г. Чита |
Дело N А19-2683/07 |
"08" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НИКС-КИНОС" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2008 года по делу N А19-2683/07 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НИКС-КИНОС" к Администрации г. Иркутска об отмене Постановления N 031-06-861/6 от 01.06.06 и обязании изменить границы земельного участка, третье лицо: Кравченко Галина Игнатьевна,
(суд первой инстанции судья Ушакова О. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились;
от заинтересованных лиц: не явились;
от третьего лица: не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НИКС-КИНОС" (далее ООО "НИКС-КИНОС") обратилось в суд с заявлением об отмене Постановления Администрации г. Иркутска от 01.06.06 N 031-0 6-861/6 "О предоставлении Кравченко Г. И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5" и обязании изменить границы земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 21.10.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужили выводы суда о том, что оспариваемое Постановление Администрации г. Иркутска от 01.06.06 N 031-06-861/6 "О предоставлении Кравченко Г.И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5" не нарушает права и охраняемые интересы заявителя. Необходимость организации санитарно-защитной зоны вокруг объектов заявителя, в связи с осуществлением им деятельности, являющейся источником вредного воздействия на среду обитания и здоровья человека не предоставляет заявителю вещных или иных прав на земельный участок, расположенный в пределах территории санитарно-защитной зоны, необходимой для ее организации; не предоставляет заявителю преимущественного права на предоставление земельных участков, расположенных на территории санитарно защитной зоны, необходимой для ее организации, относительно исключительного права третьего лица - Кравченко Г.И. на приватизацию земельного участка; не является основанием для ограничения оборота земельного участка, расположенного на этой территории и для отказа третьему лицу Кравченко Г.И. в реализации ее исключительного права на приватизацию земельного участка; предоставление земельного участка, кадастровый номер 38:36:000012:0549 в собственность гражданке Кравченко Г.И. оспариваемым постановлением, не препятствует установлению на необходимой части этого земельного участка правового режима санитарно-защитной зоны с введением ограничений пользования этой частью согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "НИКС-КИНОС" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, без исследования и оценки всех обстоятельств, относящихся к указанному спору.
Заинтересованное лицо, третье лицо - Кравченко Г.И. в отзывах на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласились, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, и просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо, третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, обратились в суд с ходатайствами о рассмотрении данного дела в отсутствии их представителей. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Постановлением N 031-06-2487/7 от 04.12.07 ООО "НИКС-КИНОС" предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номер 38:36:000012:0076, площадью 3518 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, р. Куйбышевский, ул. Сурнова под эксплуатацию существующих производственно-складских зданий (п. 2 Постановления).
23.01.08 г. Администрация г. Иркутска (Продавец) и ООО "НИКС-КИНОС" (Покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка (л.д. 93-96, т. 4), по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях Договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000012:0076, площадью 3518 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, р. Куйбышевский, ул. Сурнова, под эксплуатацию существующих производственно-складских зданий, в границах указанных в кадастровом плане земельного участка.
Как следует из кадастрового плана земельного участка от 17.01.2008 г., площадь и местоположение границ земельного участка соответствуют материалам межевания (л.д. 97-100, т. 4).
09.04.08 г. УФРС по Иркутской области зарегистрировало право собственности ООО "НИКС-КИНОС" на указанный земельный участок (л.д. 90, т. 4).
22.03.06 г. Распоряжением Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска N 303-02-221/6 от (л.д. 118, т. 1) утвержден проект границ земельного участка, площадью 1724 кв.м., расположенного на землях поселений по ул. Фабричная, 5 под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома.
01.06.06 г. Администрацией г. Иркутска вынесено Постановление N 031-0 6-861/6 "О предоставлении Кравченко Г. И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5".
10.08.06 г. Администрация г. Иркутска (Продавец) и Кравченко Г.И. (Покупатель) заключили договор купли-продажи земельного участка (л.д. 22-25, т. 4), по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях Договора земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 38:36:000012:0549, площадью 1724 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Фабричная, д. 5, под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка.
13.09.06 г. за Кравченко Г.И. зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью 1724 кв.м., находящийся на землях поселений и расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Фабричная, уч. N 5, кадастровый номер 38:36:000012:0549 (л.д. 105, т. 1, л.д. 21, т 4).
Как следует из кадастрового плана земельного участка от 12.07.06 г., площадь земельного участка соответствуют материалам межевания (л.д. 107-110, т. 3).
Вынесение Администрацией г. Иркутска Постановления N 031-0 6-861/6 "О предоставлении Кравченко Г. И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5" послужило поводом для обращения ООО "НИКС-КИНОС" в суд.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Поскольку Кравченко Г.И. является собственником дома, расположенного на земельном участке по ул. Фабричной 5, распоряжением Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска N 303-02-221/6 от 22.03.06 (л.д. 118, т. 1), в соответствии с положениями ст. 36 Земельного кодекса РФ, утвержден проект границ земельного участка, площадью 1724 кв.м., расположенного на землях поселений по ул. Фабричная, 5 под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома.
В соответствии с ч. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно абз. 3 п. 9.1. ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В силу ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Части 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ определяют перечень земельных участков, которые изъяты из оборота или ограничены в обороте. Как следует из материалов дела земельный участок, предоставленный Кравченко Г.И. не относится к числу земельных участков, названных в указанном перечне.
Таким образом, во исполнение ст. 36 Земельного кодекса РФ, Администрацией г. Иркутска вынесено постановление N 031-0 6-861/6 от 01.06.06 "О предоставлении Кравченко Г. И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5".
Кроме того, заявитель в обоснование своих доводов указывает, что оспариваемым постановлением нарушено его право на организацию санитарно-защитной зоны.
В соответствии с ч.1 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст. 56 Земельного кодекса РФ, могут устанавливаться ограничения прав на землю, в том числе, особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с ч.3 ст. 87 Земельного кодекса РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. При разработке норм проектирования, схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 N 38, настоящие требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пункт 2.6. названных правил предусматривает, что предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Как следует из заключения экспертов от 29.05.08 (л.д. 103-104, т. 4, л.д. 109-110, т. 4, л.д. 119-141, т. 4, л.д. 1-2, т. 5) для производственно-складской базы заявителя, расположенной на земельном участке кадастровый номер 38:36:000012:0076, по адресу: г. Иркутск, р. Куйбышевский, ул. Сурнова, необходима организация санитарно-защитной зоны, так как этот объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны составляет 50 м., для установления границ, размеров санитарно-защитной зоны требуется разработка проекта, обоснование санитарно-защитной зоны, проект подлежит согласованию с Главным санитарным врачом Иркутской области. Планируемый заявителем земельный участок для организации санитарно-защитной зоны накладывается на земельный участок, принадлежащий гр. Кравченко Г.И., кадастровый номер 38:36:000012:0549, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Фабричная, 5, площадь наложения составляет 288 кв.м. (л.д. 106, т. 4).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что санитарно-защитные зоны - это территории земельных участков, создаваемые с целью предотвращения вредного воздействия производственной деятельности на среду обитания и здоровье человека. Однако организации, ведущие эту производственную деятельность, не наделяются вещными или иными правами на территорию санитарно-защитной зоны. То есть, ООО "НИКС-КИНОС" будучи организацией, ведущей производственную деятельность, являющуюся источником вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека не владеет преимущественным правом на получение спорного земельного участка. Помимо этого, как следует из названных норм законодательства, земельные участки санитарно-защитных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Кроме того, как следует из материалов дела, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие утверждение санитарно-защитной зоны в установленном законом порядке.
Таким образом, довод заявителя о нарушении его прав на образование санитарно-защитной зоны суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Иные доводы апелляционной жалобы изучены и оценены апелляционным судом и не влияют на законность принятого решения суда первой инстанции.
Таким образом, Четвертый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что Постановление Администрации г. Иркутска от 01.06.06 N 031-0 6-861/6 "О предоставлении Кравченко Г. И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5" вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"), также и нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК он может признать такой акт недействительным.
Поскольку Постановление Администрации г. Иркутска от 01.06.06 N 031-0 6-861/6 "О предоставлении Кравченко Г. И. земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. Фабричная, 5" соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания Постановления недействительным.
С учетом всего вышеизложенного, проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2008 года по делу N А19-2683/07, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2008 года по делу N А19-2683/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2683/07
Истец: ООО "НИКС КИНОС"
Ответчик: Администрация г. Иркутска
Третье лицо: Кравченко Г. И.