г. Чита |
Дело N А19-11275/08 |
3 августа 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 августа 2009 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Клочковой Н.В., Ткаченко Э.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2009 года по делу N А19-11275/08 по заявлению Закрытого акционерного общества "Транс Логистик Консалт" к Иркутской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 1 августа 2008 года по делу об административном правонарушении N 10607000-346/2008
(суд первой инстанции: Титов В.М.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Закрытое акционерное общество "Транс Логистик Консалт" (далее - Общество, ЗАО "ТЛК") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 1 августа 2008 года по делу об административном правонарушении N 10607000-346/2008.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2009 года указанные судебные акты судов первой и апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях Общества не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно отсутствует вина.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что у Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований таможенного законодательства, в частности, путем истребования от представляемого им лица необходимых для таможенного оформления документов, а также осмотра и измерения подлежащих декларированию товаров, в том числе и без вскрытия грузовых мест, а также отобрания с разрешения таможенного органа проб и образцов таких товаров. Однако предоставленными ему как таможенному брокеру правами Общество не воспользовалось. Кроме того, ЗАО "ТЛК" вправе было отказаться от подачи предварительной таможенной декларации либо внести необходимые изменения в уже поданную предварительную таможенную декларацию.
В отзыве от 14 июля 2009 года N 630/03 Общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Таможенным органом заявлено ходатайство от 27 июля 2009 года N 10607000/2-46-2008 о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 130 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или до завершения внутреннего таможенного транзита.
Из материалов дела следует, что на Ангарский таможенный пост Иркутской таможни таможенным брокером - ЗАО "ТЛК" - подана предварительная грузовая таможенная декларация N 10607020/050508/П001285 (т. 1, л.д. 29-30, 99-100), согласно которой в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления заявлен, в том числе товар N 4 - веники "Сорго", весом нетто 2000 кг, весом брутто 2000 кг, в количестве 6000 штук. Получателем товара, декларантом и лицом, ответственным за финансовое регулирование, является индивидуальный предприниматель Мирсодиков Х.М.
В ходе таможенного досмотра установлено превышение фактического количества и веса товара N 4 над заявленным в предварительной грузовой таможенной декларации на 250 штук и 250 кг, что отражено в акте таможенного досмотра N 10607020/130508/000053 (т. 1, л.д. 31-34, 101-106).
О факте выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 16 июня 2008 года N 10607000-346/2008.
Постановлением Иркутской таможни от 1 августа 2008 года по делу об административном правонарушении N 10607000-346/2008 (т. 1, л.д. 12-19, 93-97) Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в сумме 2500 рублей.
В Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2007 года N 13664/06 и N 14970/06 указано, что состав данного правонарушения образует незаявление таможенному органу всего товара либо его части.
Исходя из содержания и смысла части 1 статьи 16.2 КоАП РФ под недекларированием следует понимать невыполнение лицом обязанностей, предусмотренных статьями 123, 124, 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, выражающееся в уклонении от подачи таможенной декларации в установленном законом порядке, сопряженном с сокрытием факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации либо непредъявлением их для таможенного оформления. При этом предметом правонарушения могут быть признаны лишь те товары и транспортные средства, в отношении которых законом установлена обязанность по их декларированию (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2005 года N 127/05).
Из протокола об административном правонарушении от 16 июня 2008 года и постановления таможни от 1 августа 2008 года по делу об административном правонарушении N 10607000-346/2008 следует, что допущенное Обществом правонарушение выразилось в недекларировании по установленной форме части товаров (веников "Сорго"), подлежащих декларированию.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения правильными, исходя из следующего.
Факт недекларирования в предварительной грузовой таможенной декларации N 10607020/050508/П001285 части товара N 4 - веников "Сорго", весом нетто 250 кг, весом брутто 250 кг, в количестве 250 штук установлен таможенным органом, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и Обществом по существу не оспаривается, в том числе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Вместе с тем, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П и от 24 июня 2009 года N 11-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. Применительно к ответственности за таможенные правонарушения Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что отсутствие вины при нарушении таможенных правил является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава таможенного правонарушения; суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение таможенных правил защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон (статья 123 Конституции Российской Федерации), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения таможенных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась и как бы ни было распределено бремя ее доказывания.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 21 апреля 2005 года N 119-О и от 20 марта 2008 года N 210-О-О, часть 2 статьи 2.1 КоАП предусматривающая основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлена на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 данного Кодекса) и имеет целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 486-О-О указано, что административная ответственность применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении от 16 марта 2008 года и постановления от 1 августа 2008 года по делу об административном правонарушении N 10607000-346/2008 следует, что виновность ЗАО "ТЛК" в совершении вменяемого ему правонарушения выражается в неиспользовании возможности реализации своих прав, предусмотренных таможенным законодательством (в частности, путём осмотра товаров до подачи грузовой таможенной декларации).
Аналогичное обоснование наличия вины Общества приводится и в апелляционной жалобе таможенного органа.
Однако судом первой инстанции установлено, что на обратной стороне транзитной декларации N 10605080/010508/4002773 (т. 1, л.д. 37-38, 109-110) имеется штамп Иркутской таможни о прибытии товара 6 мая 2008 года и отметка о ненарушении пломб. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, при использовании Обществом 5 мая 2008 года процедуры предварительного декларирования товара у него отсутствовала объективная возможность осмотра неприбывшего товара или принятия других мер для установления достоверных сведений о его количестве и весе.
Кроме того, в материалах дела об административном правонарушении N 10607000-346/2008 имеются следующие доказательства:
- счет-фактура от 21 апреля 2008 года (т. 1, л.д. 36 и 108), согласно которому поставщик - Зоиров Махмуджон отправляет в адрес грузополучателя Мирсодикова Х.М., в том числе веники "Сорго" в количестве 6000 штук по цене 0,12 долларов США за штуку на сумму 720 долларов США;
- железнодорожная накладная N 371157 (т. 1, л.д. 35 и 107), где подтверждено нахождение в железнодорожном вагоне импортированных товаров, в том числе веников "Сорго" в количестве 6000 штук, весом 2000 кг, с отметками таможенного органа о том, что вагон осмотрен, нарушений не выявлено;
- транзитная декларация N 10605080/010508/4002773 о нахождении в железнодорожном вагоне, в том числе веников "Сорго" весом нетто 2000 кг, весом брутто 2000 кг;
- экспортная таможенная декларация государства-импортера N 762214/230408/0000385 (т. 1, л.д. 39-40, 111-112), в которой указаны количество и вес веников "Сорго" и имеются отметки таможенных органов Таджикистана;
- протокол опроса от 6 июня 2008 года свидетеля Погодаевой О.А., являющейся специалистом по таможенному оформлению Иркутского филиала ЗАО "ТЛК", которая осуществляла предварительное декларирование, в котором содержится объяснение о том, что сведения о товаре N 4 - вениках "Сорго" - были заявлены в предварительной грузовой таможенной декларации исходя из представленных документов: счета-фактуры от 21 апреля 2008 года, сертификата происхождения СТ-1 TJRU 802/988 от 22 апреля 2008 года, железнодорожной накладной N 371157, экспортной декларации N 762214/230408/0000385, акта таможенного досмотра Таджикистана, отчета об оценке ООО "Межрегиональная компания "Союз" от 30 апреля 2008 года N 170;
- письмо получателя товара - индивидуального предпринимателя Мирсодикова Х.М. от 4 мая 2008 года, адресованное начальнику Ангарского таможенного поста, о том, что он купил у Зоирова М. по счету-фактуре от 21 апреля 2008 года за наличный расчет, в том числе веники "Сорго" в количестве 6000 штук.
Таким образом, предварительная таможенная декларация N 10605080/010508/4002773 была заполнена таможенным брокером (ЗАО "ТЛК") на основании имевшихся в распоряжении у него сведений, содержащихся в транспортных, коммерческих и таможенных документах, на некоторых из которых были проставлены отметки таможенных органов Таджикистана и Российской Федерации.
Какие-либо основания полагать, что содержащиеся в названных документах сведения о количестве и весе спорного товара (веников "Сорго") являются недостоверными и требуют дополнительной проверки, у Общества отсутствовали, а осмотреть товары до подачи таможенному органу предварительной таможенной декларации и до прибытия заявленных в указанной таможенной декларации товаров не представлялось возможным.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, оценив по правилам статей 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и исследовав все связанные с фактом недекларирования обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Общества не имелось возможности предвидеть, что сведения о количестве товара N 4 (веников "Сорго"), которыми он располагал на момент таможенного оформления, могут не соответствовать действительности.
Это обстоятельство с учетом положений статей 1.5 и 2.1 КоАП РФ, а также упомянутых правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, означает отсутствие вины ЗАО "ТЛК" в недостоверном декларировании и, соответственно, отсутствие правовых оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе таможни, проверены, но они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции на основании части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полной мере выполнены указания Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенные в постановлении от 7 апреля 2009 года по настоящему делу.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2009 года по делу N А19-11275/08, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июня 2009 года по делу N А19-11275/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Н.В. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11275/08
Заявитель: ЗАО "Транс Логистик Консалт"
Ответчик: Иркутская таможня