вооруженных Сил Российской Федерации) отнесено к федеральной собственности, а государственное предприятие "89 Военный завод" на дату издания указанного постановления входил в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 и пунктом 9 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны, которое возглавляет Министр обороны, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Ответчиками не представлено суду надлежащих доказательств фактической передачи имущества из ведения Минобороны России.
Довод апелляционной жалобы об исключении завода из числа предприятий, подведомственных Минобороны России, со ссылкой на распоряжение от 11.11.2005 N 2521-р, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанным распоряжением лишь предписано ответчикам - Минобороны России и ТУ Росимущества в Хабаровском крае совместно создать ликвидационную комиссию для ликвидации предприятия, к которой переходят полномочия по управлению делами предприятия, в том числе, внесения изменений в реестр федерального имущества.
Как следует из пункта 1.4 Устава ФГУП "89 ЦАРЗ" Минобороны России функции учредителя и собственника имущества предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации (ныне Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) и Минобороны России. В связи с чем истец правильно предъявил настоящий иск к двум ответчикам: к ТУ Росимущества в Хабаровском крае, так и к Минобороны России.
Исковые требования, предъявленные к двум ответчикам, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Несоответствие обстоятельствам дела выводов суда первой инстанции, касающихся признания ТУ Росимущества в Хабаровском крае ненадлежащим ответчиком про настоящему делу, является в силу пункта 2 части 1 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2010 по делу N А73-9685/2010 отменить.
Признать за Федеральным государственным унитарным предприятием "89 Центральный автомобильный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1022700912376, ИНН 2702010130) право хозяйственного ведения на здание-блок цехов, литер Д, общей площадью 3 561,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Облачный, 62.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г. Малышева |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3290/08
Истец: МУП "Северобайкальские вести", Конкурсный управляющий Ковалева Т.М.
Ответчик: ООО "Вести"
Третье лицо: Администрация МО "Северо-Байкальский район"