г. Чита |
Дело N А10-2134/2009 |
28 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Клочковой Н.В., Никифорюк Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бурятского транспортного прокурора на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июня 2009 года по делу N А10-2134/2009 по заявлению Бурятского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская торговая компания" о привлечении к административной ответственности
(суд первой инстанции: Рабдаева Л.Ю.)
при участии в судебном заседании представителей:
от прокуратуры: Шадрина Н.И., старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, служебное удостоверение N 080705;
от ООО "ВСТК": Резникова Л.Ю., паспорт 8103 N 715975, выдан ОВД Октябрьского района г. Улан-Удэ 26 сентября 2003 года, доверенность от 22 мая 2009 года
и установил:
Бурятский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская торговая компания" (далее - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июня 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, поскольку наличие лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте необходимо только для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной и дополнительной. Общество же подобной деятельностью не занимается, им осуществляется лишь слив нефтепродуктов в резервуары для хранения, при этом оно имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Бурятский транспортный прокурор обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, деятельность Общества не охватывается лицензией на эксплуатацию опасных производственных объектов, факт осуществления слива нефтепродуктов подтвержден материалами дела, а именно справками железной дороги о количестве разгруженных вагонов-цистерн, приказами о назначении лиц, ответственных за осуществление выгрузки опасных грузов, и объяснениями работников Общества.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей прокуратуры и Общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Бурятской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Обществом законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта.
В ходе проведенной проверки было установлено, что Общество осуществляет прием нефтепродуктов железнодорожным транспортом на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий Обществу на праве аренды, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Моховая, д. 3а. Разгрузка нефтепродуктов из вагонов-цистерн производится работниками Общества с применением устройств слива нефти и нефтепродуктов УСН-150 путем слива в резервуары для их хранения.
Проверкой было установлено, что в период с 4 января по 12 мая 2009 года Общество осуществило прием и разгрузку не менее 34 вагонов-цистерн с нефтепродуктами (дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и керосин), которые относятся к третьему классу опасности..
По результатам проверки Бурятским транспортным прокурором 19 мая 2009 года вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 9-11).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включена погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Порядок лицензирования упомянутой деятельности регламентирован Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 N 134, пунктом 1 которого предусмотрено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 5 названного Положения лицензионными условиями осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сертифицированных в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, погрузочно-разгрузочных устройств и сооружений (крытых и открытых складов и платформ, площадок для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакад, повышенных путей, грузосортировочных платформ, площадок для контрейлеров и автопоездов и др.), соответствующих требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, используемым при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) плана действий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе пожара;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) лица, ответственного за ведение учета и анализа происшествий, а также причин их возникновения при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами;
- ведение лицензиатом учета и анализа происшествий, а также причин их возникновения при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами в порядке, устанавливаемом Министерством транспорта Российской Федерации;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям;
- наличие на каждом объекте, на котором осуществляется погрузочно-разгрузочная деятельность с опасными грузами, работника, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов, имеющего соответствующую подготовку;
- наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) лица, ответственного за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемого вида деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;
- повышение квалификации лица, ответственного за организацию осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, а также работников лицензиата, производственная деятельность которых связана с погрузочно-разгрузочной деятельностью с опасными грузами, не реже 1 раза в 3 года.
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Таким образом, обязанность осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность опасных грузов на железнодорожном транспорте при наличии соответствующей лицензии установлена как для грузоотправителей, так и для грузополучателей опасных грузов на железнодорожном транспорте, осуществляющих разгрузку опасных грузов.
На основании Межгосударственного стандарта ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утвержденных МПС России 25.11.96 N ЦМ-407, МЧС России 31.10.96 N 9/733/3-2 и ФГПН России 28.10.96 N 03-35/287, бензин и дизельное топливо отнесены к опасным грузам 3 класса.
В силу изложенного выводы суда первой инстанции о том, что при наличии у Общества лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов получение отдельной лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность не требуется, являются ошибочными.
Имеющаяся у Общества лицензия от 25 декабря 2007 года N ЭВ-67-000903 (ЖХ) на эксплуатацию опасных взрывоопасных производственных объектов (л.д. 50) не предусматривает осуществление такого вида деятельности, как погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Указанная лицензия выдана на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, а не осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. То есть имеющаяся у Общества лицензия, вопреки выводам суда первой инстанции, не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а лишь разрешает проведение работ на объектах, являющихся источником повышенной опасности.
Действовавшее на момент выдачи Обществу упомянутой лицензии Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007 N 18, равно как и действующее в настоящее время Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 N 599, содержат иные лицензионные требования и условия, нежели Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 N 134.
Более того, лицензирование деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте осуществляют различные государственные органы (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта соответственно).
Факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела, в том числе письмом Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской железной дороги от 24 апреля 2009 года N 68/11-34 (л.д. 23-26), справкой железнодорожной станции Улан-Удэ от 14 мая 2009 года N 266 о прибывших в адрес Общества вагонах с опасными грузами (л.д. 27-28), договором аренды подъездных путей от 1 сентября 2007 года (л.д. 15), договором аренды нефтебазы от 1 января 2009 года (л.д. 16-17), договором подачи и уборки вагонов от 15 сентября 2008 года (л.д. 54-55), приказами от 3 октября 2005 года N 15 и от 23 декабря 2008 года N 25, трудовыми договорами от 10 апреля 2006 года и от 4 сентября 2006 года (л.д. 21-22), должностной инструкцией оператора склада ГСМ (л.д. 61), объяснениями работников Общества Прокопьева В.В. и Николаева А.М. (л.д. 62-63).
Получение нефтепродуктов на железнодорожном пути необщего пользования (слив нефтепродуктов в резервуары для хранения) не отрицается Обществом, о чем свидетельствуют его отзывы на заявление прокурора (л.д. 37-39) и апелляционную жалобу, а также объяснения представителя суду первой инстанции (Протокол судебного заседания от 9 июня 2009 года, л.д. 65-67).
Следовательно, на основании пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также пункта 2.2 Устава (л.д. 29-35) Общество обязано иметь лицензию на осуществление указанной деятельности.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июля 2009 года по делу N А19-2859/09.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, основаны на неправильном применении норм материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Вместе с тем, на момент вынесения настоящего постановления двухмесячный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 января 2006 года N 10196/05, от 14 июня 2007 года N 2372/07, 11 сентября 2007 года N 3585/07 и от 7 октября 2008 года N 5196/08 также указано, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что срок привлечения к административной ответственности не подлежит восстановлению, поэтому суд в случае его пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В рассматриваемом случае административное правонарушение было выявлено не позднее 19 мая 2009 года, когда прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек 19 июля 2009 года.
Апелляционная жалоба прокурора поступила в Четвертый арбитражный апелляционный суд 29 июня 2009 года (л.д. 75) и определением от 30 июня 2009 года была принята к производству (л.д. 90).
Судебное разбирательство назначено на 23 июля 2009 года, то есть в пределах срока, установленного статьей 267 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На момент вынесения настоящего постановления срок давности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, истек.
На необходимость отмены судебного акта об отказе в привлечении к административной ответственности в случае неправильного применения судом норм материального права и принятия нового судебного акта об отказе в привлечении к административной ответственности в связи с пропуском срока давности привлечения к такой ответственности указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 2372/07.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления прокурора о привлечении Общества к административной ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июня 2009 года по делу N А10-2134/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 июня 2009 года по делу N А10-2134/2009 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленного Бурятским транспортным прокурором требования о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Восточно-Сибирская торговая компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-2134/09
Заявитель: Бурятский транспортный прокурор
Ответчик: ООО "Восточно-Сибирская торговая компания ШИК"
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2423/09