г. Чита |
Дело N А10-1313/08 |
"11" ноября 2008 г.
04АП-3079/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Войсковой части N 46108 на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2008 года по делу N А10-1313/08 по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия к Войсковой части N 46108 о взыскании 1924771 руб. 69 коп.
(суд первой инстанции судья Пунцукова А. Т.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Мункуева Е. С. - представитель по доверенности N 02-5 от 14.01.2008 г.;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - Улан-Удэнская КЭЧ: не явился.
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Бурятия (далее налоговый орган) обратилась в суд с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к Войсковой части N 46108 о взыскании 1924771 руб. 69 коп., из которых 1176338 руб. - сумма неуплаченных налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, 342456 руб. 09 коп. - пени за несвоевременную уплату налогов и 405968 руб. 60 коп. - штрафные санкции.
Решением суда первой инстанции от 07.08.2008 г. заявленные требования налогового органа удовлетворены частично. С Войсковой части N 46108 взыскано 1611257 руб. 97 коп., из которых, 123576 руб. - налог на добавленную стоимость, 836877 руб. - единый социальный налог, 164769 руб. - налог на прибыль, 336035 руб. 97 коп. - пени и 100000 руб. - штрафные санкции.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований налогового органа послужил вывод суда о правомерном доначислении налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 123576 руб., единого социального налога в сумме 836877 руб., налога на прибыль в сумме 164769 руб., соответствующих сумм пени и штрафных санкций в размере 100000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Войсковая часть N 46108 обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 123576 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 6412 руб. 29 коп., налога на прибыль в сумме 164769 руб. пени по налогу на прибыль в сумме 38174 руб. 85 коп., единого социального налога в сумме 836877 руб. и пени по единому социальному налогу в сумме 173842 руб. 61 коп., в связи с неправильным применением судом норм материального права. Поскольку военные учреждения, получившие средства от общежитий и гостиниц, находящихся в ведении МО РФ, освобождаются от уплаты налогов и должны использовать данные средства на содержание общежитий, гостиниц и иные цели согласно предназначению в соответствии со сметами доходов и расходов. По ЕСН оправдательные документы были сданы в архив в связи с расформированием войсковых частей.
Представитель налогового органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признала, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции
Третье лицо - Улан-Удэнская КЭЧ, отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ, в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности Войсковой части N 46108 по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2004 г. по 31.10.2007 г.
По результатам выездной налоговой проверки составлен Акт N 0318-08-15-110 от 07.12.2007 г. согласно которому, налогоплательщиком не включены в объект налогообложения услуги гостиницы и содержанию детей в дошкольных учреждениях в сумме 970490 руб., не исчислен НДС в сумме 174692 руб., не уплачен единый социальный налога в сумме 836877 руб. В проверяемом периоде налогоплательщик оказывал платные услуги по проживанию в гостинице. Налоговая база по налогу на прибыль от коммерческой деятельности составила за 2004 г. - 258454 руб., за 2005 г. - 428084 руб. В результате неуплачен налога на прибыль в сумме 164769 руб., в том числе за 2004 г. в сумме 62029 руб., за 2005 г. в сумме 102740 руб.
На основании результатов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа принято Решение N 0318-08-15-109 от 29.12.2007 г. о привлечении Войсковой части N 46108 к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в сумме 131761 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 26318 руб. 40 коп., по налогу на прибыль в сумме 35166 руб. и начислены пени по налогу на прибыль в сумме 38174 руб. 85 коп., по ЕСН в сумме 173842 руб. 61 коп., по НДС в сумме 55070 руб. 84 коп.
На основании указанного решения, налоговый орган направил в адрес Войсковой части N 46108 Требования NN 708, 709 от 12.02.2008 г. об уплате недоимки, пени и штрафных санкций, которое налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил, что явилось основанием для обращения налогового органа с иском в суд
В соответствии со ст. 246 НК РФ Войсковой части N 46108 является плательщиком налога на прибыль.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со ст. 321.1 НК РФ, налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях настоящей главы иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Согласно п. 1, 3 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса. Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг)) в их оплату.
Из представленных в дело документов следует, что Войсковой частью 46108 представлены налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев за 2004 г., 2005 г., 2006 г. с нулевыми показателями.
Проверкой установлено, что в 2004 г. доходы от услуг по проживанию в гостинице, составили - 258454 руб., в 2005 г. - 428084 руб.
В соответствии со ст. 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса. Если иное не установлено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
В нарушение указанной нормы права, Войсковая часть 46108 не исчислила и не уплатила налог на прибыль в сумме 164769 руб., в том числе за 2004 г. в сумме 62029 руб., за 2005 г. в сумме 102740 руб.
Каких либо доказательств, подтверждающих расходы налогоплательщика по содержанию гостиницы в 2004 г., 2005 г. Войсковой частью 46108 не представлены. Представленные же реестры расходов гостиницы "Россия" за 2004 г., 2005 г., по начислению заработной платы, судом первой инстанции не приняты правомерно, поскольку, в соответствии со сметой доходов и расходов, получаемых бюджетным учреждением Сибирского военного округа в осуществлении разрешенной законодательством РФ деятельности в 2005 г. ОФК по Селенгинскому району РБ (войсковая часть 46108 лицевой счет 06187586400), утвержденной командиром части Воронковым В. Е., начисление заработной платы в расходы не включено.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании с Войсковой части 46108 неуплаченного налога на прибыль в сумме 164769 руб. и пени за неуплату налога в сумме 38174 руб. 85 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 235 НК РФ Войсковая часть 46108 является плательщиком единого социального налога.
Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ, в редакции, действовавшей в проверяемый период, в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В нарушение указанной нормы права, налогоплательщик:
- за 1 квартал 2004 г. не правильно исчислил ежемесячный авансовый платеж по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, тем самым, занизив налоговую базу за январь 2004 г. в сумме 1474 руб.;
- за 1 квартала 2005 г. по итогам каждого календарного месяца неверно произвел исчисление ежемесячного авансового платежа по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, тем самым, занизив налоговую базу за январь в сумме 546620 руб., за февраль на сумму 546620 руб.
В результате, сумма неуплаченных авансовых платежей составила: за 1 квартал 2004 г. - 525 руб., за январь 2005 г. - 109342 руб., за март 2005 г. - 1 руб.
Согласно представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за 2005 г., налоговая база по единому социальному налогу составила 7494772 руб., в том числе за последние три месяца в сумме 2385571 руб. Начислено авансовых платежей за отчетный период в сумме 620249 руб.
В ходе налоговой проверки установлено, что налоговая база с октября по декабрь 2005 года составила 2385 571 руб.
В нарушение п. 3 ст. 243 НК РФ Войсковая часть 46108 по итогам каждого календарного месяца - с октября по декабрь 2005 г. неверно произвела исчисление ежемесячного авансового платежа по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, занизив налоговую базу за октябрь 2005 г. на 434124 руб., за ноябрь на 335571 руб., за декабрь на 98553 руб. Кроме того, налогоплательщик неверно произвел исчисление ежемесячного авансового платежа в течение 3 квартала 2006 г. с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца и ставки налога, исходя из величины выплат и иных вознаграждений. В результате чего, налоговая база за сентябрь 2006 г. занижена на 684 руб.
В результате, сумма неуплаченных авансовых платежей за сентябрь 2006 г. составила 178 руб.
В соответствии с п. 2, ч. 4 п. 3, ст. 243 НК РФ, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В нарушение указанных норм права Войсковой частью 46108 неправомерно уменьшен единый социальный налог в Федеральный бюджет на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 54380 руб.
В результате вышеуказанных нарушений, сумма неуплаченного налогоплательщиком единого социального налога за 2004 г. - 2006 г. составила 836877 руб.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании с Войсковой части 46108 неуплаченного единого социального налога в сумме 836877 руб. и пени за неуплату налога в сумме 173842 руб. 61 коп.
В соответствии со ст. 143 НК РФ Войсковая часть 46108 является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются, среди прочих, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Из представленных в материалы дела документов следует, что в 2004 г. -2005 г. Войсковой частью 46108 были представлены в налоговый орган налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость с нулевым исчислением налога к уплате в бюджет.
Согласно данным главных книг, в них отражено поступление выручки от услуг за проживание в гостинице за 2004 г. в сумме 258434 руб. и за 2005 г. в сумме 428084 руб.
В нарушение закона Войсковой частью 46108 указанные суммы выручки не включены в объект налогообложения.
В результате чего неуплаченного налог на добавленную стоимость составила за 2004 г. - 46521 руб., за 2005 г. - 77055 руб.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании с Войсковой части 46108 неуплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 123576 руб. и пени в сумме 6412 руб. 29 коп.
С учетом всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана полная и всесторонняя оценка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2008 года по делу N А10-1313/08, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 7 августа 2008 года по делу N А10-1313/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1313/08
Истец: Межрайонная ИФНС N3 по Республике Бурятия
Ответчик: Войсковая часть N46108
Третье лицо: Улан-Удэнская КЭЧ района Сибво МО РФ
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3079/08