г. Чита |
Дело N А19-17082/08 |
"29" июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Е.В.Желтоухова, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Першиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Общества с ограниченной ответственностью "Земля Сибири" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2009 года по делу N А19-17082/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Земля Сибири" к Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования о признании недействительным постановления и.о.мэра Усольского районного муниципального образования N 471 от 01 сентября 2008 года, незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.);
при участии в судебном заседании:
от заявителя ООО "Земля Сибири": не было;
от заинтересованного лица Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования: не было;
от третьего лица Закрытого акционерного общества "Тельминское": не было;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Земля Сибири" (далее - ООО "Земля Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования (далее - Администрация муниципального образования) с требованиями, измененными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит признать недействительным постановления и.о. мэра Усольского районного муниципального образования N 471 от 01 сентября 2008 года "О предоставлении земельных участков в аренду ЗАО "Тельминское" для ведения сельскохозяйственного производства", незаконным решения об отказе, изложенное в письме от 17 октября 2008 года (исх.N43/2129), в предоставлении ООО "Земля Сибири" земельного участка площадью 1300 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Иркутская область Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, - и обязать предоставить Обществу в аренду земельный участок площадью 1400 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Иркутская область, Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, - в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Определением от 29 декабря 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено закрытое акционерное общество "Тельминское" (далее - ЗАО "Тельминское").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2009 года в удовлетворении заявленных Обществом требований полностью отказано. Как следует из судебного акта основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что постановление N 471 от 01 сентября 2008 года и решение об отказе от 17 октября 2008 года не нарушают нормы действующего законодательства.
Заявитель ООО "Земля Сибири" не согласившись с решением суда, обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что Общество обращалось в Администрацию муниципального образования с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка 30 апреля 2008 года и 07 октября 2008 года, и предоставило 25 августа 2008 года на него кадастровый план, однако без проведения торгов постановлением N 471 от 01 сентября 2008 года земельный участок был предоставлен ЗАО "Тельминское". Считает, что оспариваемые постановление мэра и решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствуют пункту 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) в части не проведения торгов при наличии двух заявлений, нарушают установленный пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принцип справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка, а также право и законные интересы Общества на получение для занятия предпринимательской деятельностью указанного земельного участка в аренду.
Заявитель ООО "Земля Сибири", заинтересованное лицо Администрация муниципального образования и третье лицо ЗАО "Тельминское" о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования по доверенности Жежерун Ю.Б. и директор ЗАО "Тельминское" представили отзывы, в которых считают доводы жалобы несостоятельными, а выводы суда законными и обоснованными, просят отказать ООО "Земля Сибири" в удовлетворении апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ООО "Земля Сибири" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20 февраля 2007 года за основным государственным регистрационным номером 1073819000221.
Согласно Устава Общество создано в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и другой продукции, товаров и услуг, осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: овощеводство, растениеводство, животноводство.
30 апреля 2008 года Общество обратилось в Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования с заявлением о выделении для сельскохозяйственных нужд земельного участка площадью 1300 га, расположенного в районе с.Цейлот, с гарантией оплаты в срок аренды земли. Заявление было зарегистрировано за входящим N 6-24-32.
25 июня 2008 года в газете "Усольские новости и мировые репортажи", в которой на основании договора N 33 от 06 марта 2008 года Администрация муниципального образования размещает информационные материалы, было опубликовано извещение о планируемом Администрацией предоставлении земельного участка площадью 1400 га из земель сельскохозяйственного назначения, из фонда перераспределения земель, для ведения сельскохозяйственного производства, находящегося по адресу: Иркутская область Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты. Заявления и предложения по поводу планируемого предоставления земельного участка было предложено направлять в течение месяца со дня опубликования объявления.
Постановлением и.о. мэра Усольского районного муниципального образования N 471 от 01 сентября 2008 года земельные участки площадью 1400 га из земель сельскохозяйственного назначения (900 га пашни, 500 га пастбища), находящиеся по адресу: Иркутская область, Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, - был предоставлен ЗАО "Тельменское", на основании его заявления от 02 июля 2008 года, в аренду сроком на 49 лет для ведения сельскохозяйственного производства.
В связи с неполучением ответа на заявление от 30 апреля 2008 года Общество 05 сентября 2008 года обратилось к Мэру Усольского района и просило дать на заявление ответ в кратчайшие сроки. В ответ на это заявление и.о.мэра Усольского района Буда Т.А. предложил 29 сентября 2008 года (исх.N . 43/2062) Обществу уточнить месторасположение испрашиваемого земельного участка на картографическом материале, а также указать цель использования земельного участка, в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ.
Общество 07 октября 2008 года представило Мэру заявление, в котором просило предоставить в аренду сроком на 9 лет земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства общей площадью 1773 га, картографический план земельного участка и две выписки из государственного земельного кадастра.
Письмом N 43/2192 от 17 октября 2008 года и.о. мэра отказал заявителю в предоставлении земельного участка, сославшись на предоставление его в аренду ЗАО "Тельминское".
Действующим законодательством установлена определенная процедура передачи в аренду находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, собственность на которые не разграничена, из земель сельскохозяйственного назначения. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что эта процедура Администрацией муниципального образования при рассмотрении обращения Общества была нарушена, а вывод суда первой инстанции, что постановление N 471 от 01 сентября 2008 года о предоставлении спорного земельного участка в аренду ЗАО "Тельменское" и отказ в связи с этим в предоставлении земельного участка заявителю не нарушают нормы действующего законодательства, не соответствует установленным фактическим обстоятельствам и нормам материального права, что в силу пункта 3 и пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда в указанной части.
Согласно выписок из государственного земельного кадастра от 21 июля 2008 года у субъекта Российской Федерации - Иркутской области право собственности на спорный земельный участок отсутствует, следовательно, орган местного самоуправления Усольского района Иркутской области вправе был в спорный период в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) распоряжаться этим земельным участком.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 101-ФЗ в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи (нормы пункта 5 к настоящему спору не применимы).
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно статьи 8 Закона Иркутской области от 18 ноября 2003 года N 53-оз "О земельных отношениях, возникающих при обороте земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области", действовавшего на 25 июня 2008 года (утратил силу с 23.10.2008 года на основании Закона Иркутской области от 07.10.2008г N 69-оз), предусмотренные федеральным законодательством обязательные сообщения подлежат опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти области, а также в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Средством массовой информации, являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Иркутской области в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 41 Закона Иркутской области от 17 января 1997 года N 4-оз "О законах и иных областных нормативных правовых актах" являются газета "Областная" и Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. В указанных средствах массовой информации Администрация муниципального образования сообщение о предполагаемой передаче в аренду спорного земельного участка не опубликовала.
Доводы представителя Администрации муниципального образования о не размещении в средстве массовой информации субъекта Российской Федерации информации о предлагаемой передаче в аренду земельного участка, в связи с тем, что на момент публикации сообщения (25 июня 2008 года) средство массовой информации, предназначенное для обнародования правовых актов органов государственной власти и муниципальных правовых актов вновь образованного субъекта Иркутской области определено не было, а также в силу отсутствия договора с печатными средствами массовой информации, определенными для обнародования правовых актов органов государственной власти Иркутской области, подлежат отклонению.
Закон Иркутской области от 17 января 1997 года N 4-оз "О законах и иных областных нормативных правовых актах" на 25 июня 2008 года не был признан утратившим силу, новый нормативный правовой акт о законах и иных областных нормативных правовых актах нового субъекта Иркутской области принят также не был, положения статьи 41 названного Закона Уставу, законам и иным правовым актам нового субъекта Российской Федерации не противоречили, поэтому в силу статьи 18 Федерального Конституционного Закона от 15 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа" положения статьи 41 названного Закона Иркутской области являлись действующими.
Для выполнения обязанности по обеспечению управления и распоряжения земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ) Администрация муниципального образования должна была обеспечить опубликование о предполагаемой передаче в аренду спорного земельного участка в газете "Областная" или Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области, однако этого не сделала.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что не опубликование Администрацией муниципального образования в газете "Областная" или Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области сообщения о предполагаемой передаче спорного земельного участка в аренду, само по себе права заявителя не нарушило, так как именно обращение заявителя инициировало процесс передачи земельного участка в аренду, и Общество ознакомилось с указанным сообщением в газете "Усольские новости и мировые репортажи", что представитель заявителя Пашкова Э.Р. подтвердила в судебном заседании 24 марта 2009 года.
В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, которые в силу статьи 10 Закона N 101-ФЗ подлежали применению при рассмотрении заявления Общества от 30 апреля 2008 года (а не нормы статьи 36 Земельного кодекса РФ как указано в отзыве ЗАО "Тельминское"), граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Заявление Общества от 30 апреля 2008 года о предоставлении спорного земельного участка было подано первым и его содержание соответствует положениям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2007г N 257-ФЗ): цель использования - "для сельскохозяйственных нужд", предполагаемый размер - "1300га", местоположение - "в районе с.Цейлот", испрашиваемое право - аренда, что подтверждается записью: "оплату аренды земли гарантирую в срок". Суд апелляционной инстанции считает, что искажение в заявлении наименования населенного пункта, который называется "с.Целоты", с учетом того, что населенный пункт "с.Цейлот" на территории Усольского района отсутствует, и Администрация муниципального образования не отказывала Обществу в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием на территории района населенного пункта с.Цейлот, не является обстоятельством, не позволившим органу местного самоуправления определить действительное местоположение испрашиваемого Обществом земельного участка.
Требования об обязательном представлении с заявлением картографического плана испрашиваемого земельного участка действующее законодательство не содержит. Доказательства поступления до 30 апреля 2008 года заявлений от иных юридических лиц или граждан на предоставление земельных участков в районе с.Целоты для сельскохозяйственных нужд Администрация муниципального образования не представила.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что публикация сообщения о предполагаемой передаче в аренду спорного земельного участка в газете "Усольские новости и мировые репортажи" была осуществлена в связи с поступлением заявления Общества от 30 апреля 2008 года.
С учетом того, что в силу закона в заявлении указывается предполагаемый размер земельного участка, а право на уточнение размера и определение границы земельного участка в ходе процедуры предоставления его в аренду принадлежит органу местного самоуправления (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ), не совпадение размера запрошенного Обществом в заявлении от 30 апреля 2008 года земельного участка с тем, что был предложен в аренду в сообщении от 25 июня 2008 года, не является основанием для исключения Общества из числа претендентов на заключение договора аренды на спорный земельный участок.
Из содержания пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и иных положений Земельного кодекса РФ и Закона N101-ФЗ не следует, что лицо, заявление которого послужило основанием для опубликования в средствах массовой информации сообщения о предполагаемой передаче земельного участка в аренду, обязано повторно подавать заявление на предоставление земельного участка после опубликования указанной информации.
В отзыве Администрации муниципального образования от 28 января 2009 года указано, что ЗАО "Тельменское" подало заявление 02 июля 2008 года, что никем из участвующих в деле лиц не оспаривается. Таким образом, на момент окончания срока подачи заявлений (на 25 июля 2008 года) было подано два заявления на право аренды спорного земельного участка: от ООО "Земля Сибири" и от ЗАО "Тельменское", - поэтому Администрация муниципального образования обязана была в силу пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ провести торги в установленном законом порядке, предварительно определив способ проведения торгов (конкурс или аукцион), утвердив условия их поведения, а также сформировать земельный участок и поставить его на кадастровый учет, однако этого не сделала, а без проведения торгов приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду ЗАО "Тельменское".
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив обстоятельства дела и приняв во внимание положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 201 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление и.о. мэра Усольского района от 01 сентября 2008 года N 471 и отказ от 17 октября 2008 года в предоставлении Обществу в аренду земельного участка не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы ООО "Земля Сибири" в сфере экономической и предпринимательской деятельности, поэтому требования общества в части признания постановления недействительным и отказа в предоставлении земельного участка незаконным подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что восстановление прав заявителя предложенным им способом - путем возложения на Администрацию муниципального образования обязанности передать в аренду земельный участок площадью 1400 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Иркутская область, Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, - невозможно, так как это с учетом установленных обстоятельств будет являться нарушением требования пункта 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ о необходимости проведения торгов и прав ЗАО "Тельменское" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 110 АПК РФ с Администрации муниципального образования в пользу ООО "Земля Сибири" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины связи с рассмотрением заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции в сумме 5 000 рублей.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 марта 2009 года по делу N А19-17082/08 отменить в части.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным постановление и.о. мэра Усольского районного муниципального образования N 471 от 01 сентября 2008 года "О предоставлении земельных участков в аренду ЗАО "Тельминское" для ведения сельскохозяйственного производства", признать незаконным отказ в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Земля Сибири" земельного участка площадью 1300 га из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: Иркутская область Усольский район, примыкает с севера, северо-востока к с.Целоты, - изложенный в письме от 17 октября 2008 года (исх.N43/2129) и.о.мэра Усольского районного муниципального образования, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону N 101-ФЗ от 24.07.2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Обязать Администрацию муниципального района Усольского районного муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Земля Сибири".
В остальной части в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Земля Сибири" отказать.
Взыскать с Администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Земля Сибири" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17082/08
Заявитель: ООО "Земля Сибири"
Ответчик: Администрация МР Усольского МО
Третье лицо: ЗАО "Тельминское"