г. Чита |
дело N А19-6461/2009 |
17 августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Капустиной Л.В., судей Клепиковой М.А., Стасюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красильниковой О.А.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу истца на решение Арбитражного суда Иркусткой области от 29 мая 2009 года по делу N А19-6461/2009 по иску Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству к обществу с ограниченной ответственностью "СПМК-7" о взыскании 454 705 руб. (суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.),
УСТАНОВИЛ
Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству (далее - ТУ АЛХ Иркутской области по Жигаловскому лесничеству, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "СПМК-7" (далее - ООО "СПМК-7", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 454 705 руб. задолженности по договору аренды участка лесного фонда N 13 от 30.12.2004Ю, из них 443 025 руб. - арендная плата за 4 квартал 2008 года и 1 квартал 2009 года, 11 680 руб. проценты за пользование денежными средствами.
Решением арбитражного суда от 29.05.2009 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика в пользу истца 36 011 руб. 25 коп. - задолженность по арендной плате за 4 квартал 2008 года, 1 квартал 2009 года с зачислением в соответствующие бюджеты, 3 448 руб. 25 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами и проценты, начиная со 02 апреля 2009 года по день фактической уплаты долга с суммы 36 011 руб. 25 коп. по ставке рефинансирования 12% годовых, В удовлетворении остальной части иска - отказал. Суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 1 578 руб. 39 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, ТУ АЛХ Иркутской области по Жигаловскому лесничеству обратилось в Четвретый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить и удовлетворить в отыскиваемой денежной сумме, исключив денежную сумму, уплаченную ответчиком. По мнению заявителя жалобы, решение принято судом с нарушением норм материального права (пункт 1 статьи 450, статья 452, пункт 4 статьи 421, статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 73, статья 105 Лесного кодекса Российской Федерации); выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Заявитель указал на неприменение судом апелляционной инстанции норм материального права, регулирующих уплату начисленной в соответствии с условиями договора аренды арендной платы.
Ответчик на апелляционную жалобу возражал, полагал решение суда правильным.
Стороны о времени и месте заседания арбитражного апелляционного суда извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили. При таком положении, в силу части 3 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствовала рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы заявителя жалобы, апелляционный суд не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из документов в деле, Жигаловский лесхоз (арендодатель) и ООО "СПМК-7" (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда N 13 от 30.12.2004. Во исполнение требований пунктов 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" для приведения названного договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (вступившим в действие с 01 января 2007 года) между ТУ АЛХ Иркутской области по Жигаловскому лесничеству и ответчиком заключен договор аренды лесного участка N 91-7-23/08 от 27.11.2008. Срок действия договора N 13 от 30.12.2004 установлен на 49 лет с момента государственной регистрации, а договора N 91-7-23/08 от 27.11.2008 - с 19 января 2006 года по 19 января 2054 года.
К договору N 13 от 30.12.2004 подписано дополнительное соглашение от 10.01.2008, согласно которому арендная плата с 01 января 2008 года составила 1 044 900 руб. в год. Такой же размер арендной платы предусмотрен в пункте 2.1 договора N 91-7-23/08 от 27.11.2008, которая должна вноситься ежеквартально, в порядке предварительной оплаты до начала текущего квартала равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 01 по 15 число первого месяца текущего квартала. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 2.2, 2.3).
Неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы за 4 квартал 2008 года и за 1 квартал 2009 года стало основанием для обращения истца в суд с иском.
Доказательства внесения арендной платы ответчик не представил.
Проверив расчет отыскиваемой суммы арендной платы, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерном применении истцом коэффициента 2.0 и потому исковые требования удовлетворил частично.
У апелляционного суда отсутствуют основания для пересмотра этого вывода. Доводы заявителя жалобы отклонены по следующим причинам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды устанавливаются уполномоченными органами (являются регулируемыми).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню"; коэффициент, устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; коэффициент по соответствующим территориям согласно приложению к названному приказу (Иркутская область - 2,0).
В 2006 году был принят новый Лесной кодекс Российской Федерации, введен в действие с 1 января 2007 года.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс Российской Федерации предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 73).
В статье 3 Федерального закона от 24.07.2008 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 года и 2010 года" и в статье 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 года и 2011 года" предусмотрено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году и в 2009 году с соответствующими коэффициентами.
Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не было предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше Приказом от 14.09.2005 N 255. Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
В связи с тем, что Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года не содержит понятия "лесные подати", в состав которых входил спорный коэффициент, с учетом определения данным Кодексом иного федерального государственного органа, к компетенции которого относится установление ставок за пользование участками лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы в период с 01.01.2007 (момент введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года) до 04.06.2007 (момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310) коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 N 255.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по арендной плате, сложившейся из сумм, начисленных на минимальные ставки арендной платы в виде повышающего коэффициента 2.0, а также в части взыскания процентов за пользование денными средствами на данные суммы оказал правомерно.
В соответствии со статьями 309 и 395 Гражданского кодекса Российской Федерации правильно удовлетворил остальные исковые требования.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактически подтвержденным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.05.2009 законно и обоснованно, оснований к его отмене или изменению не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 мая 2009 года по делу N А19-6461/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Капустина |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6461/09
Истец: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Жигаловскому лесничеству
Ответчик: ООО "СПМК-7"