г. Чита |
Дело N А58-1832/08-0329 |
"29" августа 2008 г.
04АП-2067/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э. П. Доржиева, Т. О. Лешуковой,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Поиск-1" на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 июня 2008 года по делу N А58-1832/08-0329 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Поиск-1" к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора о признании незаконным Уведомления N03-15-107/210 от 05.03.2008 г. об отказе в предоставлении лицензии.
(суд первой инстанции судья Эверстова Р. И.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Поиск-1" (далее ООО "Поиск-1") обратилось в суд с требованием к Северо-Восточному управлению государственного морского и речного надзора (далее Управление) о признании незаконным Уведомления N 03-15-107/210 от 05.03.2008 г. об отказе в предоставлении лицензии.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела ООО "Поиск-1" имело лицензию на право осуществления перевозок внутренним водным транспортом грузов серии ВВТ-1 N 011779, со сроком действия с 23.04.2003 г. по 22.04.2008 г.
14.01.2008 г. заявитель обратился в Управление с заявлением о продлении срока лицензии.
21.01.2008 г. ООО "Поиск-1" представлен в Управление пакет документов к указанному заявлению.
28.01.2008 г. заявителем был представлен разработанный и утвержденный план ЛАРН.
Письмом N 03-15-61/121 от 15.02.2008 г. о предоставлении дополнительных документов на лицензирование Управление предложило ООО "Поиск-1" в срок до 06.03.2008 г. представить: выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, прошитую, заверенную, по состоянию на январь 2008 года; представить информацию, какие именно изменения были внесены в сведения о юридическом лице, согласно представленному свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ в 2005 году; представить Свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица. Указав, что в представленных документах на лицензирование подпись директора Борисовой Т. Н. не идентичная (заявление о предоставлении лицензии, а также все копии документов заверены одной подписью, а приказ N20 от 30.05.2007 г. другой). Предложило устранить расхождения в данных по грузоподъемности, по типу и назначению в документах РРР на т/х "Поиск", т/х "Худорожко"; устранить расхождения в данных по грузоподъемности, по типу и назначению, гл.двигателю в документах РРР на т/х "Эльгяец"; предоставить копию удостоверения о повышении квалификации лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов. В письме также указано, что Никитин Н. В. не может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности, так как имеющееся у него высшее образование не имеет отношения к области осуществления перевозок грузов, предоставленный план ЛАРН должен быть согласован и пройти экспертизу на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, в соответствующей организации в порядке, предусмотренном приказом МЧС от 28.12.2004 г. N 621.
05.03.2008 г. руководителем Управления вынесен приказ N 01-04/30 об отказе в предоставлении ООО "Поиск-1" лицензии, о чем заявителю направлено уведомление N 03-15-107/210 об отказе в предоставлении лицензии.
В названном акте лицензирующий орган указал, что представленный заявителем пакет документов не соответствует требованиям, предъявляемым Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортов грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", поскольку ООО "Поиск-1" не предоставлен план по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов с экспертизой и согласованный с МЧС в соответствии с Приказом от 28.12.2004 г. N 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ" (подпункт "и" пункта 4 Положения "О лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов") и документы на лицо, ответственное за осуществление лицензируемого вида деятельности.
Не согласившись с отказом Управления в предоставлении лицензии ООО "Поиск-1" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с п. 59 ст. 17 указанного закона в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены перевозки внутренним водным транспортом грузов.
Согласно ст. 5 Закона РФ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона N 128-ФЗ срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
Согласно п. 3 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2002 г. N 3 45 срок действия лицензии может быть продлен лицензирующим органом по заявлению лицензиата.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 490, установлены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок грузов.
В связи с тем, что окончание срока действия лицензии заявителя пришлось на период, когда лицензионные требования и условия изменились, продление срока действия предоставленной ООО "Поиск-1" лицензии означало бы, что на осуществляемую заявителем деятельность не распространяется действие тех нормативных правовых актов, которые были приняты после получения обществом лицензии. Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что право лицензиата, основанное на ст. 8 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не является безусловным, так как, в силу указанной статьи срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата, а не подлежит обязательному продлению.
В соответствии с подпунктами "ж", "и" п. 6 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства РФ N 490 от 13.08.2006 г. для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган копию плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно ст. 39 Кодекса внутреннего водного транспорта обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.
Статьей 10 Закона РФ N 116-ФЗ от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии с подп. "в" п. 1 Приложения 1, к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом N 621 от 28.12.2004 утверждены "Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" которые, регламентируют порядок разработки и согласования планов ЛАРН.
Согласно п. 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, указанный нормативный акт устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов для организаций, независимо от форм собственности осуществляющих, в том числе транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что указанные Правила распространяются лишь на организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу и переработку нефти.
Поскольку, предусмотренный законом план ЛАРН, согласованный и утвержденный в порядке, определяемом Приказом МЧС России от 28.12.2004 г. N 621, у ООО "Поиск-1" отсутствует, следовательно, Управление обосновано отказало заявителю в предоставлении лицензии на право осуществления перевозок внутренним водным транспортом грузов.
В соответствии с пп. "е" п. 4, п. 6 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 490, одним из лицензионных условий является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок грузов судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы. Для получения лицензии соискатель лицензии должен представить лицензирующему органу копии документов о среднем или высшем профессиональном образовании, повышении квалификации и стаже работы по соответствующей специальности лица, ответственного за перевозки грузов.
Так как, согласно представленным лицензиатом документам о назначении на должность ответственного за организацию перевозок грузов на судах ООО "Поиск-1" Никитина Н. В. не подтверждена квалификационная подготовка указанного лица в области перевозок грузов судами внутреннего водного транспорта, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о непредставлении заявителем документов, подтверждающих соответствие Никитина Н. В. требованиям вышеуказанных норм права.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что соискатель лицензии ООО "Поиск-1" не соответствует лицензионным требованиям и условиям, что является основанием для отказа в предоставлении лицензии в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В связи с чем, суд апелляционной инстанции находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана полная и всесторонняя оценка.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 июня 2008 года по делу N А58-1832/08-0329, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 4 июня 2008 года по делу N А58-1832/08-0329 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев со дня вынесения.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э. П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1832/08
Заявитель: ООО "Поиск-1"
Ответчик: Северо-Восточное правление государственного морского и речного надзора
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16142/09
11.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16142/09
14.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А58-1832/08
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16142/09
21.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16142/09
22.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А58-1832/08
18.06.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2067/08
29.08.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2067/08