г. Чита |
Дело N А78-1722/08 |
"22" октября 2008 г. |
04АП-3192/08 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М. А. Клепиковой, судей Т. В. Стасюк, С. И. Юдина
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шумаковой Л. М.
при участии: руководителя истца - генерального директора Л. А. Черняевой, представителя истца С. В. Меркушкиной по доверенности от 16.05.08 г.
представителя ответчика Лесковой А. Н. по доверенности от 10.10.08 г.
руководителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, генерального директора Р. М. Резетдинова
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Страховая медицинская компания "Вита"
на решение Арбитражного суда Читинской области от 21 августа 2008 года по делу
N А78-1722/08
по иску ОАО "Страховая медицинская компания "Вита"
к Комитету здравоохранения Читинской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - областное государственное унитарное предприятие "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах"
о признании недействительными итогов торгов в форме открытого конкурса
принятого судьей Т. Ф. Стремецкой
установил:
Истец обратился с требованиями о признании недействительными итогов торгов в форме открытого конкурса на заключение государственного контракта по страхованию неработающего населения Читинской области с 30.03.08 г. по 31.12.08 г. по 30 лотам, оформленного протоколом оценки и сопоставления заявок N 3 от 26.03.08 г.
До рассмотрения дела по существу и вынесения решения к участию в нем в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено областное государственное унитарное предприятие "Государственная страховая медицинская компания "Забайкалмедстрах".
Арбитражный суд Читинской области решением от 21 августа 2008 г. в удовлетворении исковых требований отказал.
Истец, не согласившись с данным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить, поскольку конкурсная документация сформирована с нарушениями требований Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Во-первых, в конкурсной документации не указан порядок формирования цены контракта; во-вторых, конкурсной документацией неправомерно установлено, что оценка квалификации участника конкурса зависит от продолжительности работы страховой медицинской организации и количества граждан, застрахованных по системе обязательного медицинского страхования; в-третьих, в конкурсной документации неправомерно установлено, что оценка качества услуг медицинского страхования зависит от размера штрафных санкций, примененных к лечебным учреждениям в 2007 г. Помимо этого, заявитель апелляционной жалобы мотивирует свои требования тем, что по итогам конкурса областное ГУП СМК "Забайкалмедстрах" занимает доминирующее положение на рынке услуг обязательного медицинского страхования.
Заявитель в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Ответчик и третье лицо с апелляционной жалобой не согласились, просили решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.02.08 г., с учетом дополнений от 14.02.08 г. и от 28.02.08 г., приказами Комитета здравоохранения Читинской области N N 58, 89, 107 утверждена конкурсная документация открытого конкурса на размещение государственного заказа по страхованию неработающего населения Читинской области с 30 марта 2008 года по 31 декабря 2008 года по 30 лотам.
В соответствии со ст.449 Гражданского кодекса Российской Федерации, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом имеются в виду такие нарушения, которые могли привести к неправильному определению победителя. Таким образом, при рассмотрении требований о признании недействительными итогов конкурса в предмет судебного исследования входит, во-первых, вопрос о наличии либо отсутствии нарушений правил проведения конкурса, во-вторых, вопрос о нарушении прав и законных интересов истца.
В соответствии с подп.4.3 и подп.5 п.4 ст.22 Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон), конкурсная документация должна содержать источник финансирования заказа и порядок формирования цены контракта (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
По условиям конкурсной документации, источником финансирования являются средства бюджета субъекта федерации. Начальная цена контракта по каждому лоту является максимальной и неизменной, установленной в соответствии с Законом Читинской области "Об областном бюджете на 2008 год" (п.п. 3.1, 3.4 конкурсной документации). Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, цена контракта формируется, исходя из размера бюджетных средств, распределяемых по районам области в зависимости от количества неработающего населения. Таким образом, ссылка истца на отсутствие в конкурсной документации информации о порядке формирования цены контракта не обоснована.
В соответствии с п.2.1 ст.22 Закона, не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы). По условиям конкурсной документации, одним из критериев оценки квалификации участника конкурса является: продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области в течение срока, составляющего менее одного года и свыше пяти лет; эффективность контроля качества медицинской помощи (размер штрафных санкций, примененных к лечебным учреждениям в 2007 г. менее или более 6 тыс. руб. на 1 млн. руб. принятых к оплате реестров).
Как пояснила представитель истца, опыт работы СМК "Вита" в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области составляет более семнадцати лет; размер штрафных санкций, примененных СМК "Вита" к лечебным учреждениям в 2007 г. составил более 6 тыс. руб. на 1 млн. руб. принятых к оплате реестров, поэтому подкритерии продолжительности работы и эффективности контроля качества медицинской помощи не нарушили прав истца при подведении итогов конкурса. Следовательно, истец не обосновал, каким образом такие критерии оценки квалификации участника конкурса, как продолжительность работы в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области и эффективность контроля качества медицинской помощи нарушают его права и законные интересы.
По условиям конкурсной документации, одним из критериев оценки квалификации участника конкурса является количество граждан (до 100 000 человек и свыше 1 000 000 человек), застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования на территории Читинской области. Заявитель жалобы указывает, что по этому критерию он набрал меньшее количество баллов по сравнению с победителем конкурса. По мнению заявителя, количество граждан, застрахованных по системе обязательного медицинского страхования, не может свидетельствовать о квалификации претендента, поскольку не отражает профессиональный уровень в области медицинского страхования.
П.2.1 ст.22 Закона не допускает включение в конкурсную документацию требований к участнику размещения заказа. В соответствии с п.1.1 ч.4 ст.28 Закона, для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия в качестве одного из критериев оценки руководствуется, в том числе, квалификацией участника конкурса. В оспариваемой конкурсной документации указано не на требования к участнику размещения заказа, а на квалификацию участника конкурса, используемую в качестве одного из критериев оценки заявки. Таким образом, в компетенцию конкурсной комиссии входит определение квалификации конкурсантов, содержание и значимость критериев оценки которой заказчик определяет самостоятельно.
Доводы заявителя о доминирующем положении ГСМК "Забайкалмедстрах" на рынке услуг обязательного медицинского страхования Читинской области были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными. Суд апелляционной инстанции полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что ОАО СМК "Вита" не представила доказательств, подтверждающих данный факт.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. На основании изложенного и руководствуясь ст. 258, ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 21 августа 2008 года по делу
N А78-1722/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
Т. В. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1722/08
Истец: ОАО Страховая медицинская компания "Вита"
Ответчик: Комитет здравоохранения Читинской области
Третье лицо: ОГУП ГСМК "Забайкалмедстрах"
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3192/08