г. Чита |
Дело N А58-2227/09 |
"03" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Клочковой,
судей: Э.В.Ткаченко, Е.О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Верхотуровым Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2009 года по делу N 58-2227/09 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) к Администрации муниципального образования сельского поселения "Наслег Анамы" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о взыскании налоговых санкций (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.);
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: не было;
установил:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому району Республики Саха (Якутия) (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд с требованием о взыскании с Администрации муниципального образования сельского поселения "Наслег Анамы" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация) налоговых санкций - штрафа в размере 100 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием для отказа во взыскании налоговых санкций послужил вывод суда о том, что налоговой инспекцией нарушены существенные условия процедуры рассмотрения акта и порядка принятия решения, что привело к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика.
Налоговая инспекция, не согласившись с решением суда, обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе налоговая инспекция ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что из положений статьи 101 Налогового кодекса РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день с извещением налогоплательщика о времени и месте вынесения решения.
Налоговая инспекция и Администрация о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. Администрация ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Администрации муниципального образования сельского поселения "Наслег Анамы" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) зарегистрировано в качестве юридического лица 03 декабря 2002 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером 1021400523418.
21 марта 2008 года Администрация представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2007 года. Налоговый орган провел камеральную проверку и установлен факт несвоевременного представления Администрацией указанной, что отразил в акте камеральной налоговой проверки от 11 июля 2008 года N 514/1183, который вручил ответчику 15 июля 2008 года, а также уведомлением от 15.07.2008 N 13290/ФАП, врученным в этот же день, известил Администрацию о времени месте рассмотрения акта проверки - 5 августа 2008 года в 10 часов 00 минут по адресу: г.Алдан,ул.Дзержинского,21"Б". Возражения на акт проверки Администрация не представила.
Заместитель начальника налоговой инспекции рассмотрел акт проверки в отсутствие представителя Администрации и решением от 15 августа 2008 N 832 привлек Администрацию к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 100 рублей за непредоставление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года в установленный законодательством срок в налоговый орган по месту учета. Решение вручено главе Администрации 21 августа 2008 года.
Требование от 04 сентября 2008 года N 975, которым налоговый орган предложил ответчику добровольно уплатить налоговую санкцию в срок до 25 сентября 2008 года, ответчик получил 12 сентября 2008 года, но не исполнил, что явилось основанием для обращения налогового органа 31 марта 2009 года в суд с настоящим заявлением.
Вывод суда о наличии в действиях Администрации состава вмененного налогового правонарушения является правильным.
Ответчик в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 163 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц. Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Согласно пункту 6 статьи 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Администрация представила в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2007 года по истечении 61 дня, относительно установленного законом срока её представления.
Однако вывод суда первой инстанции о существенном нарушении налоговым органом процедуры рассмотрения акта налоговой проверки и порядка принятия решения основан на неправильном толковании норм материального права.
В соответствие с пунктом 1 статьи 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ установлено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.
Согласно пункту 7 этой же статьи по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из анализа положений пунктов 1, 2 и 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ следует, что налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки с извещение налогоплательщика, а по результатам рассмотрения принимает решение. Требование о принятии налоговым органом решения в тот же день, когда были рассмотрены материалы проверки, нормы статьи 101 Кодекса не содержат.
Пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечении возможности налогоплательщика представить объяснения.
Рассмотрение материалов камеральной проверки было назначено на 05 августа 2008 года в 10 часов по месту нахождения налогового органа, о чем Администрация получила уведомление от 15 июля 2008 года N 13290/ФАП. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что 05 августа 2008 года заместитель руководителя налоговой инспекции материалы проверки не рассматривал, а рассмотрел их 15 августа 2008 года, не следует такой вывод и из оспариваемого решения. Так как у налоговой инспекции имелись сведения о надлежащем извещении Администрации о времени и месте рассмотрения материалов проверки, то само по себе рассмотрении материалов проверки 05 августа 2008 года в отсутствие представителя Администрации и вынесение решения 15 августа 2008 года не свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией процедуры принятия такого решения.
Таким образом, решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ как принятое с нарушением норм материального права, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Администрации муниципального образования сельского поселения "Наслег Анамы" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) для расчетов открыт лицевой счет в ФКУ по Алданскому улусу.
В соответствие с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Абзацем 2 пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса РФ установлено, что исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Налоговая инспекция установила Администрации срок для уплаты штрафа до 25 сентября 2008 года, исковое заявление направило в суд в пределах установленного абзацем 2 пункта 1 статьи 25 Налоговой кодекса РФ срока.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2009 года по делу N 58-2227/09 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Администрации муниципального образования сельского поселения "Наслег Анамы" Алданского улуса (района) Республики Саха (Якутия) налоговую санкцию - штраф в размере 100 рублей в доход соответствующего бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Клочкова |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2227/09
Заявитель: ИФНС по Алданскому району РС(Я)
Ответчик: МУ Администрация МО СП "Наслег Анамы"
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2483/09