г. Чита |
Дело N А58-823/2009 |
"20 " августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.О.Никифорюк, Э.В.Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу ОАО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года по делу N А58-823/2009 по заявлению ОАО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" о признании недействительными решения N 03/4714 от 19 декабря 2008 года и предписания N 03/4716 от 19 декабря 2008 года Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (суд первой инстанции Бадлуева Е.Б.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя ОАО "АК "Железные дороги Якутии": не было;
от заинтересованного лица УФАС по Республике Саха (Якутия): не было;
от третьего лица ООО СП "Эрэл": не было;
установил:
Открытое акционерное общество "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" (далее - ОАО АК "ЖДЯ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании недействительными решения от 19 декабря 2009 года N 03/4714 и предписания от 19 декабря 2008 года N 03/4716 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - УФАС по Республике Саха (Якутия))
Определением от 31 марта 2009 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью Саха-Корейское совместное предприятие по добыче угля "Эрэл" (далее - ООО СП "Эрэл").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда, о том, что у ОАО "ЖДЯ" отсутствовали правовые основания для взимания с ООО СП "Эрэл" платы за пользование вагонами за время курсирования от станции Нерюгри-грузовая до станции погрузки и обратно, что является нарушением подпункта 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" - установленного порядка ценообразования.
ОАО "ЖДЯ", не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, в связи с несоответствием выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что условие договора между ООО СП "Эрэл" и ОАО "АК ЖДЯ" о взимании платы за пользование вагонами парка ОАО "РЖД" за время из курсирования в порожнем состоянии законно и экономически обоснованно. Суд, в обоснование вывода о том, что поскольку Тарифным руководством "Тарифы, сборы и плата за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемых ОАО "АК "Железные дороги Якутии" и правила их применения", утвержденные Приказом ФСТ России от 23.10.2007 N 263-т/1, не установлен размер платы за пользование вагонами, соответственно операции по поставке вагонов должны охватываться тарифом на перевозку, и если вагонная составляющая не включена в тариф, то это проблема ОАО "АК "ЖДЯ", поскольку именно Общество должно было представить указанные затраты в ФСТ для определения тарифов с учетом вагонной составляющей, не сделал ссылку на закон, обосновывающий этот вывод. При этом взимание платы за курсирование груженых вагонов до промежуточной станции (Нерюнгри-грузовая), которое также является неотьемлемой частью перевозочного процесса и не регламентировано Тарифным руководством, судом и УФАС признано правомерным. Вагоны для перевозки грузов по своей инфраструктуре ОАО "АК "ЖДЯ" приобретает у собственника ОАО "РЖД" по договору N 99 за плату, затраты, связанные с приобретением вагонов у сторонней организации, взимаются с пользователей услуг ж.д.транспорта по договорам об организации перевозок грузов, что соответствует статье 798 Гражданского кодекса РФ и статье 10 Устава железнодорожного транспорта РФ. УФАС не доказал, что обязательства перевозчика, соответствующие условиям перевозки, внесенным в накладную грузоотправителем, оплачивались не по установленным тарифам, а как-то иначе, то есть не подтвердил факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона РФ "О защите конкуренции". Установив, что пользование вагонами на местах необщего пользования не включается в провозные тарифы, УФАС сделало ошибочный вывод, что пользование вагонами при их перемещении по инфраструктуре общего пользования вообще не должно оплачиваться грузоотправителем. Плата, указанная в разделе 4 приложения N 1 к Договору N 40 М/АК от 01.01.2008 г. между ОАО АК "ЖДЯ" и ООО СП "Эрэл", аналогична не той плате за пользование вагонами, которая указана в статье 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, а той плате за пользование вагонами, которая указывается в нормативных правовых актах Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, и предназначена для того, чтобы грузоотправитель видел, сколько стоит перевозчику привлечение вагонов. Включить затраты вагонопользования в Тарифное руководство для ОАО АК "ЖДЯ" не представляется возможным (о чем поясняло ФСТ в своих письмах), поскольку установленная ставка ОАО "РЖД" в договоре N 99, является переменной величиной. Признав неправомерным взимание платы только за курсирование порожних вагонов, расчет штрафа УФАС произвело из суммы дохода в размере 586 644,60 рублей - платы за пользование вагонами за время их курсирования в порожнем и груженом состоянии.
ОАО АК "ЖДЯ", УФАС по Республике Саха (Якутия) и ООО СП "Эрэл" о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
УФАС по Республике Саха (Якутия) представило отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Открытое акционерное общество "Акционерное компания "Железные дороги Якутии" зарегистрировано в качестве юридического лица Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) 02 октября 1995 года, свидетельство о государственной регистрации N 1574. Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.10.2004г. N 122-т ОАО АК "ЖДЯ" включено в реестр субъектов естественных монополий, в раздел 1 "Железнодорожные перевозки".
01 января 2008 года ОАО АК "ЖДЯ" (дорога) и ООО СП "Эрэл" (Клиент) заключили договор N 40 М/АК об организации перевозок грузов и порядке расчетов, предметом договора является услуга по перевозке грузов по инфраструктуре ОАО АК "ЖДЯ".
ООО СП "Эрэл", полагая, что плата за пользование вагонами ОАО АК "ЖДЯ" за курсирование от станции Нербнгри-Грузовая до станции Чульбас (станция погрузки) завышена, обратилось 26.06.2008г. в УФАС по Республике Саха (Якутия) с заявлением о нарушении ОАО "ЖДЯ" антимонопольного законодательства и необходимости проверки обоснованности расчета стоимости пользования вагонами.
Приказом от 09.09.2008г. УФАС возбудило дело N 02-121/08А по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в отношении ОАО АК "Железные дороги Якутии", создало комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Материалы были рассмотрены 05 декабря 2008 года в отсутствие представителя ОАО АК "ЖДЯ", о времени и месте рассмотрения Общество было уведомлено телеграммой 04 декабря 2008 года. По результатам рассмотрения УФАС вынесло решение от 18 декабря 2008 года по делу N 02-121/08 о нарушении антимонопольного законодательства, которым признало ОАО АК "ЖДЯ" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", которое отправило Обществу 19 декабря 2009 года за исх.N 03/4714.
УФАС вынесло также предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 18 декабря 2008 года, пунктом 1 которого обязало ОАО АК "ЖДЯ" прекратить взимание с ООО СП "Эрэл" платы за пользование вагонами за время курсирования от станции Нерюнгри-грузовая до станции Чульбас, Теснистый, Денисовская при отсутствии от последнего заявок об оказании ОАО АК "ЖДЯ" дополнительных услуг, не входящих в единый перевозочный процесс;
пунктом 2 предписания обязало ОАО АК "ЖДЯ" прекратить взимать с грузоотправителей, грузополучателей плату за пользование вагонами за время курсирования от станции до станции выгрузки/погрузки при отсутствии от последних заявок об оказании ОАО АК "ЖДЯ" дополнительных услуг, не входящих в единый перевозочный процесс;
пунктом 3 предписания обязало ОАО АК "ЖДЯ" в десятидневный срок со дня получения предписания перечислить в федеральный бюджет доход, полученный в результате нарушения пункта 10 части 1 статьи10 Федерального закона "О защите конкуренции" в размере 586 644 рублей 60 копеек.
Предписания было направлено Обществу 19 декабря 2008 года за исх. N 03/4716.
Не согласившись с решением и предписанием Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Статьей 4 Закона N 147-ФЗ железнодорожные перевозки отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Заявитель является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке - железнодорожные перевозки.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 6 N 147-ФЗ перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Основы государственного регулирования тарифов на осуществляемые субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте на территории Российской Федерации железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 "Об утверждении положения об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте и правил предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте".
В соответствии с пунктом 5 указанного постановления государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте осуществляется путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, а также контроля за правильностью их применения.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 государственное регулирование тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении (в том числе на перевозки грузов по территории Российской Федерации в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении) осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.10.2007 N 263-т/ 1 утверждено Тарифное руководство "Тарифы, сборы и плата за услуги, связанные с перевозкой грузов и предоставлением услуг инфраструктуры, выполняемые ОАО АК "Железные дороги Якутии" и правила их применения" (далее -Тарифное руководство).
Тарифное руководство определяет тарифы, сборы и плату и правила их применения: за перевозки грузов, выполняемые ОАО АК "ЖДЯ" по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО АК "ЖДЯ", за услуги по использованию инфраструктуры ОАО АК "ЖДЯ". Указанные тарифы, сборы и плата применяются на всех участках инфраструктуры ОАО АК "ЖДЯ" широкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами ОАО АК "ЖДЯ".
ОАО АК "ЖДЯ" в спорный период на основании договора от 01.01.2008г. N 40 М/АК об организации перевозок грузов и порядке расчетов оказывало услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом ООО СП "Эрэл". Погрузка груза в вагоны для перевозки грузов ООО СП "Эрэл" по инфраструктуре ОАО АК "ЖДЯ" осуществлялась на станциях Денисовский, Чульбасс, Тенистый, что подтверждается памятками приема-сдачи на подачу и сборку вагонов. Перевозка грузов осуществлялась ОАО АК "ЖДЯ" в вагонах парка ОАО "РЖД", полученных ОАО АК "ЖДЯ" от ОАО "РЖД" на основании договора N 99 от 12 марта 2007 года об условиях совестного использования парка грузовых вагонов и контейнеров при перевозке грузов, порядке распределения доходов от их использования, обеспечения сохранности вагонного и контейнерного парков.
Договор от 12 марта 2007 года N 99 заключен во исполнение пункта 8 статьи 1 Соглашения "Об осуществлении деятельности по организации перевозок грузов в грузовых вагонах и контейнерах в прямом сообщении между ОАО "РЖД" и ОАО АК "ЖДЯ". Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что принимающая сторона оплачивает сдающей стороне плату за пользование грузовыми вагонами и контейнерами ее собственности. Оплата производиться по ставкам, приведенным в приложении N2 к договору. Согласно пункту 7.3 договора плата за пользование грузовыми вагонами, контейнерами начисляется за время их нахождения на стороне - пользователе грузовыми вагонами с момента приема до момента возврата. Вагоны парка ОАО "РЖД" передаются ОАО АК "ЖДЯ" на станции Нерюнгри-грузовая и доставляются заявителем до станций Денисовский, Чульбас, Тенистый для погрузки.
Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 02.05.2006г. N 54 "О железнодорожной линии ОАО "АК "Железные дороги Якутии" исключены из перечня строящихся железнодорожных линий линия Нерюнгри Грузовая - Алдан, внесены в перечень раздельных пунктов железнодорожные станции, в том числе Денисовская, Чульбасс, Тенистый.
Таким образом, железнодорожные пути от станции Нерюнгри-грузовая до станций Денисовский, Чульбас, Тенистый в спорный период являлись железнодорожными путями общего пользования, входящими в инфраструктуру ОАО АК "ЖДЯ"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом осуществляются соответственно в вагонах и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц.
Согласно статье 11 Устава для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка).
В соответствии со статьей 12 Устава форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления, форма учетной карточки для учета выполнения заявки, порядок ее ведения и оформления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 N 21 утверждены Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом".
Согласно Порядка заполнения заявки на перевозку грузов (приложение N 2 к Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом) в строке "Принадлежность" указывается признак принадлежности вагона, контейнера: в случае, если вагоны, контейнеры принадлежат перевозчику, которому подается заявка, -"П"; в случае, если вагоны, контейнеры принадлежат на праве собственности или иных законных основаниях грузоотправителю, грузополучателю или иным лицам (за исключением перевозчика, которому подается заявка), - "С"; в случае, если вагоны, контейнеры арендованы у перевозчика, которому представляется заявка, - "А".
В заявке на перевозку грузов ООО СП "Эрэл" за период с 28.02.2008г. по 15.03.2008г. в строке "принадлежность" указан признак принадлежности вагона "П". Такой же признак принадлежности вагонов указан и в других заявках ООО СП "Эрэл".
Таким образом, груз для ООО СП "Эрэл" перевозился не в собственных вагонах грузоотправителя, а также не в вагонах, арендованных им для этой цели у третьих лиц, а в вагонах перевозчика ОАО АК "ЖДЯ".
Статьями 39 и 62 Устава определено время условия, при наличии которых перевозчику вносится плата за пользование вагонами на железнодорожных путях общего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Из указанных норм Устава следует, что время курсирования вагонов от станции до станции погрузки/ выгрузки не входит в плату за пользование вагонами.
Случаи, когда перевозчик может потребовать от грузоотправителя компенсации расходов за пробег порожних вагонов на железнодорожную станцию, предусмотрены статьей 40 Устава - отказ от погрузки вагонов, прибывших под погрузку. Под указанный случай спорные отношения ОАО АК "ЖДЯ" и ООО СП "Эрэл" не подпадают.
Заключение отдельных договоров на подачу перевозчиком вагонов грузоотправителю Уставом не предусмотрено. Поэтому факт подписания ООО СП "Эрэл" приложения N 1 к договору N 40М/АК "Сборы за работы и услуги, которые выполняются по просьбе грузоотправителя (грузополучателя), цены, на которые не опубликованы в тарифных руководствах, с оплатой по соглашению сторон", содержащего раздел 4 "Плата за пользование вагонами парка ОАО "РЖД" за время курсирования от станции Нерюнгри-Грузовая со станции выгрузки и обратно", не означает заключение ООО СП "Эрэл" отдельного договора с ОАО АК "ЖДЯ" на подачу вагонов.
Пунктом 3 статьи 790 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
В соответствии с абзацем 5 статьи 10 Устава работы и услуги, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также работы, которые выполняются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков и цены на которые указаны в тарифном руководстве, оплачиваются по соглашению сторон.
Но в соответствие с пунктом 1 статьи 791 Гражданского кодекса РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Договором N 40 М/АК от 01 января 2008 года установлена обязанность ОАО АК "ЖДЯ" осуществлять перевозку грузов на инфраструктуре ОАО АК "ЖДЯ" с выполнением операций по приему (передаче) от (на) иных инфраструктур при соблюдении условий перевозки и сроков доставки грузов, оформленных в прямом сообщении, а также при наличии согласованной ОАО АК "ЖДЯ" заявки на перевозку грузов формы ГУ-12 производить подачу технически и коммерчески исправных вагонов и уборку их после окончания грузовых операций.
Таким образом, из положений статьи 791 Гражданского кодекса РФ и договора у ОАО АК "ЖДЯ" как перевозчика возникает обязанность подать отправителю груза ООО СП "Эрэл" транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Таким образом, поставка (подача) отравителю грузов вагонов является неотъемлемой частью процесса перевозки грузов, входит в единый перевозочный процесс, не является дополнительной услугой, не подлежит дополнительной оплате, и оплата их охватывается тарифом, установленным Тарифным руководством.
Из письма ОАО АК "ЖДЯ" от 26.02.2008г. N 1м/304 усматривается, что ОАО АК "ЖДЯ", устанавливая сверх тарифа плату за пользование вагонами парка ОАО "РЖД" за время курсирования от станции Нерюнгри-Грузовая со станции выгрузки и обратно, компенсирует за счет грузоотправителя затраты на пользование вагонами парка ОАО "РЖД", обосновывая это тем, что затраты перевозчика по аренде вагонов у ОАО "РЖД" не включены в Тарифное руководство и поэтом должны быть компенсированы заявителю за счет грузоотправителей. Вывод суда о том, что указанные действия ОАО АК "ЖДЯ" неправомерны, является правильным.
Факт несения расходов ОАО "АК "ЖДЯ" по аренде и содержанию вагонов подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующим в деле. ОАО АК "ЖДЯ" не имеет собственного парка вагонов, поэтому указанные затраты носят постоянный характер. Тарифным руководством, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 23.10.2007 N 263-т/1 размер платы за пользование вагонами или размер сборов на содержание вагонов не установлены. Согласно письму ФСТ России от 01.12.2008г. N 10-1867 расходы по содержанию и эксплуатации вагонного парка в расчетную базу не включались в связи с отсутствием у ОАО АК "ЖДЯ" собственных или арендованных вагонов на момент утверждения Тарифного руководства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Из указанного следует, что затраты связанные с перевозочным процессом и неотъемлемые от перевозочного процесса должны быть составляющей себестоимости услуги по перевозке груза не могут устанавливаться на договорной основе.
В соответствии с пунктом 4 Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте основывается на определенных принципах, в том числе: возмещение экономически обоснованных затрат субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте с учетом ежегодно устанавливаемых Правительством Российской Федерации уровней тарифов; распределение эксплуатационных расходов по видам перевозок; обеспечение гласности принятия решений по вопросам государственного регулирования тарифов, в том числе по вопросам установления и изменения уровня тарифов и правил применения тарифов.
Пунктом 7 Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 787 для определения (установления) тарифов на железнодорожном транспорте (кроме исключительных тарифов) в Федеральную службу по тарифам или Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией представляются следующие материалы: а) расчет предлагаемого уровня тарифов; б) сводные бухгалтерские балансы субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте; в) расчет изменения затрат по элементам расходов, включая их постатейное обоснование, исходя из следующих показателей: состав затрат, установленный законодательством Российской Федерации; нормы и нормативы затрат; прогнозируемое изменение цен на продукцию (услуги), потребляемую субъектами естественной монополии на железнодорожном транспорте; мероприятий по сокращению издержек субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте; мероприятий по повышению эффективности использования производственного персонала субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте; г) расчеты (в том числе их обоснование) показателей деятельности и размера прибыли субъектов естественной монополии на железнодорожном транспорте, прогнозируемых на рассматриваемый период регулирования.
Таким образом, представление субъектом естественной монополии расчета затрат в ФТС для определения (установления) тарифов является обязанностью ОАО АК "ЖДЯ" и взыскание указанных затрат сверх тарифов с грузоотправителей противоречит принципам государственное регулирование тарифов на железнодорожном транспорте.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказательства антимонопольным органом.
Согласно представленным УФАС по Республике Саха (Якутия) расчетам дохода, полученного ОАО АК "ЖДЯ" в результате нарушения антимонопольного законодательства, и счетам фактурам N 67 от 10 января 2008 г.,., N 148 от 20 января 2008 г., N 286 от 31 января 2008 г., N 324 от 10 февраля 2008 г., N 568 от 20 февраля 2008 г., N 640 от 29 февраля 2008 г., N 766 от 10 марта 2008 г., 929 от 31 марта 2008 г., N 1555 от 30 апреля 2008 г. и N 2076 от 30 июня 2008 г. подтверждается правильность определения дохода в размере 586 644 рубля и невключение в него оплаты за время курсирования вагонов в груженом состоянии.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года по делу N А58-823/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Акционерная компания "Железные дороги Якутии" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Н.В.Клочкова |
Судьи |
Э.В Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-823/09
Заявитель: ОАО АК "Железные дороги Якутии"
Ответчик: УФАС по РС (Я)
Третье лицо: ООО СП "Эрэл"