г. Чита |
Дело N А19-3064/09 |
"14" июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Лешуковой Т.О., Клочковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аюшиновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2009 года по делу N А19-3064/09, по заявлению Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области к Управлению по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования о признании незаконным бездействия (суд первой инстанции Полякова Е.Г.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Межрайонная ИФНС России N 14 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания, выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14973/07-5.
Определением от 10.03.2009г. суд, по ходатайству заявителя, произвел замену ответчика по делу - Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания на Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, и привлек в качестве третьего лица - Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания.
Решением от 06.04.2009 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что заявление налоговым органом подано в суд с пропуском срока, установленного ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального Кодекса РФ. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России N 14 по Иркутской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что в нарушение ст. 242 БК РФ Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского МО не обеспечило Управлению по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания в соответствии с поступившими в его адрес исполнительными листами арбитражного суда выделение лимитов бюджетных ассигнований и не приостановило до момента устранения нарушений осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника. Кроме того, при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, Управление в нарушение п.7 ст.242.5 БК РФ в течение 10 дней не проинформировало об этом взыскателя, т.е. налоговый орган. Исчисление срока следует считать с момента, когда должны были быть исполнены Управлением исполнительные листы, т.е. с 05.05.2008г., а не с того момента, когда налоговому органу фактически стало известно о нарушении его прав и законных интересов. В адрес налогового органа до 20.03.2009г. не поступало никаких сообщений об исполнении или о невозможности исполнения заявления налогового органа от 29.01.2008г. N 09-39/1016 об исполнении исполнительных листов Арбитражного суда, что подтверждается запросом Инспекции от 11.02.2009г. за N 08-32/4414 и ответом Управления от 20.03.2009г. N 082.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением от 24.06.2009г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя налогового органа.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением от 26.06.2009г.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовым уведомлением от 30.06.2009г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2007г. по делу N А19-14973/07-5 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, правопреемником которой в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2007г. N ММ-3-15/708 является Межрайонная ИФНС России N 14 по Иркутской области, с Управления по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания взыскана задолженность по единому социальному налогу и пени в сумме 213185 руб. 17 коп.
На основании решения суда налоговому органу выдан исполнительный лист N 151 о взыскании указанной суммы.
Инспекцией, сопроводительным письмом от 29.01.2008г. N 09-39/1016, данный исполнительный лист, а также исполнительный лист N 152 на взыскание государственной пошлины в размере 100 руб. 00 коп., направлены для исполнения в адрес Управления по финансам и налогам Администрации Зиминского городского муниципального образования.
Данные исполнительные документы до настоящего времени ответчиком не исполнены, денежные средства на счета соответствующих бюджетов не поступили.
Полагая, что бездействие Комитета, выразившееся в неисполнении решения арбитражного суда, не соответствует закону, налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с п.1 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п.6 ст.242.2 Бюджетного кодекса).
В соответствии с п.1 ст.242.5 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу п.п.3, 4, 6 ст.242.5 Бюджетного кодекса финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта с заявлением взыскателя.
Пункт 3 указанной статьи содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
При наличии указанных оснований, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В силу п.п.5, 7 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
Сопроводительное письмо инспекции от 29.01.2008г. N 09-39/1016 вместе с исполнительными листами получено Управлением по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования - 05.02.2008г.
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам Бюджетного кодекса РФ, поступившие исполнительные листы подлежали исполнению в срок до 05.05.2008г.
К установленному сроку Управлением по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования лимиты на погашение задолженности третьему лицу не выделены, осуществление операций по лицевым счетам не приостановлено, денежные средства в соответствующие бюджеты не поступили.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции правильно определил, что срок для обращения в суд для обжалования рассматриваемого бездействия Управления начал течь с 05.05.2008г., когда инспекции в силу норм Бюджетного Кодекса должно было стать известно об обжалуемом бездействии ответчика, и истек - 05.08.2008г., что не оспаривалось инспекцией (ходатайство от 03.04.2009г.).
В арбитражный суд с настоящим заявлением налоговый орган обратился 28.01.2009, то есть после истечения срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия Управления, инспекция указала, что обращается в суд в целях защиты государственных интересов, что тяжелое финансовое положение государства и регионов, сложившееся из-за финансового кризиса влияет на своевременную выплату пенсий, пособий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004г. N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В силу ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п.1 ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции правомерно указал, что названные в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обстоятельства не могут быть расценены в качестве уважительных причин.
В апелляционной жалобе налогового органа ссылок на иные уважительные причины не содержится.
В обоснование довода о том, что трехмесячный срок следует считать не с 05.05.2008г., а с момента, когда налоговому органу фактически стало известно о нарушении его прав и законных интересов, заявитель указал, что в адрес налогового органа до 20.03.2009г. не поступало никаких сообщений об исполнении или о невозможности исполнения заявления налогового органа от 29.01.2008г. N 09-39/1016 об исполнении исполнительных листов Арбитражного суда, что подтверждается запросом Инспекции от 11.02.2009г. за N 08-32/4414 и ответом Управления от 20.03.2009г. N 082.
Данный довод подлежит отклонению, так как запрос от 11.02.2009г. был направлен инспекцией после обращения в суд с настоящим заявлением (28.01.2009г.).
Учитывая, что заявителем не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.04.2009г., принятое по делу N А19-3064/09, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N14 по Иркутской области без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3064/09
Заявитель: ИФНС России N 14 по Иркутской области
Ответчик: Управление по развитию культурной сферы и библиотечного обслуживания
Третье лицо: Управление по финансам и налогам Администрации Зиминского ГМО
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1846/09