г. Чита |
Дело N А19-8581/08-64 |
"19" ноября 2008 г. |
-04АП-3338/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу индивидуального предпринимателя Котенко Ю.Г.
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.09.2008 года по делу N А19-8581/08-64, по заявлению индивидуального предпринимателя Котенко Ю.Г. к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске и Братском районе о признании незаконными действий (суд первой инстанции Репин С.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Котенко Ю.Г. (паспорт 25 04 N 395504);
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Индивидуальный предприниматель Котенко Юрий Григорьевич обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске и Братском районе о признании незаконными действий, выразившихся в невыдаче санитарно-эпидемиологического заключения.
Решением от 02 сентября 2008 г. суд отказал в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что действия ответчика, выразившихся в невыдаче санитарно-эпидемиологического заключения, не нарушают права и законные интересы заявителя. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52 от 30.03.1999г. и Приказом N 224 от 19.07.2007г. "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" деятельность заявителя не входит в перечень видов деятельности, на которые выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
Не согласившись с указанным решением, индивидуальный предприниматель Котенко Ю.Г. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать действия должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске и Братском районе, выразившихся в невыдаче санитарно-эпидемиологического заключения, незаконными. Считает, что согласно п.2.8.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", предприниматель может получить санитарно-эпидемиологическое заключение на ветеринарный кабинет, расположенный на территории школы.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представил суду дополнительные доказательства по делу. Просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается телеграммой от 12.11.2008г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Индивидуальный предприниматель Котенко Ю.Г., являясь частнопрактикующим ветеринарным врачом, 26.03.2008г. обратился с заявлением в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске и Братском районе о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ветеринарный кабинет, расположенный в теплице школы N 3, по адресу: г.Братск. ул.Космонавтов, д.1.
Управление Роспотребнадзора, рассмотрев представленное заявление 08.04.2008г., отказало заявителю в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ветеринарный кабинет, указав, что в соответствии с п.2.1. СаН ПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" размещение на территории участка школы иных учреждений не предусмотрено.
Заявитель 09.04.2008г. повторно обратился в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске и Братском районе о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ветеринарный кабинет.
Ответчик, рассмотрев представленное заявление, 14.04.2008г. отказал заявителю в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ветеринарный кабинет, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52 от 30.03.1999г. и Приказа N 224 от 19.07.2007г. "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" деятельность заявителя не входит в перечень видов деятельности, на которые выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
Индивидуальный предприниматель Котенко Ю.Г., не согласившись с указанными действиями, обратился в суд с заявлением о признании их незаконными.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" дается понятие санитарно-эпидемиологического заключения - это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 2 названной статьи дается перечень видов деятельности, при осуществлении которых необходимо представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества.
Ветеринарная деятельность в данном перечне не указана.
Согласно 42 Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 настоящего Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Данный порядок утвержден Приказом от 19.07.2007г. N 224 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно п.6 Приложения N 2 к названному приказу санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на следующие виды деятельности:
1) фармацевтическая деятельность;
2) медицинская деятельность;
3) производство лекарственных средств;
4) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
5) деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
6) образовательная деятельность;
7) производство, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация источников ионизирующего излучения;
8) использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;
9) производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья;
10)деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Таким образом, на ветеринарную деятельность, осуществляемую заявителем, вышеуказанными нормами не предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологического заключения.
Учитывая, что Управление Роспотребнадзора не обладает полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ветеринарную деятельность, отказ в выдаче такого заключения является правомерным.
При таких обстоятельствах основания отказа в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, изложенные в письме от 08.04.2008г., не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Нормативного обоснования, что ответчик наделен полномочиями по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на ветеринарную деятельность, заявителем не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обжалуемые действия Управления Роспотребнадзора соответствуют нормам действующего законодательства в этой сфере.
Ссылка предпринимателя на п.2.8.2 СаН ПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" не может быть принята во внимание.
Согласно п.2.8.2 СаН ПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" сдача в аренду помещений общеобразовательных учреждений другим организациям, индивидуальным предпринимателям осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности их деятельности для здоровья обучающихся.
Вместе с тем, из заявлений предпринимателя следует, что он просил выдать санитарно-эпидемиологического заключение на ветеринарный кабинет, а не санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности его деятельности для здоровья обучающихся.
Нарушений прав и законных интересов заявителя обжалуемыми действиями судом также не установлено.
Постановлением от 31.03.2008г. Братского городского суда Иркутской области отказано в привлечении ИП Котенко Ю.Г. к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ за осуществление приема больного животного при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности деятельности для здоровья обучающихся.
При этом суд указал, что исходя из содержания п.2.8.2 СаН ПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" данный пункт содержит обязательное для арендодателя условие заключения договора аренды - наличие у арендатора санитарно-эпидемиологического заключения о безопасности его деятельности для здоровья обучающихся. При отсутствии такого заключения договор аренды заключен быть не может. Каких-либо норм и правил в отношении арендаторов данный пункт не содержит.
Приложенные к апелляционной жалобе квитанции об уплате арендной платы и коммунальных услуг не могут свидетельствовать о несении убытков в связи с невыдачей санитарно-эпидемиологического заключения.
Данные расходы предприниматель несет в соответствии с заключенным договором аренды.
Доказательств невозможности осуществления ветеринарной деятельности в связи с невыдачей санитарно-эпидемиологического заключения, заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.09.2008г., принятое по делу N А19-8581/08-64, оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Котенко Юрия Григорьевича без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8581/08
Заявитель: Котенко Юрий Григорьевич
Ответчик: Братский отдел Роспотребнадзора по Иркутской области