г. Чита |
Дело N А19-1579/2009 |
"24" августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н.,
судей Клепиковой М.А., Куклина О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2009 года по делу N А19-1579/2009 по иску общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" к государственному учреждению "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области, министерству финансов Иркутской области, агентству имущественных отношений Иркутской области о взыскании 31 145 571 руб. 64 коп (суд первой инстанции: судья Грибещенко Г.Н.)
при участии в судебном заседании:
от истца: отсутствует, уведомлен
от ответчиков: отсутствуют, уведомлен,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" обратилось в арбитражный суд Иркутской области с иском к Отряду государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (ОГПС МЧС по Иркутской области), Департаменту финансов Иркутской области о взыскании 31 145 571 руб. 64 коп., составляющих основной долг за поставленный истцом товар по государственным контрактам N 1132 от 15.07.2008, N 1134 от 15.07.2008.
В предварительном судебном заседании от 23.03.2009г. были уточнены наименования ответчиков: "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ГУ "1 ОФПС по Иркутской области") и Министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2009 исковые требования были удовлетворены, с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области было взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" основной долг в размере 31 145 571 руб. 64 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик Министерство финансов Иркутской области обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение при принятии обжалуемого решения норм материального и процессуального права. Просит отменить решение.
Истец, ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном порядке.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на обоснованность и законность обжалуемого решения. Также истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон, третьих лиц.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.07.2008 между Отрядом государственной противопожарной службы МЧС России (заказчик) и ООО "Приоритет" (поставщик) были заключены государственные контракты N 1132 на поставку АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) и N 1134 на поставку АЦ-3,0-40 (АМУР-531320).
Поименованные государственные контракты были заключены по результатам проведенного агентством по государственному заказу Иркутской области открытого аукциона (протокол от 04.07.2008 N 266/2), победителем которого было признано ООО "Приоритет".
По условиям данных контрактов истец обязался передать заказчику АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) в количестве 9 шт. по цене 3 245 000 руб. (общая цена 29 205 000 руб.) и АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 14 шт. по цене 2 355 000 руб. (общая цена 32 970 000 руб.). Индивидуально-определенные признаки поставляемого товара (пожарных автоцистерн) с перечнями пожарно-технического вооружения, установленного на автоцистернах, были согласованы сторонами в приложениях N 1 (спецификациях на поставку товара) к контрактам, подписанных обеими сторонами и являющихся неотъемлемой частью контрактов.
Из доводов истца следует, что на дату предъявления иска им были поставлены автомобили АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) в количестве 9 шт. и автомобили АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 6 шт. В подтверждение данного довода в дело представлены акты приема-передачи автомобилей АЦ-3,0-40 (531320): N 097 от 10.11.2008, N 098 от 10.11.2008, N 099 от 10.11.2008, N 100 от 10.11.2008, N 101 от 10.11.2008, N 102 от 10.11.2008, а также акты приема-передачи автомобилей АЦП-6/6-40 (5557): N 081 от 01.10.2008, N 082 от 01.10.2008, N 083 от 01.10.2008, N 084 от 01.10.2008, N 085 от 01.10.2008, N 080 от 23.09.2008, N 068 от 28.08.2008, N 064 от 18.08.2008, N 065 от 18.08.2008. Передача автоцистерн АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 8 штук была приостановлена истцом до полной оплаты поставленного ранее товара (уведомление N 908 от 24.12.2008, направлено истцом начальнику ОГПС МЧС России по Иркутской области).
Истцом заявлено, что поставленные по государственному контракту N 1132 автомобили АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) в количестве 9 шт. общей стоимостью 29 205 000 руб. были частично оплачены ОГПС МЧС России по Иркутской области на сумму 12 189 428 руб. 36 коп.; задолженность составляет 17 015 571 руб. 64 коп. Поставленные по государственному контракту N 1134 автомобили АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) в количестве 6 шт. общей стоимостью 14 130 000 руб. оплачены не были. Таким образом, задолженность перед истцом за поставленный им товар по государственным контрактам от 15.07.2008 N 1132, N 1134 на дату предъявления иска и на дату рассмотрения спора составляет 31 145 571 руб. 64 коп.
В материалах дела имеется подписанный истцом и ОГПС МЧС России по Иркутской области акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 26.11.2008, отображающий наличие задолженности перед истцом в размере 31 145 571 руб. 64 коп. В ходе рассмотрения спора ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" подтвердил факт поставки истцом указанных выше пожарных автоцистерн и факт наличия перед истцом задолженности по их оплате в исковой сумме.
Министерством финансов Иркутской области и агентством имущественных отношений не оспорен факт поставки истцом указанных выше автомобилей на заявленную истцом сумму, не оспорен факт наличия перед истцом задолженности по их оплате в размере 31 145 571 руб. 64 коп.
Проанализировав представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалами дела подтверждается факт исполнения истцом обязательств по поставке товара по условиям государственных контрактов N 1132, N 1134 от 15.07.2008, что в соответствии с положениями ст.ст.454, 486, 526 Гражданского кодекса РФ и условиями контрактов влечет возникновение у истца права требовать оплаты поставленного им товара в согласованные контрактами сроки.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что между Администрацией Иркутской области и МЧС России заключено утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.05.2008 N 382 Соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах.
Пунктом 1 ст.2 указанного Соглашения установлено, что Администрация Иркутской области передает, а МЧС России принимает полномочия по организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций. Принимаемые МЧС России полномочия реализуются за счет средств областного бюджета.
Согласно п.2 Соглашения, реализацию передаваемых Администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России, которое для этих целей наделяется правами выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в пределах передаваемых в соответствии с Соглашением полномочий; заключать в установленном порядке договоры и соглашения по вопросам реализации полномочий, передаваемых в соответствии с Соглашением; распределять и расходовать в установленном законодательством порядке финансовые и материальные средства, выделенные на реализацию передаваемых полномочий.
В соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу п.1 ст. 3 названного закона, Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
В соответствии с п.1 ст. 4 указанного закона, государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу ч.1 ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Из представленных доказательств следует, что государственные контракты N 1132 на поставку АЦП-6/6-40 (УРАЛ-5557) и N 1134 на поставку АЦ-3,0-40 (АМУР-531320) заключены во исполнение постановления Правительства РФ от 22.05.2008г. N382, утвердившего соглашение между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Администрацией Иркутской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, по результатам открытого аукциона, заказчиком которого являлась Администрация Иркутской области, приобретались автоцистерны пожарные для нужд Иркутской области.
Пунктом 2.1.4 названных выше контрактов оплата производится за счет средств областного бюджета.
При этом в качестве стороны по договору поставки в соответствии с вышеназванным соглашением указан ответчик ОГПС МЧС по Иркутской области, с 28.08.2008г. и в настоящее время ГУ "1 ОФПС по Иркутской области".
Согласно положению о ГУ "ОФПС по Иркутской области", утвержденному приказом N 721 от 01.12.2008, его финансирование и материально-техническое обеспечение учреждение осуществляется за счет средств федерального бюджета, в реестр бюджетополучателей Иркутской области оно не включено и получать финансирование из областного бюджета не может.
Из представленных доказательств: сообщений агентства имущественных отношений Иркутской области от 21.04.2009 N 20-2067/1и, от 25.05.2009 N 20-2730/1и, от 25.09.2009 N 20-2708, акт приема-передачи от 29.12.2008г., указывают, что поставленные ООО "Приоритет" пожарные автоцистерны, стоимость которых заявлена к взысканию по настоящему иску, являются собственностью Иркутской области.
Исходя из вышеизложенного следует, что в спорных правоотношениях Иркутская область выступала в качестве государственного заказчика.
В соответствии с ч.2 ст. 532 ГК РФ, при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Таким образом, суд первой инстанции установив, что финансирование ОГПС МЧС по Иркутской области в 2008 г. в период действия вышеуказанных контрактов было осуществлено не в полном объеме, обоснованно пришел к выводу, что исковое требование ООО "Приоритет" о взыскании основного долга по указанным государственным контрактам в размере 31 145 571 руб. 64 коп. должно быть удовлетворено за счет казны Иркутской области в лице главного распорядителя бюджетных средств Иркутской области - министерства финансов Иркутской области (задачей которого согласно Положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120-пп, является осуществление управления областными финансами, представление интересов областной казны в арбитражных судах).
Министерство финансов Иркутской области не представило доказательств того, что были перечислены денежные средства ОГПС МЧС по Иркутской области на оплату обязательств по вышеуказанным контрактам.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является ГУ "1 ОФПС по Иркутской области", суд апелляционной инстанции полагает несостоятельным по основаниям указанным выше в данном судебном акте.
Довод апелляционной жалобы о том, в материалах дела отсутствуют доказательства исполнения п.3.6, и 3.7 вышеуказанных контрактов, приводился в суде первой инстанции, был исследован и обоснованно отклонен, т.к. факт получения автоцистерн пожарных был установлен и ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" не отрицался.
Доводы апелляционной жалобы о том, что муниципальное образование "Иркутская область" не было привлечено в качестве ответчика, а Министерство финансов Иркутской области является самостоятельным юридическим лицом, - также необоснованны.
В соответствии с ч.1 ст. 124 ГК РФ, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу ч.2 ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае как следует из искового заявление и уточнения, привлечение второго ответчика было связано с тем, что оплата по вышеуказанным государственным контрактам должна была быть осуществлена из средств областного бюджета Иркутской области.
Соответственно в данном случае интересы муниципального образования представляло Министерство финансов Иркутской области как главный распорядитель бюджетных средств Иркутской области.
Довод о необоснованном взыскании расходов по государственной пошлине с Министерства финансов Иркутской области за счет средств казны Иркутской области, - не состоятелен.
В данном случае государственная пошлина была уплачена истцом при подаче иска, соответственно в силу ст. 110 АПК РФ он имеет право на возмещение судебных расходов, т.к. иск удовлетворен. Ссылка в данном случае на пп.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ - необоснованна.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июня 2009 года по делу N А19-1579/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1579/09
Истец: ООО "Приоритет"
Ответчик: ОГПС МЧС по Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области, ГУ "1 Отряд ФПС по Иркутской области", Агентство имущественных отношений Иркутской области