г. Чита |
Дело N А19-3783/09 |
25 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи, Рылова Д. Н.,
судей Желтоухова Е. В., Ячменёва Г. Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Братского акционерного народного коммерческого банка ОАО на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2009 года по делу N А19-3783/09 по заявлению Братского акционерного народного коммерческого банка ОАО к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о признании незаконным и отмене Постановления от 14.01.2009 г. N 3 о назначении административного наказания.
(суд первой инстанции судья Сураева О. П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
установил:
Братский акционерный народный коммерческий банк ОАО (далее Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее Антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления от 14.01.2009 г. N 3 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о наличии в действиях Банка состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с нарушением норм материального права. Размещенная Банком рекламная информация о предоставлении ипотечного кредита содержит все существенные условия, предусмотренные ст. 28 Закона РФ "О рекламе", в связи с чем, в действиях заявителя отсутствует вина в совершении вмененного ему административного правонарушения. Суд не обосновано указал на надлежащее извещение Банка о дате, времени и месте составления протокола, взяв за основу извещение представителя заявителя Ермошенко И. В., поскольку указанное лицо на тот период действовало на основании общей доверенности.
Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заявитель обратился в суд с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, должностное лицо Антимонопольного органа на основании материалов административного производства о нарушении Банком требований ч. 3 ст. 28 Закона РФ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" в части не указания на условие об обязанности заемщиков заключать со страховой компанией договоры (полисы) личного и имущественного страхования при рекламировании ипотечного кредита, был составлен Протокол об административном правонарушении N 189 от 10.10.2008 г. и совершении правонарушения предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.
На основании Протокола об административном правонарушении, руководителем Антимонопольного органа, принято Постановление N 3 от 14.01.2009 г., о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ и наложения штрафа в сумме 100000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.1, ст. 26.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в нарушение закона, Банк о дате времени и месте составления протокола об административном правонарушении - 10.10.2008 г. не извещался.
В подтверждение надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола Антимонопольный орган ссылается на запись в Уведомлении N 4051-10 от 30.09.2008 г., сделанную Ермошенко И. В. 09.10.2008 г. (л.д. 104).
Суд критически оценивает указанный довод Антимонопольного органа о том, что доказательством извещения заявителя о времени и месте составления протокола является вручение Уведомления о дате составления протокола представителю заявителя Ермошенко И. В., её ходатайство об отложении составления протокола и её явка в Антимонопольный орган 10.10.2008 г.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на момент вручения Ермошенко И. В. Уведомления N 4051-10 от 30.09.2008 г. она действовала на основании общей доверенности Банка от 27.12.2007 г. на представление интересов заявителя в судебных, арбитражных и иных инстанциях (л.д. 9).
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ N 46 от 26.07.2007 г. "суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является".
Кроме того, доверенность N 1107 от 08.10.2008 г. на имя Ермошенко И. В., представленная в Антимонопольный орган 10.10.2008 г. (л.д. 10), так же не содержит указания на полномочие Ермошенко И. В. по участию её в конкретном административном производстве и не является доказательством, подтверждающим извещение заявителя о времени и месте составления протокола, как и явка Ермошенко И. В. в Антимонопольный орган на составление протокола.
Следовательно, на момент составления протокола у Ермошенко И. В. отсутствовали полномочия представлять Банк в конкретном административном деле.
Каких либо доказательств, достоверно подтверждающих извещение заявителя о назначении времени составления протокола об административном правонарушении - 10.10.2008 г., Антимонопольным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, следует признать, что Антимонопольным органом не были приняты необходимые и достаточные меры для надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
Согласно пунктам 3 - 6 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Фактически Протокол об административном правонарушении N 189 от 10.10.2008 г. был составлен в отсутствии лица привлекаемого к ответственности, надлежащим образом не извещенного о дате, времени и месте составления протокола.
В результате, Банк был лишен прав, предусмотренных вышеуказанными нормами закона, в том числе Конституционного права - на квалифицированную юридическую защиту.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 03.08.2004 г N 5960 существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Следовательно, суд первой инстанции не обоснованно пришел к выводу о законности оспариваемого Банком Постановления Антимонопольного органа N 3 от 14.01.2009 г. о назначении административного наказания.
На основании всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2009 года по делу N А19-3783/09, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 апреля 2009 года по делу N А19-3783/09 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 3 от 14.01.2009 г. о привлечении Братского акционерного народного коммерческого банка ОАО к административной ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3783/09
Заявитель: ОАО Братский Акционерный Народный коммерческий Банк
Ответчик: Иркутское УФАС России
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1422/09