г. Чита |
Дело N А78-1580/2008 С2-20/69 |
04АП-2003/2008(2)
"04" августа 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Т.О. Лешуковой, Э.П. Доржиева при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО СМК "Вита", на решение арбитражного суда Читинской области от 16 мая 2008 года по делу А78-1580/2008 С2-20/69, принятое судьей Анисимовым М.И.,
при участии:
от заявителя, Комитета здравоохранения по Читинской области: Лесковой А.Н., представителя по доверенности от 23.07.2008г.;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Читинской области: Скосырской Е.В., представителя по доверенности от 13.05.2008г.;
от третьего лица, ООО СМК "Вита", Ивкиной О.П., представителя по доверенности от 03.06.2008г.; Меркушкиной С.В., представителя по доверенности от 28.07.2008г.
и установил:
Заявитель, Комитет здравоохранения Читинской области, обратился с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Читинской области о признании недействительным решения N 4-3-555 от 25 марта 2008 года о нарушении законодательства при размещении заказа как государственного заказчика.
Решением суда первой инстанции от 16 мая 2008 г. требования заявителя удовлетворены.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с разделом 9 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией, созданной в комитете
здравоохранения Читинской области в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии со следующими критериями:
1. цена контракта (в соответствии с формой 3 конкурсного предложения),
2.качественные характеристики услуг и квалификация участника конкурса (в соответствии с формой 4 конкурсного предложения).
Форма 4 конкурсного предложения "предложение о качественных характеристиках услуги и квалификация участника конкурса (с указанием критериев)" в качестве подкритериев квалификации участника конкурса содержит "продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области" и "количество граждан, застрахованным участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования на территории Читинской области".
ОАО СМК "Вита" обратилось в Читинское УФАС РФ с жалобой на действия заказчика - Комитет здравоохранения Читинской области, выразившиеся во включении в конкурсную документацию подкритериев оценки квалификации участника конкурса в зависимости от продолжительности работы страховой медицинской организации и количества граждан, застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования, что является нарушением части 2.1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Рассмотрев указанную жалобу, Управление ФАС по Читинской области 20 марта 2008 года приняло решение N 4-3-555, в соответствии с которым жалоба ОАО СМК "Вига" на действия Комитета здравоохранения Читинской области при проведении открытого конкурса на размещение государственного заказа по страхованию неработающего населения Читинской области в 2008 году признана обоснованной. Комитет здравоохранения Читинской области признан нарушившим требования части 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказа и выдано предписание о внесении изменений в конкурсную документацию, а именно: исключить из формы 4 конкурсного предложения подкритерии "продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области" и "количество граждан, застрахованных участников конкурса по системе обязательного медицинского страхования на территории Читинской области" в срок до 26 марта 2008 года.
Предметом открытого конкурса является право на заключение государственного контракта на страхование неработающего населения Читинской области с 30 марта 2008 года по 31 декабря 2008 года по 30 лотам.
Подкритериями к квалификации участника конкурса в форме 4 конкурсной документации установлены "продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области", "количество граждан, застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования на территории Читинской области".
Суд полагает, что данные сведения относятся ко всем участникам открытого конкурса и не являются основанием к отказу к участию в конкурсе, кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ они являются не требованиями к участнику размещения заказа, а критерием к каждому из участников в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта.
Согласно части 7 статьи 65 Закона N 94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, а при отсутствии таких нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления - самостоятельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что такой порядок до настоящего времени не определен нормативно, заказчик вправе самостоятельно определить критерии оценки заявок, исходя из своего права определения лучших условий исполнения контракта, установленного статьей 28 части 4 вышеназванного Закона.
Таким образом, виды критериев могут быть проверены на предмет соответствия вышеназванной норме, их содержание и значимость могут устанавливаться только Законом и соответствующим Постановлением Правительства РФ.
В данном случае, значимость указанных критериев следующая: цена - 80%, квалификация участника и качество услуг - 20%, что соответствует требованиям закона, использование иных, за исключением предусмотренных ч.4 ст.28 Закона N 94-ФЗ, критериев оценки заявок на участие в конкурсе не допускается. Согласно названной норме заказчиком в разделе 9 конкурсной документации установлены критерии оценок заявок, в том числе, критерий "качественные характеристики услуг и квалификация участника. Указанный критерий оценки заявок изложен в форме 4 конкурсной документации. Непосредственно к квалификации участника размещения заказа относится продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования и количество граждан, застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования. Исходя из обстоятельств дела данные критерии не могут являться требованиями к участнику конкурса. Данные критерии необходимо рассматривать в совокупности с критерием оценки по качественным характеристикам услуг.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" страховые медицинские компании обязаны контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи, а также защищать интересы застрахованных. Сумма штрафных санкций, примененных по результатам экспертизы качества медицинской помощи является одним из существенных показателей деятельности СМК. Поэтому, нельзя признать обоснованным довод УФАС об отсутствии ответственности страховых медицинских компаний перед застрахованными лицами.
Третье лицо, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представители третьего лица поддержали апелляционную жалобу, указав следующее.
Критерии "продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования" и "количество граждан застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования" ограничивает конкуренцию организаций в сфере реализации услуг по медицинскому страхованию.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. От 29.12.2006) "О медицинском страховании граждан в Российской федерации" страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Пункт 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Внесение в конкурсную документацию указанных критериев ограничивает конкуренцию страховых организаций на рынке услуг, так как способствует установлению доминирующего положения на рынке для крупных страховых организаций.
Включение критериев "продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования" и "количество граждан застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования" создает преимущественные условия для отдельных страховых компаний и в нарушение ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ведет к ограничению конкуренции на рынке обязательного медицинского страхования.
На основании анализа положений ст. 22, 24 указанного выше Закона, ст. 5, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" включение критериев "продолжительность работы страховой медицинской организации в системе обязательного медицинского страхования" и "количество граждан застрахованных участником конкурса по системе обязательного медицинского страхования" ограничивает конкуренцию организаций в сфере реализации услуг по медицинскому страхованию.
Представитель Комитета здравоохранения Читинской области в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы указав, что решение суда законное и обоснованное, поскольку указанные критерии не относятся к оценки кандидатов на участие в конкурсе, а относятся только к критериям, по которым оценивается каждый участник конкурса. Указанное подтверждается, в том числе и тем, что ОАО СМК "Вита", была в дальнейшем допущена к конкурсу на общих основаниях, что ею не отрицается.
Представитель Комитета также просил обратить внимание, что УФАС по Читинской области при принятии оспариваемого решения не установило в действиях заявителя нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем ссылки на данный закон в апелляционной жалобе не могут быть приняты.
Представитель УФАС по Читинской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, указав, что решение суда ошибочно и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
11 февраля 2008 года Комитет здравоохранения Читинской области объявил о проведении конкурса на размещение государственного заказа по страхованию неработающего населения Читинской области в 2008 году. Конкурсная документация по проведению данного конкурса была утверждена приказом Комитета здравоохранения Читинской области N 58 от 06.02.08 г.
В соответствии с разделом 9 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются комиссией, созданной в Комитете здравоохранения Читинской области в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии со следующими критериями:
1. цена контракта (в соответствии с формой 3 конкурсного предложения),
2. качественные характеристики услуг и квалификация участника конкурса (в соответствии с формой 4 конкурсного предложения).
Форма 4 Предложения о качественных характеристиках услуги и квалификации участников конкурса (с указание критериев) содержит такой критерий оценки заявки, как квалификация участника конкурса, поставленный в зависимость от продолжительности работы участника в системе обязательного медицинского страхования населения на территории Читинской области и критерий количества застрахованных участником конкурса по системе ОМС на территории Читинской области.
По мнению УФАС по Читинской области, указанные параметры нарушают требования ч. 2.1 ст. 22 Федерального закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" нарушение предусмотренных этим Законом положений о размещении заказа является основанием для признания судом, арбитражным судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
На основании части 1 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 22 названного Закона).
В подпункте 14 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона.
По правилам статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации.
Частью 5 статьи 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшей на момент проведения конкурса, было предусмотрено, что при проведении конкурса на выполнение технологических работ для определения лучших условий исполнения контракта в соответствии с конкурсной документацией конкурсная комиссия вправе учитывать помимо иных такой критерий как квалификация участника конкурса.
Суд апелляционный считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что включение в конкурсную документацию таких критериев как опыт выполнения аналогичных работ и квалификация персонала надлежит расценить как подтверждение участниками конкурса своей квалификации, что не противоречит положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действовавшим на момент проведения конкурса.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Читинской области от "16" мая 2008 года по делу N А78-1580/2008 С2-20/69 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1580/08
Заявитель: Комитет здравоохранения Читинсмкой области
Ответчик: УФАС по Забайкальскому краю
Третье лицо: ОАО СМК "Вита"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2003/08