"27" августа 2009 г. |
Дело N А78-1911/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменёва Г.Г., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Дастин" и Читинской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 5 июня 2009 года по делу N А78-1911/2009 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Дастин" к Читинской таможне об оспаривании действий по отказу в возврате излишне уплаченных таможенных сборов и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные сборы за таможенное оформление в сумме 339000 рублей
(суд первой инстанции: Литвинцев А.Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Игноватова П.П., представителя по доверенности от 02.02.2009,
от таможенного органа - Кайгородовой И.В., представителя по доверенности от 10.03.2009 N 06-14/02414,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дастин" (далее - Общество, ООО "Дастин") обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Читинской таможне (далее - таможня, таможенный орган):
-о признании незаконными действий таможни, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических декларации в сумме 339000 руб.;
-обязании таможни произвести возврат Обществу излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление полных периодических декларации в сумме 339000 руб.
Решением Арбитражного суда Читинской области от 5 июня 2009 года заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Действия Читинской таможни, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенного сбора за таможенное оформление при подаче полных периодических таможенных деклараций в размере 265500 руб., признаны незаконными как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции обязал Читинскую таможню произвести возврат ООО "Дастин" излишне уплаченных сумм таможенного сбора в размере 265500 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Частично удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия таможни, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенного сбора за таможенное оформление при подаче полных периодических таможенных деклараций, противоречат требованиям статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, и поскольку Обществом таможенные сборы за таможенное оформление уплачивались дважды - при подаче как временных, так и полных периодических таможенных деклараций, имеются основания для возврата Обществу излишне уплаченных таможенных сборов.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции руководствовался тем, что Обществом неверно исчислена сумма сборов, подлежащая зачету, поскольку таможенные сборы за таможенное оформление должны рассчитываться исходя из действительной таможенной стоимости товаров, которая в рассматриваемом случае была определена только при подаче полных периодических таможенных деклараций.
Общество и таможня, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловали его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что, представив временные периодические таможенные декларации и уплатив таможенные сборы за таможенное оформление, Общество полностью исполнило обязанность по уплате названных сборов, предусмотренную подпунктом 1 пункта 1 статьи 357.7 Таможенного кодекса.
С учетом уточнения предмета апелляционного обжалования, Общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Таможня просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Общества, в остальной части решение суда оставить без изменения. Таможня в апелляционной жалобе считает, что подача временной и полной таможенных деклараций представляет собой не единый порядок декларирования, а единый порядок таможенного оформления, в рамках которых имеет место два самостоятельных факта декларирования, в связи с чем таможенные сборы должны уплачиваться при подаче каждой из названных таможенных деклараций. По мнению таможни, таможенным законодательством не предусмотрены какие-либо исключения из общих правил, касающиеся уплаты таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации, в связи с чем при уплате таможенных сборов за таможенное оформление при подаче полной таможенной декларации не происходит факта их излишней уплаты ввиду установления такой обязанности нормами Таможенного кодекса Российской Федерации. В связи с этим, оснований для возврата уплаченных сборов за таможенное оформление полных периодических деклараций не имеется.
Отзывы на апелляционные жалобы не представлены.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представили сторон в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 2007 по 2008 годы Общество осуществляло экспорт товаров и применяло процедуру периодического таможенного декларирования.
При подаче 45 временных периодических деклараций Общество уплатило таможенные сборы за таможенное оформление в сумме 265500 руб. путем списания таможней авансовых платежей с лицевого счета Общества.
После вывоза заявленного на экспорт товара Общество подало полные периодические таможенные декларации, по которым из авансовых платежей Общества таможня удержала таможенные сборы в сумме 339000 руб.
Уплата таможенных сборов за таможенное оформление в указанных размерах подтверждается имеющимися в материалах дела платежными документами и таможней по существу не оспаривается.
12 марта 2009 года Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных сборов, исчисленных за оформление полных периодических таможенных деклараций, в сумме 339000 руб. (том 1, л.д. 16)
Письмом от 30 марта 2009 года N 17-01-16/03190 таможенный орган отказал Обществу в возврате таможенного сбора, указав на отсутствие для этого правовых оснований (том 1, л.д. 17)
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности действий таможни, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенного сбора за таможенное оформление при подаче полных периодических таможенных деклараций, правильными, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным данным Кодексом для возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
В свою очередь, в соответствии с пунктами 1-5 и 9 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет, указанный в заявлении о возврате.
Таможенный кодекс Российской Федерации относит таможенные сборы, наряду с ввозной и вывозной таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизом, взимаемыми при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенным платежам, которые взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 318), и в общем виде устанавливает их основные элементы: плательщиков, порядок исчисления, сроки, порядок и формы уплаты (статьи 357.3, 357.5, 357.6 и 357.7). Что касается ставок такого вида таможенных сборов, как таможенные сборы за таможенное оформление, то согласно пункту 1 статьи 357.10 Таможенного кодекса Российской Федерации они устанавливаются Правительством Российской Федерации, однако размер таможенного сбора за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может быть более 100 000 рублей.
В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление определены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление".
Согласно подпункту 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 631-О-О указано, что таможенный сбор за таможенное оформление является индивидуальным возмездным платежом, взимаемым за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Указанная декларация подается не ранее чем за 15 дней до начала периода, в течение которого согласно декларации предполагается вывозить российские товары, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)", в силу пунктов 1 и 2 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных этим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В рассматриваемом случае Общество в 2007-2008 годах применяло временное периодическое декларирование экспортируемых товаров.
По смыслу статьи 60 Таможенного кодекса Российской Федерации в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных данным Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.
Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Соответствующая правовая позиция высказана в пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 631-О-О.
Из этого же исходит и правоприменительная практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 июля 2008 года N 4574/08 указано, что по делу о признании недействующим пункта 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление" Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24 мая 2006 года N ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 3 августа 2006 года N КАС06-267 отметил: подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.
С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление" обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.
Согласно статье 60 Таможенного кодекса при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Следовательно, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Официальное толкование данной правовой позиции содержится в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июля 2009 года N ВАС-С03/УП-1381, в котором указано, что сумма таможенных сборов при периодическом временном декларировании уплачивается однократно. Уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции представители Общества и таможни пояснили, что у них нет разногласий по суммам таможенных сборов за таможенное оформление, уплаченным Обществом при подаче в 2007-2008 годах временных периодических таможенных деклараций и полных периодических таможенных деклараций.
Учитывая перечисленные положения Таможенного кодекса Российской Федерации, а также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что при подаче полных периодических таможенных деклараций Обществом излишне уплачены таможенные сборы за таможенное оформление.
Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка таможни на Постановление Правительства РФ от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N 863", в соответствии с которым предусмотрено, что при таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации, поскольку названное Постановление Правительства РФ вступило в силу 25 марта 2009 года.
В силу пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Вместе с тем, судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что возврату подлежит только сумма таможенного сбора, уплаченного Обществом при подаче полных таможенных деклараций, в размере, превышающем сумму таможенного сбора, исчисленного из действительной стоимости товара, вывезенного Обществом с таможенной территории РФ.
Судом первой инстанции не учтена правовая природа рассматриваемого таможенного сбора как индивидуального возмездного платежа, взимаемого за совершение таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением перемещаемых через таможенную границу товаров, в том числе при периодическом временном декларировании российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.
При этом в вышеприведенном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Следовательно, уплатив при подаче временных периодических таможенных деклараций таможенные сборы за таможенное оформление, Общество не обязано было уплачивать эти сборы при подаче полных периодических таможенных деклараций. То есть излишне уплаченными таможенными сборами в рассматриваемом случае должны считаться именно таможенные сборы за таможенное оформление, уплаченные при подаче полных периодических таможенных деклараций (в полном объеме).
При этом суд апелляционной инстанции учитывает также положения пункта 6 статьи 138 и пункта 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 этой статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 данного Кодекса.
Напротив, пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Таким образом, при изменении сведений, заявленных во временной периодической таможенной декларации, в том числе о количестве вывозимых товаров, их таможенной стоимости (оценки), доплачиваются или возвращаются только вывозные таможенные пошлины. В аналогичном случае дополнительное взыскание либо возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится, что обусловлено раскрытой выше правовой природой этих сборов.
При таких обстоятельствах, правовом регулировании и правоприменительной практике суд апелляционной инстанции считает, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Апелляционная жалоба Читинской таможни подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
На основании частей 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. По таким же правилам распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Платежным поручением N 12 от 16.06.2009 Общество уплатило государственную пошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Общества с таможни в пользу Общества подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 5 июня 2009 года по делу N А78-1911/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Читинской области от 5 июня 2009 года по делу N А78-1911/2009 в части отказа в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Дастин" отменить.
В отмененной части принять новый судебный акт.
Признать незаконными действия Читинской таможни, выразившиеся в отказе произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенного сбора за таможенное оформление при подаче полных периодических деклараций в размере 73500 руб., как несоответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации.
Обязать Читинскую таможню произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью "Дастин" излишне уплаченных сумм таможенных сборов в размере 73500 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Читинской области по указанному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Читинской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Читинской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Дастин" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1911/09
Заявитель: ООО "Дастин"
Ответчик: Читинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2454/09