г. Чита |
Дело N А19-19283/2008 |
25 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2009.
Полный текст постановления изготовлен 25.06.2009.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Стасюк,
судей: Е.Н. Скажутиной, О.А. Куклина,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Зенчиком,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2009 года по делу N А19-19283/2008 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Пожавтокомплект" к Государственному учреждению "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", третье лицо: Министерство финансов Иркутской области, о взыскании 1 212 171 руб. 01 коп. (суд первой инстанции: Е.Н. Кулик),
в отсутствие представителей сторон.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Торговый дом "Пожавтокомплект" обратилось в суд с иском к Отряду Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области о взыскании 1 175 071 руб. 01 коп. задолженности за поставленный товар по государственному контракту N 1055 от 01.08.2008 и 37 100 руб. договорной неустойки за период с 13.09.2008. по 27.11.2008.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец уточнил исковые требования, в части основного долга сумму уменьшив до 891 882 руб. 17 коп. в связи с частичным погашением долга, увеличив размер неустойки до 95 189 руб. в связи с увеличением периода просрочки с 13.09.2008. по 23.04.2009. Также заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг адвокатов в размере 30 000 руб.
Уточнено правильное наименование ответчика - Государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ определением суда от 23 декабря 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2009 года с Государственного учреждения "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" в пользу ООО "Торговый дом "Пожавтокомплект" взыскано 891 882 руб. задолженности за поставленный товар, 14 791 руб. 99 коп.- расходов по уплате государственной пошлины, 27 106 руб. 92 коп. - расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции. Доводы заявителя мотивированы тем, что контракт N 1055 заключен в рамках соглашения, заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России "О передаче друг другу части своих полномочии..", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 382 от 22 мая 2008 года, следовательно, должен финансироваться за счет средств областного бюджета, что и прописано в контракте. Ответчик считает, что судом не исследовано данное обстоятельство, не применен закон, подлежащий применению. Сумма по принятому судебному акту подлежит взысканию за счет средств федерального бюджета, что противоречит Бюджетному кодексу РФ.
Из отзыва на апелляционную жалобу третьего лица - Министерства финансов Иркутской области, усматривается, что последним решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным. Третье лицо полагает, что обязанность по оплате товара была принята и должна быть исполнена стороной контракта - ответчиком.
Стороны в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 89069, 89071, 89072. Истец заявил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Учитывая положения ст. ст. 123, 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
01 августа 2008 года, по результатам проведенного аукциона, между ООО "Торговый дом "Пожавтокомплект" (поставщик) и Отрядом Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области (заказчик) заключен государственный контракт N 1055, по условиям которого поставщик продает, а заказчик покупает теплоотражетельные комплекты, указанные в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта, и обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную настоящим контрактом денежную сумму 1 325 000 руб.
В п.1.2 определен срок поставки товара 2008 год, в течение 30 дней с момента заключения государственного контракта.
Из п. 2.1.2 договора следует, что оплата производится безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет, в следующем порядке: 100% по факту поставки товара на склад заказчика.
Во исполнение принятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта ООО "Торговый дом "Пожавтокомплект" по счету-фактуре N 40 от 11.09.2008. поставил ответчику товар на общую сумму 1 325 000 руб., что подтверждается товарной накладной N 40 от 11.09.2008 и актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 13.10.2008.
Поставленный истцом товар принят получателями в полном объеме, что подтверждается подписью уполномоченного лица получателя на товарной накладной и ответчиком не оспаривается.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту по оплате за поставленный товар, истец обратился в суд с настоящим иском.
Заявленные истцом требования в части взыскания суммы долга обоснованно удовлетворены судом первой инстанции, учитывая следующее.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действии граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности возникают из договоров.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.
В предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- наличие обязательственных отношений между сторонами;
- факт поставки товара;
- факт оплаты товара;
- размер задолженности за поставленный товар.
Согласно ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательств.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт поставки товаров ответчиком не оспаривается. Доказательства оплаты за поставленный товар в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции был сделан правомерный вывод об отсутствии факта исполнения ответчиком обязательства по оплате за поставленный товар.
Как установлено сторонами в п. 2.1.1 контракта ответчик обязался осуществить оплату товара в размере цены на товар, указанной в п.1.1 контракта, по факту поставки товара.
Доводы апелляционной жалобы о том, что задолженность по контракту должна быть погашена за счет областного бюджета, суд отклоняет, поскольку стороной по государственному контракту является Отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области в дальнейшем переименованный в Государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
Несмотря на заключение договора от 01.08.2008 N 1055 для исполнения государственного контракта, его сторонами являются два самостоятельных субъекта хозяйственной деятельности, согласно пункту 1 статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата товаров, поставленных для государственных нужд, производится покупателем. Иной порядок расчетов условиями контракта не предусмотрен.
Условие договора, изложенное в п. 2.1.3, о производстве оплаты за счет областного бюджета не ограничивает право истца обратиться за получением долга к ответчику.
Ссылка ответчика на Соглашение, заключенное между Администрацией Иркутской области и МЧС России "О передаче друг другу части своих полномочий_.", утвержденное Постановлением Правительства РФ N 382 от 22 мая 2008 г., судом апелляционной инстанции принята быть не может, т.к. указанное соглашение не влияет на размер обязательств ответчика по рассматриваемой сделке.
Следовательно, и размер обязательств Иркутской области перед ответчиком на момент заключения контракта, согласно Приложения 9 к Закону Иркутской области N 17-03 от 21 мая 2008 г. "Об областном бюджете на 2008 год" (в соответствии с которым ОГПС МЧС России по Иркутской области является ГРБС бюджета Иркутской области и на 2008 г. ему было выделено бюджетных ассигнований на сумму 1 720 386 тысяч рублей), не является обстоятельством, подлежащим установлению в рамках настоящего спора.
Как следует из Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 507 от 28.08.2008 "О подразделениях федеральной противопожарной службы", с 01.01.2009 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области было переименовано в государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
Свидетельством о постановке "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" на учет Российской организации в налоговом органе серии 38 N 002901247 подтверждается, что номер ИНН/КПП 3808121403 380801001, в результате переименования ответчика, остался у последнего прежним (реквизиты в государственном контракте).
Так, ответчик в результате преобразований был переименован в государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
Следовательно, ссылки ответчика на Закон Иркутской области N 132-03 от 17.12.2008 г. "Об областном бюджете на 2009 год", с указанием на который ответчик считает, что он утратил статус ГРБС бюджета Иркутской области; а также ссылки на статью 26.8 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации", судом, в обоснование освобождения ответчика от обязательств по контракту, не могут быть приняты.
Часть 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, указывающая на то, что выплаты по контрактам, заключенным в рамках соглашения при реализации субъектом возложенных на него полномочий, являются расходными обязательствами субъекта, применению при рассмотрении настоящего спора не подлежит, т.к. обязательства субъекта Российской Федерации - Иркутской области, рассматриваемый контракт не устанавливает, данный субъект участником сделки не является и обязательства Иркутской области, не исполненные в связи с преобразованием ответчика, не являются предметом рассматриваемого спора.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 30.04.2009.
Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2009 года по делу N А19-19283/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Т.В. Стасюк |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19283/08
Истец: ООО "ТД "Пожавтокомплект"
Ответчик: ГУ "1 Отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области"
Третье лицо: Министерство финансов Иркутской области