г. Чита |
Дело N А19-16441/08 |
"10" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Администрации города Иркутска на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 марта 2009 года по делу N А19-16441/08, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фармгарант" к Администрации города Иркутска о признании незаконными действий (суд первой инстанции Э.Е. Черняева),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Медведева К.В. (доверенность от 27.03.2009г. N 059-72-113/9);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фармгарант" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, к Администрации города Иркутска о признании незаконными действий по назначению и проведению открытого аукциона по продаже муниципального имущества, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул.Дзержинского, д.32, кадастровый номер 38:36:000034:0000:25:401:001:020071190, согласно позициям N 1, 3-12. 14, 15 по первому этажу отраженным в техническом паспорте нежилого помещения, изготовленным МУП БТИ г. Иркутска, общей площадью 251, 8 кв.м., и об обязании устранить нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Фармгарант".
Решением от 10.03.2009 года суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что действия администрации г. Иркутска по организации публичных торгов в отношении нежилого одноэтажного кирпичного здания, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. Дзержинского, 32, в котором расположены нежилые помещения арендуемые ООО "Фармгарант", следует признать незаконными, поскольку они не соответствуют Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ и нарушают права и законные интересы ООО "Фармгарант". Выбор права приобретения имущества на торгах или в порядке реализации преимущественного права относится к исключительной прерогативе арендатора - ООО "Фармгарант" и в компетенцию собственника муниципального имущества - Администрации г. Иркутска - не входит. Задолженности по арендной плате на момент рассмотрения спора не имеется. Доказательств досрочного расторжения договора аренды в связи с существенным нарушением его условий администрацией г. Иркутска арбитражному суду не представлено. ООО "Фармгарант" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. Указывают, что пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве обязательного основания предоставления преимущественного права устанавливается необходимость подтверждения того, что арендная плата за аренду имущества перечислялась надлежащим образом в течение 3 лет. ООО "Фармгарант" неоднократно допускало просрочку внесения арендной платы. Наибольшая просрочка допущена в марте 2007 года по причине неверного указания реквизитов получателя - КПП - в платежном поручении, что не может освобождать арендатора от ответственности за нарушение условий обязательств- договора аренды нежилого помещения N 4519 от 14.08.2002г. и дополнительного соглашения к договору от 19.12.2006г. - по уплате арендной платы. Не расторжение договора по основанию несвоевременного внесения арендной платы не свидетельствует о надлежащем исполнении арендатором своих обязанностей. Кроме того, к моменту опубликования решения о назначении торгов в отношении спорного объекта, т.е к 17.10.2008г. и к моменту обращения ООО "Фармгарант" в арбитражный суд Иркутской области, Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 22.07.2008г. N 159-ФЗ не был принят Законодательным Собранием Иркутской области. Судом не учтено, что между Администрацией г.Иркутска и ООО "Фармгарант" заключен договор N 4519 от 23.07.2007 г. аренды нежилого помещения общей площадью 349,2 кв.м, в соответствии с доп. Соглашением от 11.02.2008г. общая площадь составила 251,8 кв.м. На торги 28.11.2008г. было выставлено нежилое одноэтажное кирпичное здание общей площадью 423,2 кв.м., которое не является арендуемым имуществом и не подлежит отчуждению в порядке Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 22.07.2008г. N 159-ФЗ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу. Представил дополнительные пояснения и документы. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 27.05.2009г. Направил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с обжалованием постановления ФАС ВСО по делу N А19-14275/08 в Высший Арбитражный Суд РФ. Суд, совещаясь на месте, отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, т.к. оснований, предусмотренных ст.ст.143, 144 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Фармгарант" более 3-х лет является арендатором муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск ул.Дзержинского, д.32, кадастровый номер 38:36:000034:0000:25:401:001:020071190, согласно позициям N 1, 3-12. 14, 15 по первому этажу, на основании договора аренды N 4519 от 23.07.07г. и Приложений к нему.
Распоряжением председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г.Иркутска от 09.10.2008 N 504-02-3569/8 было принято решение о приватизации муниципальных нежилых объектов недвижимости, в том числе нежилого здания, общей площадью 423, 2 кв.м.. по ул. Дзержинского, 32 г. Иркутска.
17.10.2008 в газете "Дело" N 19 было опубликовано информационное сообщение о том, что нежилое одноэтажное кирпичное здание (аптека, кафе), общей площадью 432, 2 кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. Дзержинского, 32, в котором находятся нежилые помещения арендуемые обществом, выставлено Администрацией г.Иркутска на торги, которые состоятся 31.10.2008. Предложений о выкупе арендуемых помещений в адрес Общества не поступало.
Полагая, что администрацией г.Иркутска нарушено преимущественное право покупки указанных помещений, возникшее у арендатора на основании Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ООО "Фармгарант" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое имущество может быть приватизировано в упрощенном порядке только при наличии всех четырех условий.
Согласно статье 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов, соответствующих установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, на приобретение арендуемого имущества.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение), а также проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества и договоров о его залоге.
Статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ установлено, что в случае, если до 1 января 2009 года законом субъекта Российской Федерации не установлены предельные значения площади арендуемых помещений и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренные соответственно статьями 3 и 5 настоящего Федерального закона, применяются предельные значения и срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленные Правительством Российской Федерации. До 1 января 2009 года Правительство Российской Федерации устанавливает указанные предельные значения и срок рассрочки.
Данной нормой субъекту Российской Федерации установлен срок, в течение которого он вправе определить предельные значения площадей арендуемых помещений, которые могут быть приватизированы в упрощенном порядке.
На дату издания спорного распоряжения от 09.10.2008 и проведения открытых торгов по реализации указанного задания, предельные значения площадей не были определены ни в Федеральном Законе от 22.07.2008 N159-ФЗ, ни Правительством Российской Федерации, ни Законом Иркутской области, следовательно, не было определено одно из условий преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, без которого это право не может быть реализовано субъектами малого и среднего предпринимательства.
Доводы заявителя о том, что 17.12.2008г. был принят соответствующий закон Иркутской области N 111-оз и 28.12.2008г. соответствующее Постановление Правительства РФ N 961, не могут быть приняты во внимание. В данных актах не указано, что они имеют обратную силу, следовательно, в силу ст.4 Гражданского Кодекса РФ, действие данных актов может быть распространено только на отношения, возникшие после введения их в действие.
Суд первой инстанции также необоснованно отклонил довод ответчика о ненадлежащем исполнении Обществом обязанности по внесению арендных платежей.
Как было указано выше, одним из обязательных условий для предоставления преимущественного права на приобретение отчуждаемого арендуемого имущества в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ является перечисление надлежащим образом арендной платы за аренду такого имущества в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи (трех лет и более до вступления в силу названного Федерального закона).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса РФ лицо, исполнившее обязательство ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Администрацией г.Иркутска представлен "расчет суммы иска" (л.д.94, 95 т.1), из которого следует, что ООО "Фармгарант" неоднократно допускал нарушение сроков перечисления арендной платы, которые договором аренды и дополнительными соглашениями к нему были установлены как не позднее 5 числа текущего месяца.
Наибольшая просрочка была допущена арендатором в марте 2007 г. Так, платеж в размере 154690 руб. за март 2007 г. был уплачен арендатором только 16.03.2007г.
Кроме того, косвенно подтверждает факт признания арендатором просрочки уплаты арендных платежей уплата пеней платежными поручениями от 06.03.2006г. N 077, от 03.08.2007г. N 236.
Отсутствие на день рассмотрения судом настоящего заявления у Общества задолженности по арендной плате за спорное помещение, а также фактов привлечения Общества-арендатора к гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков перечисления арендной платы исходя из содержания пункта 2 статьи 3 Федерального Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ юридического значения не имеет.
Следовательно, условия, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 3 Федерального Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, необходимые для признания за Обществом преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности апелляционной жалобы и отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования. Решение суда первой инстанции на основании п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании ст.333.21 Налогового Кодекса РФ с общества в доходы федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьей 268, частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.03.2009г., принятое по делу N А19-16441/08, отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленного требования ООО "Фармгарант" отказать.
2.Взыскать с ООО "Фармгарант" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.
3.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16441/08
Истец: ООО "Фармгарант"
Ответчик: Администрация г. Иркутска